Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Заказать! Реферат о банкротстве предприятия. Гарантии
банкротпро.рф
№41 (408) 27 октября 2003 г. События. Оценки

НА «ГОБЕЛЕНЕ ВЕКА» СДЕЛАЛИ ПИРАМИДУ

27.10.2003
Елена АНКУДО

Национальное достояние республики - так называемый «гобелен века» работы белорусского художника Александра Кищенко - в скором времени станет предметом судебного рассмотрения. Следственные органы Минска закончили работу по делу некоей Марии Д., которая за несколько лет собрала у населения $277 тыс. под предлогом финансирования работы над самым большим гобеленом республики. Особое доверие у потерпевших вызывали фотографии обвиняемой в обществе президента Лукашенко.

Управление Следственного комитета Минска обвинило бывшего директора одной из художественных галерей Минска Марию Д. в мошенничестве в особо крупных размерах и нарушении предпринимательской деятельности. Подтвердить выводы следствия намерены 25 человек, признанных потерпевшими по уголовному делу. Несмотря на существование уголовного дела, многие продолжают верить обвиняемой, одной из совладелиц «Гобелена века», что национальное достояние республики удастся продать, после чего долги будут возвращены.

БАНК ГОБЕЛЕНА

Уголовное дело Марии Д. было возбуждено летом 2002г. по заявлению одного из потерпевших. Некий М. сообщил, что под высокие проценты передал директору галереи более $7 тыс. Женщина представилась ему владелицей большого количества художественных ценностей, в т.ч. и «гобелена века», предполагаемая рыночная стоимость которого составляла более $1 млн. Рассказывая о своих планах в республике, Мария Д. ссылалась на связи среди самых высокопоставленных чиновников и общественных деятелей.

Подтверждением этого стали фотографии Д. в обществе Лукашенко, митрополита Филарета и ряда чиновников из администрации президента. Последние, по словам директора галереи, помогали размещать в банках крупные суммы денег под высокие проценты. За несколько лет на «счету» доверчивого вкладчика накопилось более $80 тыс. Однако выплата этой внушительной суммы откладывалась на неопределенное время.

За время следствия количество потерпевших в деле увеличилось. Значительная часть их состояла из родителей детей-инвалидов, с которыми Мария Д. познакомилась в одном из детских фондов Минска. Пытаясь собрать деньги на дорогие операции, семьи отдавали мошеннице последнее, что у них было, на протяжении нескольких лет добавляя к основному «вкладу» новые суммы. Удивительно - люди, отказывающие себе в элементарных вещах, отдавали деньги в чужие руки, даже не зная, как называется их банк.

О подробностях финансовых сделок Мария Д. не распространялась. Едва ли не единственными гарантиями сохранности денежных сумм служила фотография Марии Д. в обществе председателя правления Нацбанка и проценты, которые женщина выплачивала некоторым «клиентам». Рассказы последних привлекали новых вкладчиков. Тем более что процентная ставка для тех, кто приводил в «банк» новых участников, повышалась.

С большинством «клиентов» Мария Д. поддерживала дружеские отношения. К примеру, на протяжении двух лет она навещала семью, в которой жил пострадавший на пожаре ребенок. Ежемесячно получая от родителей инвалида новые суммы (всего около $5 тыс.) на протезы для рук, Мария Д. бесплатно учила ребенка рисовать. Надежда на исцеление поддерживалась у родителей рассказами о связях с зарубежными специалистами, которые помогут сделать сложную операцию. Доверчивость сыграла с одной из семей злую шутку: передав все имеющиеся у них деньги и не получив их обратно, родители больной девушки пропустили назначенную в Америке операцию, а вскоре, лишенная помощи врачей, их дочь умерла. Семья, потерявшая ребенка, была единственной, кому была возвращена небольшая сумма - $400. Прочим Мария Д. сообщила, что денег не будет до тех пор, пока не найдется покупатель на «гобелен века».

НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ

О том, что в собственности директора галереи находится самая грандиозная работа художника Кищенко, знали многие. Некоторые «вкладчики» передавали деньги на окончание работ по созданию гобелена. Как выяснилось в ходе следствия, Мария Д. действительно имела отношение к созданию гобелена. Она познакомилась с Кищенко, когда художник искал спонсоров для финансирования своего проекта, и предложила свою помощь. В короткое время директор галереи создала собственную фирму, единственным родом деятельности которой стало привлечение средств для создания гобелена. Благодаря кредиту, выданному этой фирме «Беларусбанком», несколько десятков ткачих Борисовского комбината прикладного искусства получили работу. Участие в проекте сделало Марию Д. совладелицей будущего шедевра - в настоящее время ей принадлежит одна треть самого известного белорусского ковра.

Неизвестно, впрочем, как скоро найдется покупатель гобелена: в настоящее время на это произведение искусства, как на едва ли не единственную собственность обвиняемой, наложен арест. Кроме того, «гобелен века» признан национальным достоянием республики и не может быть вывезен за ее пределы, даже если у него появится новый владелец.

«История вокруг «гобелена века» незаслуженно подорвала репутацию этого произведения искусства, - считает следователь по уголовному делу Марии Д. Ирина Матюшенко. - Между тем ни сам Кищенко, ни совладельцы гобелена никогда не знали о том, что обвиняемая использовала его в незаконных операциях. Установлено, что ни один полученный ею взнос от частных лиц не был использован на производство работ по созданию гобелена. Кроме того, большинство сумм было передано этой женщине уже когда «гобелен века» был полностью готов. Произведение искусства, созданное белорусским автором, упоминается в уголовной истории совершенно незаслуженно».

Известно, впрочем, что эта уголовная история - не первая, в которой упоминается название гигант-ского гобелена. Некий несовершеннолетний белорус, страдающий клептоманией, взломал помещение Борисовского комбината прикладного искусства, где работали ткачихи, и вырезал часть полотна с изображением Иисуса Христа. Вор использовал похищенное по назначению - как коврик. Его желание украсить комнату обошлось художнику в дополнительный год реставрационных работ.

СПРАВКА «БГ». «Гобелен века» работы белорусского художника Александра Кищенко (1933-1997) официально признан самым большим гобеленом в мире. В 1999г. этот факт был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Размер картины, вручную выполненной из шерсти, - 19х14 метров, вес - 300 кг. Общая длина нити - 806 км. Главная идея гобелена - борьба добра со злом. Воплощают ее изображения самых известных, по мнению Кищенко, в ХХ в. личностей - Сталина, Ленина, римского папы, президента Лукашенко, чье изображение Кищенко поместил в правом верхнем углу, а также автопортрет художника. За создание гобеленов Кищенко удостоен Госпремии. Последнее его произведение, которому было посвящено 7 лет, - «Гобелен века», явно опережает архитектурные возможности человека: считается, что на земле не существует здания, где можно было бы комфортно разместить гобелен. Возможно, именно по этой причине новое национальное достояние Беларуси экспонировалось на территории республики всего несколько раз.
Добавить комментарий
Проверочный код