Вета ВОСЬМИЛЕТОВА, Света СЕМИЦВЕТОВА
Обычная минская школа. Обычный одиннадцатый класс - в меру раскованный, в меру усталый от занятий, в меру серьезный. Предложение учителя поговорить о семье и браке встречается не без энтузиазма, и с задней парты даже раздается задорный юношеский басок: «А про секс будем?» Когда выясняется, что будем, но только в контексте социального положения мужчины и женщины, энтузиазм иссякает.
Как и во многих белорусских школах, спецкурс, посвященный семье и браку, здесь не читается. Отрывочные сведения о том, что может связывать мужчину и женщину - коитус, большая и чистая любовь, «ячейка общества», совместное участие в построении рыночного социализма или брачный договор, - рассыпаны по всем учебным дисциплинам, начиная от анатомии и заканчивая современным вариантом обществоведения («Человек. Государство. Общество»). Класс, кстати, считается достаточно сильным, учатся в нем дети из благополучных семей. Но классный час - явно не та дисциплина, где инициатива и усердие могут быть вознаграждены. Никто не горит желанием высказаться, что, впрочем, не мешает мальчикам сыпать сальными остротами, а девочкам интенсивно шушукаться с подружками.
ЧЬЯ ПАРАНДЖА?
На вопрос о том, существует ли в белорусском обществе дискриминация по половому признаку, только трое из 24 учащихся ответили «нет». Половина юношей и треть девушек считают, что таковая проявляется в различных возможностях карьерного продвижения у мужчин и женщин. Еще треть девушек и двое солидарных с ними молодых людей назвали в качестве примера дискриминации различный уровень зарплаты у представителей разных полов. Наконец, один юноша и сразу две девушки на удивление мудро заметили: дискриминация заключается в разных уровнях ответственности мужчин и женщин перед обществом.
Оба пола даже из-за школьной парты стремятся смотреть на мир беспристрастно и критически: с их точки зрения, из членов среднестатистической белорусской семьи наиболее уязвимы дети (100% ответов юношей, 70% - девушек). Жены скромно заняли второе место, набрав всего 30% ответов, принадлежащих исключительно представительницам прекрасного пола.
Чего же не хватает двум половинкам одного яблока для счастья в семейной жизни? Мужчинам, по женскому мнению, не достает ответственности, верности, трезвости. Сами они сводят причину всех бед к недостатку «денег и отдыха». Женщины, по их собственному признанию, обделены любовью, вниманием и уважением, хотя юноши убеждены, что им не хватает ума, бескорыстия и скромности.
С мужской прямотой: «Мужчине всего хватает, но ему препятствуют начальство и правительство».
С девичьим тактом: «Большинство мужчин (белорусских) изменяют жене и становятся алкоголиками».
СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ПОДПОЛЬЕ
А что же с сексом, который у нас то в избытке, то в недостатке? Юноши начинают сексуальную жизнь в 14-16 лет, хотя убеждены, что правильнее делать это чуть позже - с 16 до 18 лет. Девушки познают радости Эроса или одновременно со сверстниками (15-17 лет), или терпят до получения диплома о среднем образовании. Однако они солидарны с парнями в том, что период с 16 до 18 лет - лучшая пора для сексуального дебюта.
С мужской прямотой: «Нашим девушкам не хватает раскованности, доступности… Ну, в плане общения… Они зажатые и одновременно жестокие, лицемерные. Красота и ум - вообще редкие вещи. Такое ощущение, что все красивые и умные или у «Орбиты» стоят, или с кем-то уже живут…»
Вадим, 17 лет.
Сексуальная революция в Беларуси происходит в подполье. 70% девушек и юношей в целом положительно относятся к гражданскому браку. Ровно такая же доля опрошенных обоих полов испытывает симпатии к пробному браку (авось убережет от эпидемии разводов). Институт гостевого брака, распространенный на Западе, наша молодежь оценивает критически, полагая, что это «не брак вообще». Терпимость к нему высказали только 30% юношей и всего одна девушка. Один из секретов такого неприятия - оброненная задумчивыми девичьими устами реплика: «Это ж нужно, чтоб у каждого своя квартира была… И чтобы каждый работал…»
Словно подтверждая отмеченную социологами тенденцию роста поздних браков, 85% девчонок и 60% парней намереваются познать узы Гименея где-то в 20-25 лет. Но 40% мужчин и две необычайно прозорливые девушки планируют сделать это ближе к 30 - вернее будет…
Ровно 50% девушек готовы вступить если не в брак, то в сексуальную связь исключительно из соображений материального благосостояния. Самое смешное, что с ними солидарны 40% юношей.
С девичьим тактом: «Говорят, что с милым рай и в шалаше… Раньше - может быть. Но сейчас - это же полный бред! Мужчина должен быть материально обеспеченным, а не висеть у жены на шее, как многие висят. И еще с ним должно быть интересно общаться…»
Реплика с задней парты: «Тогда он должен быть голубым!»
«Нет, и с нормальным мужчиной можно интересно общаться. Просто у нас таких очень мало. Ну, есть единицы… Большинство грубы, не делают комплиментов и больше напоминают косолапых медведей, чем галантных кавалеров…»
Анастасия, 17 лет
БОРЬБА ПОЛОВ: МЕЖДУ ЛЮЛЬКОЙ И СТИРАЛЬНОЙ МАШИНОЙ
Белорусская семья остается патриархальной и фаллоцентричной: для 9 юношей из десяти и 6 девушек из 14 глава семьи - отец. Скромные ростки феминизма, пробивающиеся сквозь стыдливую невнятицу девичьих ответов, - признание того, что у восьми юных леди реально семьей руководит мать. Одна чрезвычайно смелая школьница считает, что так и должно быть везде. 100% одиннадцатиклассников и две солидарные с ними одиннадцатиклассницы искренне полагают, что доминировать в семье должен (нет, прямо-таки, обязан!) мужчина. Правда, 11 девочек предпочитают вариант, при котором партнеры были бы равноправны, но делают это как-то неуверенно и чересчур скромно.
Причина заключения брака, по экспертной оценке 100% школьников, в современной Беларуси та же, что и в Эдеме во времена Адама и Евы, - любовь. В качестве дополнительного довода в пользу плетения брачных уз и постановки штампов в паспорт два парня от избытка пылкости назвали «сексуальное влечение», две девушки по причине здравого восприятия мира - «материальное благосостояние».
Идиллии и драмы следующего поколения белорусских семей, как и многих предыдущих, будут разыгрываться на узком пространстве между кроваткой первенца, газовой плитой и стиральной машиной. 100% Ромео требуют от своих Джульетт ведения хозяйства, 40% - удовлетворения своих сексуальных запросов, столько же - воспитания детей. На себя все 100% парней готовы взять функции добычи материальных ценностей, периодического вывоза семьи на отдых за рубеж и - ах, эта мужская самонадеянность! - сексуального удовлетворения супруги. 11 кариатид готовы разгрузить своих атлантов от присмотра за детьми, 7 согласны вести домашнее хозяйство, а одна будущая бизнесвумен полна решимости зарабатывать деньги. Но на плечи атлантов треть кариатид собирается взвалить заработок (к счастью, атланты согласны на это), еще треть - воспитание детей (а вот это уже сюрприз!). Наконец, последняя, самая решительная треть - «всё». Ой, девочки, а вы не боитесь, что не потянут?
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ИДЕАЛА
Когда встает вопрос об идеальной семье, большинство сыплющих остротами юношей и скромно потупивших взоры дев окончательно теряется, потому как идеальных семей на своем веку не видало. Ну, разве что пару-тройку… среди знакомых… и то, признаться, от идеала они далеки. Характерно, что никто из ребят не считает собственную семью идеальной: об отце-матери и их семейных взаимоотношениях вспоминают несколько неохотно, лишь после недоуменной тирады педагога.
Самое острое впечатление: девушки не подозревают, чего ждут от них юноши, юноши - чего ждут от них девушки. Оба пола, пускай и сидящие уже не первый год за школьными партами, плохо понимают психологию друг друга и относятся к чужим ценностям, за редкими исключениями, без тени уважения.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Александр Лукашенко заявил, что «все процессы в Минске протекают намного быстрее, чем где бы то ни было». Вы согласны?
да, быстрее, чем в Лас-Вегасе
да, быстрее, чем у кроликов
нет, в Шклове быстрее
нет, из Москвы виднее
мне и так по жизни быстро
Facebook