Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№45 (412) 24 ноября 2003 г. События. Оценки

ЗА КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. Но требуют инициативы

24.11.2003
Родион РАСКОЛЬНИКОВ

20 ноября в Беларуси появился еще один «вопрос национальной безопасности» - проблема подбора кадров. Президент провел двухдневный семинар-совещание «Кадры управления в современных условиях», на котором перед вертикалью были поставлены именно те задачи, за исполнение которых до семинара можно было лишиться если не свободы, то уж точно места в системе. Например, президент призвал своих подчиненных быть «не пассивными, бездумными исполнителями, а инициативными, грамотными управленцами». Впрочем, судя по содержанию речей, говорил Лукашенко не столько для подчиненных, сколько для избирателей.

Как можно всерьез предположить, что следующий президентский пассаж был адресован чиновникам: «То, что есть люди, несогласные с проводимой в стране политикой, - это нормальное явление, мы никого не подгоняем под единое мнение, как это было ранее»? Если вертикаль вдруг начнет претворять этот президентский завет в жизнь, придется закрывать БРСМ, а многие ликвидированные за последние несколько месяцев общественные объединения - вновь открывать. Уж вертикаль-то точно должна знать, что люди, «несогласные с проводимой в стране политикой», - явление ненормальное, с которым нужно бороться.

Все заявления, сделанные Лукашенко в ходе семинара-совещания, имели как бы два смысла. Первый был адресован телекамерам и через них электорату. Второй, упрятанный несколько глубже, - непосредственно сидящим в зале. Зачастую эти два «мессиджа» прямо противоречили друг другу. Но первые слышали одно, вторые - другое. И все оставались довольными. Примером такой двойственности может послужить отрывок, где президент рассуждал о необходимости сокращения управленческого аппарата страны. Когда Лукашенко заговорил о снижении количества чиновников на 20-30%, он существенно порадовал избирателя, которому мысль об избавлении государства от бюрократии приносит острое удовольствие еще с перестроечных времен. Оставив электорат размышлять о том, какая безрадостная судьба ожидает сокращенные управленческие кадры, Лукашенко тут же дарит «пряник» и сидящим перед ним чиновникам. Ведь, объясняет он, такая чистка рядов даст возможность существенно увеличить зарплату служащим госаппарата. Получается, уменьшая вертикаль, никто не собирается снижать расходы на ее содержание.

Еще одна тема с «двойным дном» - обновление вертикали за счет привлечения людей «снизу». В качестве примера такой работы президент привел необходимость перехода в органы управления нынешних депутатов ПП НС, срок которых истекает в следующем году. «Их опыт и знания должны быть востребованы», - заключил глава государства. У непосвященного обывателя этот пассаж должен был оставить ощущение, что его выдвиженцы, простые люди, проникнут в вертикаль. Однако собравшиеся в зале хорошо понимали, о чем говорит президент, и отдавали себе отчет, что подавляющее большинство депутатов ПП НС получили мандат после работы в той самой вертикали, куда их собираются привлекать «снизу». Т.е. речь идет не о приходе «народных» кандидатов во власть, а об обычном возврате бывших госслужащих на свои места в строю соратников главы государства.

Особого внимания заслуживает тот пассаж, где Лукашенко требовал от вертикали исходить в своей повседневной деятельности из принципа «власть для народа» и высказывал обеспокоенность в связи с жалобами на «негативный тон» общения работников местных органов управления с населением, на их «недостаточную воспитанность». Как известно, добиться соблюдения принципа «власть для народа» можно только делегировав народу право избирать эту власть. И нет более эффективного способа прекратить хамство среди чиновников «микроуровня» (термин президента), чем поставить их в зависимость от тех, кому они хамят. Если бы минчанам дали право избирать руководство районов, нет сомнения в том, что районные администрации повернулись бы к нам лицом. Другой вопрос - каким местом они в этот момент повернулись бы к исполнительной власти. И именно этот вопрос, думается, является ключевым.

А потому неудивительно, что, давая ценные указания о правилах поведения чиновников транспорта, торговли и здравоохранения (надо думать, для повышения их инициативности), президент не сделал ничего для того, чтобы реально приблизить их к народу. Сколько бы мы ни жаловались на хамство управленцев «микроуровня», зависеть они будут исключительно от президента. До тех пор пока они будут «разделять основополагающие для нашего государства ценности, которым должен следовать любой госслужащий», их хамство по отношению к нам будет расцениваться как микропроблема.
Добавить комментарий
Проверочный код