Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Производитель! Поставка горячих блюд в магазины и офис! Гибкие цены
parovozik-cafe.ru
№43 (410) 10 ноября 2003 г. События. Оценки

НОВАЯ РОЛЬ РЕЖИССЕРА

10.11.2003
Виктор МАРТИНОВИЧ

№ 43 [410] от 10.11.03 - Быть сторожем, вахтером, дворником среди интеллигентов середины 80-х не считалось зазорным. Те, кого Борис Гребенщиков называл «поколением дворников и сторожей», не могли найти себе места в советской системе, оставались на обочине империи, создавая в своих котельных книги, песни, стихи, которыми мы сегодня восхищаемся. А в это время их суетливые коллеги ставили конъюнктурные пьесы, снимали кино на злобу дня, записывали гимны счастливому быту колхозников. Увы, история повторяется.

Как стало известно на прошлой неделе, художественный руководитель «Вольнай сцэны» Валерий Мазынский закрыл свой театр и устроился работать вахтером на стройку.

Мало кто из минчан хотя бы раз не побывал на спектаклях «Вольнай сцэны». Театр подкупал талантливой труппой, живым прочтением произведений, от классических до современных, подчеркнутым демократизмом, не отрицавшим тем не менее некоторую академичность. На спектакли, исполнявшиеся на красивом белорусском языке, любила ходить минская диптусовка. Среди иностранных посланников и даже клерков посольств было распространено справедливое мнение о том, что этот театр лучше других дает представление о том, что есть белорусская культура, белорусский фольклор, настоящий белорусский язык.

Одной из главных причин закрытия проекта стало введенное Совмином положение, согласно которому негосударственные учреждения культуры обязаны покупать удостоверения для проведения гастрольных мероприятий. Театр Мазынского, не имеющий собственных площадей и вынужденный арендовать залы, должен был платить более 300 тыс. рублей за одно лишь право показывать спектакль. Новое положение настолько абсурдно, что никто ни со стороны Минкульта, ни со стороны Совмина не согласился дать нам комментарий.

Мазынский закрыл «Вольную сцэну». «Христофор» переезжает в Москву (даже при полном зале после погашения всех расходов у театра оставалось лишь 50 тыс. рублей прибыли). Сокращают количество спектаклей «Виртуозы сцены». Независимая театральная жизнь сворачивается, актеры и режиссеры жалуются на то, что не могут ставить пьесы о сегодняшнем дне. В интервью «БДГ» художественный руководитель «Вольнай сцэны» сказал: «Даже в том, что я сегодня работаю вахтером на стройке, я тоже что-то нахожу. К тому же больше времени подумать и почитать».

Кажется, что белорусская культура входит в ту же стадию, что и Москва и Ленинград 20 лет назад: концерты на кухнях, песни в котельнях, романы, написанные в сторожке. Время, как обычно, все расставит по местам. Жаль только, что ждать, похоже, еще очень долго.
Добавить комментарий
Проверочный код