Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№43 (410) 10 ноября 2003 г. Тема недели

ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ

10.11.2003
Максим ЖБАНКОВ

Когда нет реальных сдвигов в культурной жизни, типа приезда Rolling Stones, концерта Лявона Вольского с президентским оркестром или персональной выставки Артура Клинова во Дворце республики, нам остаются тихие радости от сдвигов виртуальных. Например, по поводу того, что третью «Матрицу» мы увидим одновременно со всем прогрессивным человечеством. В тени при этом остается событие, не столь разрекламированное, но куда более значимое, - премьерный показ фаворита Венецианского МКФ-2003, фильма Андрея Звягинцева «Возвращение».

«МАТРИЦА»: НАРОДНАЯ МАРКА

Рекламная шумиха, зеленые листы «матричных» афиш на каждой тумбе, горки болотного цвета флаеров во всех основных кинотеатрах, навязчивый информационный прессинг в Интернете… Люди, продвигающие третий выпуск бессмертной эпопеи братьев Вачовски, знают свое дело. И работают настолько шустро, что это вызывает естественные подозрения. Возникает эффект, хорошо знакомый по избирательным кампаниям: от переизбытка агрессивного «позитива» люди начинают тихо материться, завидев очередной «матричный» боевой листок.

Кто, собственно, решил, что премьерный показ «Матрицы: Революция» есть нечто удивительное и эпохальное? За последние годы голливудские блокбастеры стали все чаще появляться на белорусских экранах с минимальным разрывом по отношению к другим европейским странам. И никому не приходит в голову устраивать факельные шествия по поводу премьеры «Халка» или костюмированные балы в честь «Пиратов Карибского моря».

Но «Матрица» - явление другого класса, соразмерное «Властелину колец» и «Гарри Поттеру». Иными словами, речь идет о серийном кинопродукте, поступающем на рынок отдельными сегментами, с определенными временными разрывами. Здесь продается не отдельный фильм, а товар долгосрочного пользования. Значит, чтобы затраты окупились, следует воспитать у зрителя устойчивую привязанность к продукту. «Матрица» - это успешный бренд, наряду с Nike и Coca-Cola. Публика ведется не на качество, а на привычную фишку: Киану Ривз в узких очках, длинном черном плаще и грубых ботинках в очередной раз метелит орду беззаконных агентов Смитов. А раз «пипл хавает» - продолжение просто обязано появиться.

Братья Вачовски заняты клонированием собственных идей, заслуженно принесших успех первой «Матрице». Поэтому их дистрибьюторы непременно будут кричать о «событии мирового класса», махать руками, ловить прохожих за полу пальто и тянуть в кинозал. Иначе нельзя: кто, кроме одержимых фанатов, пойдет с ними в третий раз по доброй воле?

«ВОЗВРАЩЕНИЕ»: РУССКИЙ САД КАМНЕЙ

На этом фоне появление на экранах Минска обласканного мировой кинокритикой и фестивальной публикой «Возвращения» Андрея Звягинцева прошло как-то незаметно. Никаких растяжек над пр. Скорины «Все на «Возвращение», никаких портретов главных героев на обложках глянцевых журналов. Ну, приезжали люди из съемочной группы - кто об этом знал? Разница в подходе ощутима и закономерна. «Возвращение» - кино, как говорят, не для всех. На нем не улетишь и не оттянешься. Расслабиться тоже не получится. Для проката это значит одно: больших прибылей здесь не будет. А, значит, и суетиться особо нечего.

Между тем «Возвращение» - фильм знаковый, этапный. Режиссер-дебютант сделал кино, заставляющее вспомнить то раннего Бергмана, то Тарковского периода «Жертвоприношения», то чуть ли не Шукшина. Фильм демонстративно лишен внешних примет «нового московского киностиля» и абсолютно неформатен с точки зрения поклонников одноразового киношного фаст-фуда и FM-эфирных подвигов, не обремененных интеллектом девочек и мальчиков.

Негромкое кино на три голоса. Простая ситуация: отец после долгой отлучки вернулся в дом и забрал сыновей на долгую рыбалку с трагическим финалом. Неделя, которую они проводят вместе, должна стать для мальчиков чем-то вроде «краткого курса молодого бойца». Отец, видимо, твердо решил сделать из них за пару дней настоящих мужчин.

Происходящее на экране напоминает фильмы из жизни американской армии, где опытный сержант проводит новобранцев через ад, чтобы научить их выживать и выполнять приказы в самых невыносимых обстоятельствах. Старший парень влюбленно смотрит на отца и готов выполнить любой приказ, младший бунтует и не желает жить строем. Конфликт обрисован буквально с первых минут. И зритель вынужден лишь наблюдать за странным путешествием троицы в поисках неизвестно чего: содержимое отрытого в конце пути отцом сундучка так и остается загадкой.

К чему было это непростое странствие на холодный берег, к темной воде, на безлюдный остров? Да и было ли оно - ведь отец в финале исчезает со старых фотографий? Русская душа в очередной раз выходит на rendez-vous сама с собой. Как видно, напрасно, - на берегу лишь камни, ветер да мокрый песок.

БЕЛОРУССКИЙ ВАРИАНТ

Так что же нам делать? Презрительно пренебречь новыми похождениями Нео и его команды в пользу очередной русской «духовки»? Или смело записать Звягинцева в герои вчерашнего дня и безоглядно отдаться киномоде? Как ни странно, оба варианта выглядят одинаково ущербно. В обоих случаях мы получаем чужое кино, фильмы не про нас. Правда, по разным причинам.

«Матрица» вызывающе декоративна и мнимо глубокомысленна. Кто вам сказал, что это кино? Бросьте, это просто очень красивые фотообои. Или набор замечательных скринсейверов для вашего компьютера. Строить свою жизнь по прыгучему Нео - смешно и нелепо. А завтра Голливуд подарит вам новую игрушку в стиле киберпанк. Хотя, если вам просто хочется убить пару часов и почувствовать себя «на волне» - пожалуйста! Всё, что нужно для достижения позитивного эффекта, убедить себя, что этот картон можно есть.

С «Возвращением» все иначе. Нас зовут задуматься о смысле жизни, пережить нравственное очищение и получить заряд духовной энергии. Что ж, у Звягинцева это получается лучше, чем у Балабанова и Говорухина. Но в итоге почему-то хочется убрать из кадра его беспокойных героев (всех!). Просто подышать морским воздухом.
Добавить комментарий
Проверочный код