Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№41 (408) 27 октября 2003 г. Sexus

НАШ СКРОМНЫЙ «ГЛЯНЕЦ»

27.10.2003
Алексей ДЕМЬЯНОВ

Беларуси с глянцевыми журналами просто не повезло. Собственных практически нет, а читают, как правило, российские. Но все это картинки красивой жизни из другого мира, имеющие мало общего с белорусской действительностью. Весьма показательно, что белорусские журналы предлагают иные образы «настоящих» женщин и мужчин.

Глянцевые журналы рекламируют не конкретные вещи и товары, а стиль жизни - подобные издания советуют не просто, «как жить, имея деньги», но как жить со вкусом, соответствовать определенному положению.

К цветным иллюстрированным журналам, оставшимся со времен СССР в Беларуси, можно отнести только журнал для женщин и семьи «Алеся» (бывшая «Работнiца i сялянка»). Есть еще «Гаспадыня», чрезвычайно похожая на «Алесю» по содержанию. Увы, эти издания не относятся к числу «глянцевых журналов», которые, по определению, не могут быть напечатаны на газетной бумаге.

К глянцевым журналам белорусского производства можно отнести: «Женский журнал», «Салон красоты» и «XXI век». На сегодняшний день заявленный тираж каждого из них - 5.000 экз.

Отличия этих двух групп изданий состоят не только в полиграфическом исполнении. По сути, это два разных видения мира и роли женщин и мужчин в нем. Конфликт поколений (извечная проблема отцов и детей) нашел свое отражение и здесь.

Традиционные журналы предназначены для тех, кто уже пожил свое и чья возможная социальная активность сведена к минимуму. Их уделом остаются патриархальные ценности: дом, семья и дети. Для тех, кто желает реализовать себя по такой модели, предлагаются полезные советы по грамотному ведению семейной жизни, воспитанию детей, «оригинальные» рецепты и выкройки. Привычная концепция семейных изданий предполагает наличие материалов для всех членов семьи: хозяек, хозяюшек, подростков.

Сверхзадача, которая ставится перед читательницами: сделать мир лучше. Идея жертвенности собой во благо семьи, детей, карьеры мужа является доминирующей. И неважно, что на себя в этом случае просто не остается времени.

«Женский журнал» или «Салон красоты» предлагают женщине совсем иную роль. Конечно, семья и дети тоже важны, но вместо советов по домоводству здесь присутствует реклама контрацептивов. Рецепты тоже можно отыскать, но они будут взяты из совсем иных источников. И научат не быстро и дешево накормить всю семью, а получить от еды максимальное удовольствие, не навредив при этом фигуре. В женских глянцевых журналах представление о смысле жизни, в глобальной перспективе, сводится к тому, что женщина -самостоятельный человек, а не только подруга и верная спутница жизни. Следовательно, имеет право на заботу о себе: мода, фитнес, новинки косметики, особенности карьеры в мужском коллективе, большие и маленькие радости жизни.

Кстати, о мужчинах. В Беларуси проблемы и с «мужской» прессой. В пору даже говорить о кризисе мужественности. Единственный белорусский глянцевый на 100% мужской журнал «XXI век» позиционируется как «журнал с мужским достоинством». Тем не менее он предлагает весьма своеобразное видение того, каким должен быть мужской журнал. Традиционная модель: дорогие игрушки для больших мальчиков (машины, часы, оружие и пр.) и красивые женщины без лишних предметов одежды, радующие взоры горячих парней, несколько изменена. Что делать - сказывается белорусская специфика! Безобидные дорогие игрушки присутствуют в полном объеме, а вот с красивыми женщинами проблемы. То есть не то, чтобы их нет. Просто нет фотографий в стиле Рlayboy. Так как секса в белорусских медиа решительно не наблюдается.

Да, еще есть журнал Министерства обороны «Армия». Но его следует относить не к категории изданий для мужчин, а к специализированным изданиям для особой социальной группы - людей в форме, для которых оружие составляет больше чем просто профессиональную сферу интересов. Какие уж тут девушки? Ведь первым делом самолеты…

Подводя итог, можно сказать: до сих пор тема сексуальности по-прежнему остается под негласным запретом. А ведь степень открытости и обсуждаемости сексуальности - четкий показатель степени открытости и раскованности общества.

Наш медиа-рынок расколот. С одной стороны, есть издания, предлагающие традиционные ценности и столь же традиционно умалчивающие проблемы сексуальности, переводя их в сферу эмоциональных оценок с доминированием таких категорий, как стыд, скромность и вообще «лучше молчать, чем говорить». С другой стороны, есть ряд изданий, максимально приближающихся к этой пикантной теме, но по каким-то причинам не решающихся ее затронуть.

В России эту проблему уже решили. Например, на каждой обложке российского издания Cosmopolitan написано слово «секс» - лучший анонс содержания номера, способствующий росту продаж. Хотя обвинить Cosmopolitan в распространении порнографии сможет только тот, кто его никогда не держал в руках. Можно не сомневаться, что через какое-то время и на страницы белорусских глянцевых изданий придет «стыдное» слово «секс». А пока его нет, как нет и многих других радостей жизни.

Но не стоит причитать по поводу патриархальной дремучести большинства белорусских изданий. Уже есть выбор и, в зависимости от собственных представлений, можно выбирать то издание, которое наиболее точно соответствует ожиданиям и представлениям о роли женщин и мужчин в обществе.
Добавить комментарий
Проверочный код