Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№43 (410) 10 ноября 2003 г. Экономика

КАК НЕ ЗАВЕЩАЛ ЧУБАЙС

10.11.2003
Наталья ГРИБ

№ 43 [410] от 10.11.03 - На этой неделе Минэнерго представит правительству четыре варианта Концепции реформирования электроэнергетики. Если политическая воля совпадет с мнением профессионалов, в 2006-2007гг. белорусские потребители смогут покупать энергию на внутреннем рынке и на едином рынке России и Беларуси.

Когда у Анатолия Чубайса, председателя правления РАО «ЕЭС России», спрашивают, зачем он проводит реформирование энергосистемы России, тот отвечает: ради того, чтобы показать прозрачность затрат и финансовых потоков, а кроме того, для привлечения инвестора.

Белорусские энергетики обосновывают необходимость реформирования энергосистемы двумя аргументами: необходимостью обновить производственные мощности и позволить покупателю приобретать энергию по более низким ценам.

Аргумент первый следует читать так. В белорусской энергосистеме износ оборудования составляет 60-65%. Это не критическая черта, поскольку ежегодно на обновление физически устаревшего оборудования направляется $100-150 млн. Однако создание более экономичной и прогрессивной энергосистемы требует ежегодных вложений в объеме $300 млн. Т.е. на протяжении последних 10 лет белорусская энергосистема недополучала $150-200 млн. в год. В государстве свободных денег нет. Поэтому целесообразнее, считают энергетики, реформировать систему управления отраслью для более рационального размещения средств и привлечения иностранных инвесторов для технологического рывка.

Второй аргумент расшифровывается просто. В конечном счете, реформа проводится ради потребителя. «В результате любых рыночных преобразований мы должны предоставить покупателю возможность приобретать энергию оптом по более низким ценам», - пояснил вице-президент концерна «Белэнерго» Павел Якубович в эксклюзивном интервью «Белоруской газете».

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

Концепция реструктуризации электроэнергетики была доработана в начале лета т.г. с учетом пожеланий правительства - ликвидировать отраслевые концерны и передать функции госуправления в министерство, а хозяйственные - вновь образуемым субъектам. С этого момента в электроэнергетике наметился разлом: министерские чиновники выступают за ликвидацию «Белэнерго» в сжатые роки, а сотрудники концерна - за трансформацию концерна в холдинг с аналогичным названием. Реформы должны были начаться уже

1 октября уходящего года.

25 июня правительство поддержало инициативу министерства и направило проект Концепции президенту. Тот ее вернул правительству с пометкой: «Обсудить альтернативные варианты структуры управления электроэнергетикой с привлечением широкого круга заинтересованных лиц». Это означало, что революционные перемены в системе управления энергетикой на высшем уровне по-прежнему не приветствуются.

Мы обратились к вице-президенту «Белэнерго» Павлу Якубовичу с вопросами:

- Почему реформа не началась осенью, что происходит?

- Дата 1 октября вытекала из поручений главы государства и Совмина. Когда мы приблизились к этому сроку, стало понятно, что мы можем поломать управляемость системой накануне отопительного сезона. А в проекте Концепции реструктуризации написано, что главное - не навредить и сохранить управляемость, чтобы команда шла вертикально от самого высокого начальника до монтера, и без искажений. Возникли сомнения, что в ходе реструктуризации сохранится прежняя дисциплина выполнения команд. Поэтому в зимний период мы входим без реформ.

- Где гарантии, что до 1 мая будут начаты реформы?

- В любой стране реформа электроэнергетики проводилась после принятия политического решения. В разных европейских странах она проходила от 2 до 9 лет. Причем в странах, где рыночные отношения складывались столетиями, реформа энергетики проходила постепенно. Наша реформа рассчитана на 5-7 лет. Специалисты видят необходимость начать реформирование: кто раньше начал из республик СНГ, тот раньше получит инвестиции. Но политическое решение пока не оформлено документально. С тех пор как распалась единая энергосистема Советского Союза, у нас не сформировалась единая госсистема взглядов на вопросы, какой должна быть электроэнергетика. Она исправно функционирует, и поэтому вопрос ее реформирования не кажется столь злободневным. Хотя принципиально важно, с какими мощностями и за счет каких источников наша система войдет в 2010г., когда в России, к примеру, будет функционировать оптовый рынок электроэнергии. К слову, Россия получила за акции своих предприятий деньги от иностранных акционеров, другое дело, что эти деньги проели.

ОТЛИЧНЫЙ. ОТ ДРУГИХ

Основными вариантами реформирования энергосистемы являются первых два. Их отличие только в том, что в первом предусмотрены ликвидация концерна «Белэнерго» и возможность создания холдинга, а во втором создание холдинга является обязательным условием.

Остановимся подробнее на первом варианте реформирования энергосистемы. По мнению аналитиков «Белорусской газеты», он является достаточно жестким по срокам, прогрессивным по наполнению и требующим полной координации действий всех структурных подразделений энергетики. Этот вариант позволит белорусам прибыльно работать на энергетическом рынке России уже в ближайшие годы.

Проект состоит из трех этапов и охватывает временные рамки 2004-2007гг. На первом этапе Минэнерго переподчиняет себе областные энергообъединения, упраздняя «Белэнерго». Параллельно происходит финансовое оздоровление предприятий и формирование субъектов оптового рынка электроэнергии. До 1 мая 2004г. необходимо окончательно разделить учет затрат между генерацией, передачей энергии, распределением и сбытом и создать РУП «Белорусская сетевая компания» на базе «Объединенного диспетчерского управления».

На втором этапе должен быть создан коммерческий оператор оптового рынка энергии на базе «Белинтерэнерго», которая сегодня занимается импортом энергии. Новый «Оператор рынка» будет конкурировать с созданной в то же время «Белорусской генерирующей компанией», куда войдут электростанции высокого и среднего давления. В 2004-2005гг. должны быть отрегулированы механизмы взаимодействия «Оператора рынка» и «Белгенерации». В это же время должна быть создана Национальная энергетическая комиссия, которая будет утверждать тарифы на тепло- и электроэнергию, контролировать цены и тарифы, наблюдать за соблюдением антимонопольного законодательства.

Наконец, третий этап предусматривает снижение тарифов на электро- и теплоэнергию за счет сокращения издержек производства, акционирование РУП «Белгенерация», завершение создания оптового рынка электроэнергии и выход на единый рынок России и Беларуси, привлечение инвестиций. Всё это может произойти уже через 3 года. Согласно проекту Концепции, в 2006-2007гг. должен быть создан финансовый холдинг «Электроэнергетика», на оптовом рынке электроэнергии и мощностей появятся независимые производители. Кроме того, будет отработан механизм создания розничного рынка энергии, создание которого возможно на завершающем этапе реформирования энергосистемы.

Сценарии реформы энергетики в Беларуси ближе к украинскому и литовскому варианту, нежели к российскому. «Отличия нашей схемы реструктуризации заключаются в том, что в России начинали с акционирования, в то время как мы будем проводить его на завершающей стадии, после раздела видов деятельности. И россияне с этим соглашаются. Они сегодня поделили акционерный капитал, а сейчас им надо его перераспределить. И когда есть частные акции, сделать это сложнее», - пояснил Якубович.

В трех вариантах предусмотрены четкое разделение внутри системы по видам деятельности и разные периоды существования концерна как головной организации. Должна быть проведена граница между монополией государства на оперативно-диспетчерское управление и передачу электроэнергии и конкурентной средой в области производства и сбыта. Четвертый вариант не меняет вертикально интегрированную систему управления, сохраняя концерн в его сегодняшнем виде.

Какую схему выберут власти Беларуси, будет зависеть от того, с какими странами будет увязана внешняя экономическая политика нашей страны. «Сегодня прорабатываются вопросы создания единого рынка с Россией, ЕВРАЗЭС, «четверки», СНГ. Оттого, в каком рынке мы собираемся жить, будет зависеть и реформа нашей энергосистемы. Сейчас мы участвуем в имитационных торгах как участники ФОРЭМа в России. И если Лукомльская ГРЭС зимой фактически стоит, потому что не выгодно продавать энергию на внутреннем рынке, то в случае выхода на российский рынок станция была бы загружена полностью», - прокомментировал один из топ-менеджеров «Белэнерго» перспективы реформ.

ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ

При любом раскладе Госкомэнергонадзор будет передан в подчинение Минэнерго. Сегодня эту организацию, являющуюся фактически судьей между потребителем и энергоснабжающей организацией, финансирует «Белэнерго». Поэтому объективности рассмотрения споров нет. Когда Госкомэнергонадзор станет независимым, он будет отвечать и за эффективность использования топлива на местах. В этом случае будет ликвидирован Комитет по энергоэффективности, который сегодня подчиняется правительству и на местах дублирует функции Госкомэнергондзора.

И еще одна деталь. Сначала в Беларуси должна быть создана одна генерирующая компания, способная конкурировать с импортером энергии, а потом только появятся разделение внутри ее и конкуренция на внутреннем рынке. «Рынок может быть создан только после проведения реструктуризации, не ранее, чем через 3-4 года», - сообщили нам в «Белэнерго».
Добавить комментарий
Проверочный код