Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№43 (410) 10 ноября 2003 г. Радости жизни

В РАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ИДИОТОВ

10.11.2003
Марина ГУЛЯЕВА

Один из определяющих аспектов поведения среднего класса на любых сегментах рынка - его отношение к качеству товара. Он не выбирает самое дешевое и не ищет самое дорогое. Его устраивает «золотая» середина в соотношении цены и качества.

По мнению Сергея Рожкова, владельца музыкального киоска в ГУМе, - едва ли не единственного места в стране, где продаются фирменные российские и западные диски, - 95% потребителей, независимо от уровня доходов, покупают дешевые компакты. Музыкальные пристрастия и уровень музыкальной культуры тоже не меняются.

Директор съемочной группы студии «Летопись» киностудии «Беларусьфильм» и музыкальный коллекционер с многолетним стажем Владимир ЗАИЧЕНКО вообще считает, что за прошедшие тысячелетия ничего не изменилось. Разве что раньше «народ не мог прокормить художника, а сегодня сочиняй для всех - и ты будешь сыт».

В беседе с Владимиром Заиченко обозреватель «Белорусской газеты» охотно призналась, что ничего не понимает в химии, но не соглашалась с оценками уровня музыкальной культуры белорусского общества. Ведь в культуре у нас, бесспорно, разбираются все.

- Один из довольно состоятельных бизнесменов мне как-то сказал: «Много свободного времени имеет тот, у кого немного денег». Ваше отношение к музыке требует времени. Какое место в вашей жизни она занимает?

- Мне очень хочется быть непохожим на других. При этом количество имеющихся компактов не имеет значения. Имеет значение количество прослушанной музыки. Как вы думаете, будет ли особенным ощущение своей жизни человеком, у которого в подвале лежит подлинник Ван Гога? В моем «подвале» спрятано то, о чем знаю только я. Я люблю Шенберга, Веберна, Арво Пярта. Но если мне вдруг понравится песня Киркорова, я не побоюсь об этом сказать. Хочу ли я больше денег? Конечно, но тогда, наверное, придется многим пожертвовать. Не исключаю, что полюблю зарабатывать деньги, но пробовать не хочу. Хочу слушать музыку, думать о ней, потому что убежден: Бах писал для меня. Они все писали только для меня.

- Как вы оцениваете уровень музыкальной культуры нашего общества?

- Мне кажется, он очень низок. Тираж «левых» компактов, заполонивших всю территорию СНГ, составляет 2-5 тыс. экземпляров. На Западе выходят альбомы, которые за одну неделю становятся «платиновыми». Их тираж достигает 500 тыс. О каком духовном, интеллектуальном уровне нации можно говорить, если 5 тыс. дисков с трудом раскупаются за полгода?

К нам недавно приезжал с единственным концертом Роберт Плант. Музыка Планта - это целая эпоха, она объединяет несколько поколений. Но площадка была отнюдь не полной. И я уверен: если бы состоялся еще один концерт, вообще бы никто не пришел. А как вы думаете, если бы приехал Киркоров, какое количество концертов он дал бы при аншлаге?

- Не совсем корректное сравнение. Киркорову - киркорово, а Плант собирал и будет собирать свою публику. И это не дает вам оснований давать довольно категоричные оценки уровня музыкальной культуры белорусского общества.

- Дает. Почему у нас магазин, который продает классическую музыку, называется «специализированным»? Есть просто музыка, а есть «специализированная» музыка - это же унизительно для государства, для нации. Вы много видели в продаже Стравинского, Пендерецкого? Вы работаете в газете, занимаетесь профессией, которая по идее должна предполагать определенный интеллектуальный уровень. Спросите у своих коллег: кто знает Арво Пярта, одного из известнейших современных композиторов, признанного во всем мире?

- Ну, возможно, белорусы не отличаются любовью к классике. Но этого все-таки недостаточно для столь жесткой оценки их музыкальных вкусов.

- Я смотрю наше телевидение, слушаю наше радио. И я знаю, что гораздо легче продать 50 компактов какой-нибудь поп-звезды, чем один диск Баха в исполнении Гленна Гульда. А когда ты произносишь имена современных композиторов, названия рок-групп, которые играют серьезную музыку, это вызывает недоумение. Можно провести опрос: сколько людей в моем доме знают группу Legendary Pink Dots или Стива Райха? Уверен, никто. А ведь мы говорим о музыкальной культуре.

- Вы хотите сказать, что существуют определенные музыкальные стандарты, определяющие, насколько высок или низок уровень музыкальной культуры?

- Есть ступеньки: «Полонез» Огинского, «Болеро» Равеля, Кейдж. Чем выше ступенька, тем выше уровень.

- Мне кажется, в вас говорят снобизм коллекционера и презрение к тем, кто таковыми не является.

- Дело не в снобизме. Вот вы охотно признаетесь в том, что ничего не понимаете в химии?

- Абсолютно.

- А вы столь же охотно признаете, что так же мало понимаете в культуре, в частности, музыкальной?

- Да.

- Не обманывайте. В этом охотно не признается ни один человек. Человек не обидится, если его обвинят в незнании химии. Но если ему скажут, что он ничего не понимает в кино, его это очень обидит. В культуре у нас хотят разбираться все.

- А что значит разбираться в музыкальной культуре?

- У меня есть любимая фраза: талант понять, не меньше, чем создать. На мой взгляд, человек, который разбирается в музыкальной культуре, никогда, ни при каких условиях не должен говорить, что эта музыка плохая. Но так говорит большинство нашего населения о той музыке, которая им не нравится.

- Например?

- Думаю, 90% нашего населения так скажут о музыке Кейджа, то же они скажут о Фельдмане, Пендерецком, Шенберге. Музыкальная культура, как и любая другая, выражается в отсутствии отрицания того, что создано человеком. Это первое. А второе - непонятное не значит плохое. И третье. Музыкальная культура - это желание ее познать. Бицепсы вырастут, если ты каждый день будешь ходить в спортзал. Как ты будешь понимать музыку, не слушая ее? Если нет тяги и желания, ничего не будет.

- Как вы полагаете, насколько рост материального достатка влияет на культурную жизнь человека?

- Влияет. На громкость звука. Чем круче автомобиль, тем громче музыка из него доносится. Деньги предоставляют больше возможностей, но нет гарантий, что человек этими возможностям воспользуется. Количество денег не прибавляет культуры. Пусть он купит хоть 5 тыс. компактов, но от этого его любовь к музыке не изменится. Она либо есть, либо нет. И я не склонен предполагать, что культурный уровень населения растет. Количество людей, причастных к культуре и способных ее понимать, впитывать и принимать, то же, что и тысячу лет назад. Не уровень культуры изменился, выросло благосостояние человечества.

Бах мог содержать свою семью за счет денег, которые ему платили за его произведения состоятельные люди, и другой схемы быть не могло - народ не мог прокормить художника. Сегодня все изменилось: делай для всех, и ты будешь сыт. Но для этого надо сочинять то, что хотят все.

- А чего они хотят?

- А того, что им скажут. Почему когда-то затыкали уши при звуках произведений Шостаковича? Потому что было официально заявлено, что это «не наша» музыка. А почему с восторгом маршировали под Дунаевского? Потому что точно так же было заявлено, что это наша музыка. И ведь почти ничего не изменилось.

Я не настаиваю на том, что по телевизору должны показывать не бесконечные сериалы, а Тарковского или Антониони. И все же. Если бы кто-то был заинтересован в росте культурного уровня населения страны, то, мне кажется, все было бы наоборот. Если бы самым большим тиражом издавались не детективы, а Мураками - привыкли бы. Чаще бы показывали Тарковского - привыкли бы. Но что делать с обществом, которое Тарковскому предпочитает сериал «Менты»?

Что касается музыки, то, на мой взгляд, чем больше в обществе любят и понимают этнику, джаз и блюз, тем богаче оно в культурном плане.

Вообще, задумываться о своей музыкальной культуре можно только окончательно сытому человеку. Пока же наше общество самодостаточно в своей нищете. Его это устраивает, и поэтому такое же отношение к музыке - все до фонаря... Афиша, где написано «легенды белорусского рока», нелепа. Легендой может называться исполнитель, который перевернул мироощущение нации. Назовите мне хотя бы одну «легенду белорусского рока», которая смогла это сделать!

В то же время наше общество в данный момент, как никакое другое, готово к пониманию культуры. Потому что мы не можем назвать ни одну значимую величину, которая была бы для нашей страны культовой фигурой и довлела на умы. У нас нет преклонения перед чем-либо, и поэтому - неограниченные возможности в отношении культурного развития. Но совершенно непредсказуемо, в какую сторону все будет двигаться. Белорусскую нацию не меняют катаклизмы, она их просто не замечает. Я бы не стал называть это болотом - скорее, это райское общество идиотов, в хорошем смысле этого слова. Князь Мышкин у Достоевского очень хороший человек! Но все-таки идиот.

- Так под какую музыку живут белорусы?

- Ну, конечно, под Аллу Борисовну и Киркорова. Еще «Полонез» Огинского. И траурный марш Шопена.
Добавить комментарий
Проверочный код