Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№41 (408) 27 октября 2003 г. Sexus

НАШ СКРОМНЫЙ «ГЛЯНЕЦ»

27.10.2003
Алексей ДЕМЬЯНОВ

Беларуси с глянцевыми журналами просто не повезло. Собственных практически нет, а читают, как правило, российские. Но все это картинки красивой жизни из другого мира, имеющие мало общего с белорусской действительностью. Весьма показательно, что белорусские журналы предлагают иные образы «настоящих» женщин и мужчин.

Глянцевые журналы рекламируют не конкретные вещи и товары, а стиль жизни - подобные издания советуют не просто, «как жить, имея деньги», но как жить со вкусом, соответствовать определенному положению.

К цветным иллюстрированным журналам, оставшимся со времен СССР в Беларуси, можно отнести только журнал для женщин и семьи «Алеся» (бывшая «Работнiца i сялянка»). Есть еще «Гаспадыня», чрезвычайно похожая на «Алесю» по содержанию. Увы, эти издания не относятся к числу «глянцевых журналов», которые, по определению, не могут быть напечатаны на газетной бумаге.

К глянцевым журналам белорусского производства можно отнести: «Женский журнал», «Салон красоты» и «XXI век». На сегодняшний день заявленный тираж каждого из них - 5.000 экз.

Отличия этих двух групп изданий состоят не только в полиграфическом исполнении. По сути, это два разных видения мира и роли женщин и мужчин в нем. Конфликт поколений (извечная проблема отцов и детей) нашел свое отражение и здесь.

Традиционные журналы предназначены для тех, кто уже пожил свое и чья возможная социальная активность сведена к минимуму. Их уделом остаются патриархальные ценности: дом, семья и дети. Для тех, кто желает реализовать себя по такой модели, предлагаются полезные советы по грамотному ведению семейной жизни, воспитанию детей, «оригинальные» рецепты и выкройки. Привычная концепция семейных изданий предполагает наличие материалов для всех членов семьи: хозяек, хозяюшек, подростков.

Сверхзадача, которая ставится перед читательницами: сделать мир лучше. Идея жертвенности собой во благо семьи, детей, карьеры мужа является доминирующей. И неважно, что на себя в этом случае просто не остается времени.

«Женский журнал» или «Салон красоты» предлагают женщине совсем иную роль. Конечно, семья и дети тоже важны, но вместо советов по домоводству здесь присутствует реклама контрацептивов. Рецепты тоже можно отыскать, но они будут взяты из совсем иных источников. И научат не быстро и дешево накормить всю семью, а получить от еды максимальное удовольствие, не навредив при этом фигуре. В женских глянцевых журналах представление о смысле жизни, в глобальной перспективе, сводится к тому, что женщина -самостоятельный человек, а не только подруга и верная спутница жизни. Следовательно, имеет право на заботу о себе: мода, фитнес, новинки косметики, особенности карьеры в мужском коллективе, большие и маленькие радости жизни.

Кстати, о мужчинах. В Беларуси проблемы и с «мужской» прессой. В пору даже говорить о кризисе мужественности. Единственный белорусский глянцевый на 100% мужской журнал «XXI век» позиционируется как «журнал с мужским достоинством». Тем не менее он предлагает весьма своеобразное видение того, каким должен быть мужской журнал. Традиционная модель: дорогие игрушки для больших мальчиков (машины, часы, оружие и пр.) и красивые женщины без лишних предметов одежды, радующие взоры горячих парней, несколько изменена. Что делать - сказывается белорусская специфика! Безобидные дорогие игрушки присутствуют в полном объеме, а вот с красивыми женщинами проблемы. То есть не то, чтобы их нет. Просто нет фотографий в стиле Рlayboy. Так как секса в белорусских медиа решительно не наблюдается.

Да, еще есть журнал Министерства обороны «Армия». Но его следует относить не к категории изданий для мужчин, а к специализированным изданиям для особой социальной группы - людей в форме, для которых оружие составляет больше чем просто профессиональную сферу интересов. Какие уж тут девушки? Ведь первым делом самолеты…

Подводя итог, можно сказать: до сих пор тема сексуальности по-прежнему остается под негласным запретом. А ведь степень открытости и обсуждаемости сексуальности - четкий показатель степени открытости и раскованности общества.

Наш медиа-рынок расколот. С одной стороны, есть издания, предлагающие традиционные ценности и столь же традиционно умалчивающие проблемы сексуальности, переводя их в сферу эмоциональных оценок с доминированием таких категорий, как стыд, скромность и вообще «лучше молчать, чем говорить». С другой стороны, есть ряд изданий, максимально приближающихся к этой пикантной теме, но по каким-то причинам не решающихся ее затронуть.

В России эту проблему уже решили. Например, на каждой обложке российского издания Cosmopolitan написано слово «секс» - лучший анонс содержания номера, способствующий росту продаж. Хотя обвинить Cosmopolitan в распространении порнографии сможет только тот, кто его никогда не держал в руках. Можно не сомневаться, что через какое-то время и на страницы белорусских глянцевых изданий придет «стыдное» слово «секс». А пока его нет, как нет и многих других радостей жизни.

Но не стоит причитать по поводу патриархальной дремучести большинства белорусских изданий. Уже есть выбор и, в зависимости от собственных представлений, можно выбирать то издание, которое наиболее точно соответствует ожиданиям и представлениям о роли женщин и мужчин в обществе.
Добавить комментарий
Проверочный код