Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№45 (412) 24 ноября 2003 г. Личный вкус

ВЕСЕЛЫЙ ДЕМОН

24.11.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

Белорусский государственный молодежный театр, спектакль «Тойбеле и ее демон». Исаак Зингер, Ив Фридман. Режиссер: Яков Натапов. Сценограф: Евгений Волков

Что это? Театр начинается не тогда, когда драматург написал пьесу. Не когда режиссер придумал, как ее поставить. И не когда сценограф создал декорации. Театр начинается только тогда, когда на сцену выходит Его величество актер. Есть в Беларуси актер Сергей Журавель. Когда он выходит на сцену, начинается хороший театр. На самом деле это большая редкость. Чаще всего актеры самостоятельно не могут определить качество спектакля, в котором они работают. В руках талантливого режиссера они играют интересно, в руках бездарного - отвратительно. Журавель же всегда остается Журавлем. С каким бы режиссером он ни работал, в какой бы пьесе ни играл, его роли всегда блистательны. Его актерское дарование невозможно ничем испортить. Даже постановкой «Тойбеле и ее демон» в Молодежном театре.

Спектакль оставляет странное впечатление. С одной стороны, он совершенно (может быть, даже подчеркнуто) провинциален и по форме, и по содержанию. С другой - почему-то он нравится именно таким.

Драматургия. Как сообщают в начале спектакля, история происходит в маленьком польском городке еще во времена Российской империи. Естественно, городок преимущественно населен евреями. Собственно, история и представляет собой большой еврейский анекдот, с тонкими саркастичными остротами и особенной грустью, свойственными этому народу. Более того, в этой пьесе, как у Эренбурга, Бабеля, Горина, да и вообще, в хорошей еврейской литературе, чувствуется особо горькая самоирония, но при этом с достоинством и гордостью за свой народ. Интрига проста: застенчивый заика Алхонон, чтобы соблазнить прелестную вдовушку Тойбеле, приходит к ней под видом демона. К драматургии особых претензий нет. Кто лучше может посмеяться над евреями, чем сами евреи!

Режиссура. В этом спектакле к режиссуре серьезно относиться трудно. Объем проделанной работы налицо, но творческих открытий нет. Все очень добротно, крепко и провинциально. Главным достижением режиссера можно считать создание трогательной и милой атмосферы еврейского местечка, а также доброту к своим персонажам.

Плюсы. Актерский театр в последнее время все больше отходит в прошлое. Театральных звезд становится все меньше, да и то они в большей степени известны зрителю по работам в кино и на телевидении. Качество театра теперь все больше определяется уровнем изобретательности режиссуры и драматургии. Это приводит к вырождению актерских школ, превращению актеров в марионеток - послушных исполнителей зачастую нелепых прихотей режиссеров. Тем приятнее было увидеть яркую, самостоятельную, мощную актерскую работу, причем не только Журавля, но и его партнерши Анны Лаухиной.

Минусы. Все, что касается внешнего оформления. Сценография очень напомнила оформление спектакля «Отелло» из фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Действие фильма, как известно, происходит в середине XIX века. Если поставить еще суфлерскую будку - сходство будет полным. Основной элемент декорации - большая нелепая кровать, на которой все происходит. Все остальное - и криво сбитый колодец, и тюлевый задник, и расписанные куски ткани - смотрится дешево и безвкусно. Все-таки и в этом спектакле не удалось избежать общей болезни Молодежного театра, большой любви к капустникам. Элементы «капусты» проступают сквозь прекрасный юмор и иногда заставляют стыдливо опускать глаза.

P.S. В Молодежном театре - очередные изменения. После того как оттуда был «выдавлен» предыдущий главный режиссер Виталий Котовицкий, состоялись очередные позиционные бои, завершившиеся назначением нового художественного руководителя Модеста Абрамова. Как и следовало ожидать, по логике белорусских чиновников, за молодежь в белорусском театре будет отвечать человек, которому за шестьдесят… Так что, молодежь, держись!

Драматургия/режиссура/актерская игра: 8/7/9.
Добавить комментарий
Проверочный код