Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№47 (414) 08 декабря 2003 г. Дом

ОДИН СТРОИМ, ДВА В УМЕ

08.12.2003
Ольга МИКША

Недавно Белорусский союз строителей был вынужден создать специальную комиссию для выработки предложений по сокращению сроков подготовительного периода в строительстве. Как отмечается в обосновании необходимости создания такого органа, подготовительные работы сейчас в несколько раз дольше самого строительства - если панельный дом можно построить за 10 месяцев, то на различные согласования уходит до двух-трех лет. Очевидно, что в условиях ажиотажного спроса на квартиры и быстро изменяющейся конъюнктуры рынка недвижимости такие проволочки недопустимы. О предложениях Союза строителей по решению этой проблемы корреспонденту «Белорусской газеты» рассказывает заместитель председателя ЗАО «Инвест-систем», генподрядчика минских жилищных займов, Станислав ЛУКАШЕВИЧ.

- Что непосредственно входит в комплекс подготовительных работ, предшествующих строительству объекта?

- Выбор площадки, отвод земли, разработка и согласование эскизных решений, разрешение на производство проектно-изыскательных работ, разработка проектно-сметной документации, утверждение проектов, разрешение на строительство и т.д. В целом все это отнимает очень много времени и сил у заказчика строительства.

- Что предлагает Союз строителей для оптимизации подготовительного процесса?

- Мы подготовили предложения о сокращении сроков подготовки работ в строительстве. Например, по отводу земли - сейчас эту процедуру усложнили до невозможности. Если раньше горисполком разрешал производство проектно-изыскательных работ и обязывал при разработке технической документации определять границы земельных участков в постоянное и временное пользование без предварительного оформления отвода земли, то сейчас предписано согласовывать отвод земли не только до начала строительства, но и до начала проектирования.

Другой пример: проект производства работ - это внутренний строительный документ, т.н. технологическая карта в строительстве, а ее теперь надо согласовать с пожарными и санитарными службами, с районным архитектором и ГАИ. Но документ разрабатывался с учетом всех этих требований, зачем еще раз согласовывать? Разве мы не знаем, что когда машину выводишь со стройплощадки, надо помыть колеса - как требует ГАИ? Или требование пожарников к расстоянию между бытовками? Или требования санитарных служб? Более того, сегодня, чтобы начать строительство на объекте, надо четыре раза обращаться в администрацию района. А на все это уходит не один месяц.

- Учитывали ли вы при выработке своих предложений опыт соседних стран?

- Конечно. Например, в Москве всеми согласованиями с эксплуатирующими организациями занимается не заказчик, а специально созданный для этого орган. Это позволяет сократить время, поскольку согласованиями занимаются профессионалы. Самому заказчику сделать это трудно, ведь надо обойти больше десятка организаций. Допустим, предприниматель хочет построить ресторанчик, и ему либо самому придется ходить по всем инстанциям, либо кого-то нанимать. Поэтому создать подобную службу для заказчика - большое дело. А у нас сегодня такой порядок, что когда разработан эскизный проект, когда проектировщики подсчитали технические нагрузки по теплу, воде, электроэнергии, газу и т.д., мы берем у Комитета архитектуры заявку в эксплуатирующие организации на выдачу этих условий и согласовываем все сами. В результате сроки очень растягиваются.

Мы предлагаем, чтобы институт «Минскинжпроект» централизованно вел дежурный план инженерных коммуникаций города. Кроме сокращения сроков согласований это позволит избежать ведомственных интересов. А то ведь сейчас как - мы берем техусловия на обеспечение теплом нашего объекта, а нам обязательно записывают переложить еще кусок теплотрассы. Т.е. мы строим жилье на ул. Притыцкого, а теплотрассу надо переложить на ул. Волоха. Эти поборы по сути перекладываются на плечи будущего жильца. А у нас стоимость квадратного метра и так довольно высока.

- При наблюдающемся в последнее время ажиотаже на рынке недвижимости - как первичном, так и вторичном - эти проволочки, видимо, ощутимо влияют на рост цены квадратного метра.

- Совершенно верно, хотя не напрямую, а косвенно. Очевидно, что если начать строительство на два года раньше, можно быстрее получить отдачу. Кроме того, на рынке жилья в последнее время конъюнктура очень сильно меняется.

- Какие изменения наиболее заметны?

- Еще четыре-пять лет назад самым большим спросом пользовались четырехкомнатные квартиры, и потом по убывающей - трех-, двух- и однокомнатные. Теперь всё с точностью до наоборот. Самый большой спрос на однокомнатные квартиры в панельных домах.

- А успели строители скорректировать свое предложение под требование рынка?

- Мы как заказчики строительства можем регулировать эти процессы. И сегодня мы заказываем такое соотношение квартир в доме: около 70% - одно- и двухкомнатные, 20% - трехкомнатные и только 10% - четырехкомнатные квартиры. Мы даже пошли на уменьшение площади многокомнатных квартир в домах массовых серий, чтобы они были более доступными.

- Несмотря на выполнение заданий последних лет по вводу жилья, очередь нуждающихся в Минске и по стране реально меньше не становится. Могут ли строительные предприятия строить больше?

- В начале 90-х в Минске строили около 1 млн. кв. метров жилья. Теперь же чуть более полумиллиона. Сейчас заявлено, что банки увеличат количество кредитных средств для финансирования строительства жилья, чтобы, как планирует руководство города, выйти на 800 тыс. кв. метров в следующем году и впоследствии - снова на миллион. Но это очень непростая задача. Чтобы выйти на такие объемы, нужно обеспечить строительную базу. Десять лет назад для МАПИДа построили производство в Шабанах, в каждой области - по заводу газосиликатных изделий, чтобы обеспечить строителей стеновыми материалами. А в период кризиса многим заводам пришлось значительно уменьшить объемы производства. Теперь нехватка мощностей и квалифицированных кадров в стройкомплексе ощущается очень остро.

- Сделав кредиты на общих основаниях для строительства и покупки жилья более доступными, государство за их счет повысит платежеспособный спрос. А стройкомплекс не в состоянии так же быстро нарастить свои мощности. Это может привести к очередному витку роста цен на жилье?

- Цены действительно растут. Например, у нас за этот год цена квадратного метра подросла до 20%. Однако я не думаю, что за счет банковских кредитов спрос сильно вырастет - за кредиты ведь расплачиваться надо, а доходы населения за три-четыре года разве так уж сильно увеличатся?

- Может, настало время государству помочь и строительным организациям для быстрого восстановления мощностей?

- Я уверен, что без господдержки решить жилищную проблему невозможно. Но это все должно быть взаимоувязано. Например, в свое время, чтобы МАПИД мог перейти на новую серию панельных домов, ему нужна была новая оснастка. Город пошел навстречу, выделил площадки, чтобы можно было построить дома, продать их и заработать средства на модернизацию. Было легко сбросить мощности, снова нарастить их намного труднее.

Главное, что определяет темпы и объемы строительства жилья, - жилищная политика государства. Незащищенным слоям населения должна оказываться господдержка - в виде кредитов на льготных основаниях. Но чтобы государство было в состоянии оказывать такую поддержку (а не декларировать ее на словах, как это во многом происходит сейчас), нужно вылечить экономику.

СПРАВКА «БГ». Станислав Лукашевич родился в 1935г. в Минском районе. Закончил среднюю школу в Заславле, техническое училище в Минске по специальности строитель, два курса физико-математического факультета БГУ и полный курс факультета промышленно-гражданского строительства БПИ по специальности инженер-строитель. Работал в институте «Белгипроторф», начальником производственного отдела СМУ-5 треста «Белторгстрой». Затем по партийной линии: от секретаря парторганизации СМУ-5 до секретаря Минского горкома КПБ. Работал председателем Минского городского совета народных депутатов. С 1980г. - заместитель, а затем первый заместитель министра монтажных и специальных работ БССР. В 1994г. стал вице-президентом Ассоциации «Белтехмонтаж», с 1997г. - заместитель гендиректора ЗАО «Инвест-систем».
Добавить комментарий
Проверочный код