Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№41 (408) 27 октября 2003 г. Радости жизни

ВДОВЬИ СЛЁЗЫ

27.10.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

Национальный академический театр им. М.Горького, «Утешитель вдов» Дж.Мата, Б.Рандоне, В.Григалюнас, В.Маршак.

Что это? Русский театр - самый обидчивый театр Беларуси. Не показывая особо выдающихся результатов в искусстве, он,тем не менее особенно болезненно относится к любой критике. Так что писать о нём - значит совершенно точно нарваться на разнузданные письма завлита театра Евгения Огурцова, которые он тут же начинает активно рассылать во все редакции. Все солидные издания, естественно, отказывают в публикации, что рассматривается им как мировой заговор. Более того, вполне можно проследить простую психологическую цепочку: стимул - реакция, где стимулом выступает критическая статья о Русском театре в «Белорусской газете», а реакцией - истеричные письма Огурцова. Впрочем, более подробно эти механизмы исследовал ещё академик Павлов, описывая рефлексы слюнотечения у собачек при виде пище, за что и получил Нобелевскую премию в области медицины и физиологии. Мы же снова обратимся к творчеству Русского театра.

Повод для этого - последняя премьера под многообещающим названием «Утешитель вдов». В рекламе жанр обозначен как «фарш по-итальянски». Жанр подтверждаю. Это фарш - нечто сырое, жирное, бесформенное, мёртвое… Возьмите кусок фарша, посмотрите на него внимательно, и если у вас появится непреодолимое желание смеяться, значит вас повеселит и эта комедия. Для людей, не обладающих столь изысканным чувством юмора, такое блюдо для употребления не рекомендуется.

Драматургия. Более весёлой и жизнерадостной нации, чем итальянцы, в мире не существует. Поэтому итальянцы - большие мастера комедий. Они способны смеяться буквально над всем. Вот и смерть мужа для жены вполне может быть основанием для лёгкого флирта и целой череды комедийных ситуаций. Вероятно, Марота и Рандоне писали яркую, лёгкую комедию положений, призывающую легко относится как к жизни, так и к смерти. Главный герой её, видимо, предполагался человеком ироничным, остроумным, знающим все тонкости женской психологии. При этом у него есть свои представления о морали и этике. Профессия его удивительна - утешать вдов. По-нашему - социальный психолог. Вдовы, естественно, без ума от него, борьба за его внимание возрастает, на чем, собственно, и строится вся комедия. Подобный ход для итальянских пьес не нов. Все помнят фильм «Миллион в брачной корзине», где герой Александра Ширвиндта имел не менее экзотичную профессию «господин из высшего общества». Впрочем, в этом спектакле распознать лучшие черты итальянской драматургической школы так и не удалось.

Плюсы. Над этой частью рецензии пришлось думать больше всего. Единственное, что приходит в голову, - то, что в свое время Витаутас Григалюнас создал уникальный и культовый Альтернативный театр. То было совершенно новое явление в белорусском искусстве, к сожалению, давно уже почившее в бозе.

Минусы. Как ни выбирай дипломатичные выражения, факт остаётся фактом: это неудача по всем направлениям. Комедия получилась несмешной, тяжёлой, вымученной. Замечательные актёры Русского театра так и не раскрылись в образах своих персонажей, которые играются формально и невпопад. Даже «фишка» спектакля - переодетый в женщину артист Душечкин - смотрится пошло и глупо. Хотя он и сделал все что мог для спасения этого спектакля. Оформление представляет собой огромный на всю стену раздвижной шкаф «под дерево», створки которого то и дело заедают. Костюмы - в стиле поздних 80-х, освещение - «вырви глаз». Почему все так получилось? Мне представляется, что попытки театра сделать популярную, продаваемую комедию, подладиться под вкусы публики, чаще всего приводят к полной и неотвратимой потере качества. Художник прежде всего должен стараться рассказать публике нечто сокровенное, важное для него лично. Что-то свое, о чем он не может молчать (в любой форме - драмы или комедии). Если это захватит зрителя, такой спектакль может стать культовым. А заигрывать с публикой - дело неблагодарное.

Драматургия/режиссура/актёрская игра: 5 / 4 / 5.
Добавить комментарий
Проверочный код