Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№45 (412) 24 ноября 2003 г. Личный вкус

ВЕСЕЛЫЙ ДЕМОН

24.11.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

Белорусский государственный молодежный театр, спектакль «Тойбеле и ее демон». Исаак Зингер, Ив Фридман. Режиссер: Яков Натапов. Сценограф: Евгений Волков

Что это? Театр начинается не тогда, когда драматург написал пьесу. Не когда режиссер придумал, как ее поставить. И не когда сценограф создал декорации. Театр начинается только тогда, когда на сцену выходит Его величество актер. Есть в Беларуси актер Сергей Журавель. Когда он выходит на сцену, начинается хороший театр. На самом деле это большая редкость. Чаще всего актеры самостоятельно не могут определить качество спектакля, в котором они работают. В руках талантливого режиссера они играют интересно, в руках бездарного - отвратительно. Журавель же всегда остается Журавлем. С каким бы режиссером он ни работал, в какой бы пьесе ни играл, его роли всегда блистательны. Его актерское дарование невозможно ничем испортить. Даже постановкой «Тойбеле и ее демон» в Молодежном театре.

Спектакль оставляет странное впечатление. С одной стороны, он совершенно (может быть, даже подчеркнуто) провинциален и по форме, и по содержанию. С другой - почему-то он нравится именно таким.

Драматургия. Как сообщают в начале спектакля, история происходит в маленьком польском городке еще во времена Российской империи. Естественно, городок преимущественно населен евреями. Собственно, история и представляет собой большой еврейский анекдот, с тонкими саркастичными остротами и особенной грустью, свойственными этому народу. Более того, в этой пьесе, как у Эренбурга, Бабеля, Горина, да и вообще, в хорошей еврейской литературе, чувствуется особо горькая самоирония, но при этом с достоинством и гордостью за свой народ. Интрига проста: застенчивый заика Алхонон, чтобы соблазнить прелестную вдовушку Тойбеле, приходит к ней под видом демона. К драматургии особых претензий нет. Кто лучше может посмеяться над евреями, чем сами евреи!

Режиссура. В этом спектакле к режиссуре серьезно относиться трудно. Объем проделанной работы налицо, но творческих открытий нет. Все очень добротно, крепко и провинциально. Главным достижением режиссера можно считать создание трогательной и милой атмосферы еврейского местечка, а также доброту к своим персонажам.

Плюсы. Актерский театр в последнее время все больше отходит в прошлое. Театральных звезд становится все меньше, да и то они в большей степени известны зрителю по работам в кино и на телевидении. Качество театра теперь все больше определяется уровнем изобретательности режиссуры и драматургии. Это приводит к вырождению актерских школ, превращению актеров в марионеток - послушных исполнителей зачастую нелепых прихотей режиссеров. Тем приятнее было увидеть яркую, самостоятельную, мощную актерскую работу, причем не только Журавля, но и его партнерши Анны Лаухиной.

Минусы. Все, что касается внешнего оформления. Сценография очень напомнила оформление спектакля «Отелло» из фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Действие фильма, как известно, происходит в середине XIX века. Если поставить еще суфлерскую будку - сходство будет полным. Основной элемент декорации - большая нелепая кровать, на которой все происходит. Все остальное - и криво сбитый колодец, и тюлевый задник, и расписанные куски ткани - смотрится дешево и безвкусно. Все-таки и в этом спектакле не удалось избежать общей болезни Молодежного театра, большой любви к капустникам. Элементы «капусты» проступают сквозь прекрасный юмор и иногда заставляют стыдливо опускать глаза.

P.S. В Молодежном театре - очередные изменения. После того как оттуда был «выдавлен» предыдущий главный режиссер Виталий Котовицкий, состоялись очередные позиционные бои, завершившиеся назначением нового художественного руководителя Модеста Абрамова. Как и следовало ожидать, по логике белорусских чиновников, за молодежь в белорусском театре будет отвечать человек, которому за шестьдесят… Так что, молодежь, держись!

Драматургия/режиссура/актерская игра: 8/7/9.
Добавить комментарий
Проверочный код