Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№41 (408) 27 октября 2003 г. Общество

ДОМ В ДВА ЭТАЖА ИЛИ «МОБИЛА» В КАРМАНЕ?

27.10.2003
Алексей ДЕМЬЯНОВ

Министерства статистики и России и Беларуси избегают темы среднего класса. Разделяя общество по всем мыслимым и немыслимым критериям, эти ведомства уклоняются от поиска зажиточной прослойки общества - тех, кто больше всех остальных ценит стабильность и предсказуемость. Однако здесь не стоит искать злой умысел или политический заказ. Причина нивелирования существования среднего класса в том, что нет четкого и единого определения того, что это. Но средний класс существует и без этих формальностей.

О формировании среднего класса на постсоветском пространстве говорят давно. Поводом для споров становится даже попытка определения этого вожделенного для всех переходных обществ класса. Прояснению этой проблемы была посвящена международная конференция «Маркетинг в России и Беларуси: тенденции развития рынков», состоявшаяся 17 октября в Минском международном образовательном центре (IBB), организованная Институтом приватизации и менеджмента.

В России проблемой изучения среднего класса занялись в конце 90-х, и к 2000г. все это превратилось в дорогостоящий исследовательский проект «Стиль жизни среднего класса». Одним из поводов начала исследований, как это ни странно, стал дефолт 1998г. Когда одни говорили о том, что в России полностью погиб в результате дефолта только-только появившийся средний класс, а другие сокрушались оттого, что в России среднего класса нет и не будет.

Исследователи попытались найти ответ на классическое: «А был ли мальчик?». Впрочем, исследование носило не столько научно-познавательный характер, сколько практический. Поскольку, выяснив стиль жизни среднего класса, можно говорить и о стиле потребительского поведении, прогнозировать объемы рынков и пр.

СПРАВКА «БГ». Характеристики проекта «Стиль жизни среднего класса». Исследование проводится два раза в год (осень, весна) в столицах 20 крупнейших по численности населения субъектах федерации. Опрос охватывает 3-4 тыс. человек, представляющих домохозяйства с доходом $150-1.000 в месяц на каждого члена семьи. Метод проведения - личное интервью по анкете, содержащей около 200 вопросов.

Российские исследователи выработали свое определение среднего класса. По мнению Игоря Березина, руководителя аналитической группы «Эксперт-МА» проекта «Стиль жизни среднего класса, «российский средний класс - это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям приемлемый уровень потребления и образ жизни». Но это определение основывается на двух критериях, по которым можно судить о принадлежности к среднему классу.

Проблемы идентификации

Из всего многообразия критериев были выбраны два: уровень текущих доходов семьи, характер и объем потребления материальных благ и услуг. Таким минимальным уровнем доходов на каждого члена семьи в месяц стал эквивалентен $150, что в два раза выше бюджета прожиточного минимума. При этом доля расходов семейного бюджета на питание не должна превышать 35%. Что касается верхней планки доходов, то она определена в $1.000 на человека в месяц, т.к. люди, зарабатывающие больше, находятся вне досягаемости для социологов. Впрочем, не только для социологов.

Группа «$150 и выше», по состоянию на сентябрь 2003г., включает в себя до около 19 млн. домохозяйств, что составляет 39% от числа всех жителей России. Однако принадлежность к этой группе еще не гарантирует автоматического зачисления в средний класс - существование «дорогих» городов, даже по европейским меркам, приводит к тому, что $150 на человека и есть прожиточный минимум. Поэтому численность среднего класса значительно меньше численности группы «$150 и выше».

ПРОБЛЕМЫ РОСТА

Увеличение за четыре года численности среднего класса почти в четыре раза - эти цифры лучше многих иных, способных охарактеризовать состояние российского общества, давно согласившегося с утверждением, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

При этом наблюдается столь же безудержный рост объемов рынков. До этого никто и не пытался определить емкость российского рынка, который представлялся «черной дырой», способной поглотить все в огромных количествах. Изучение стиля жизни среднего класса позволило оценить и приблизительные размеры этой «черной дыры». Поскольку на различных рынках от 50 до 90% потребления в натуральном и денежном выражении приходится на долю среднего класса.

Однако, чтобы оценить тенденции, хочется сравнить собственные достижения с достижениями западных представителей среднего класса. Но этот подход не является оправданным, по мнению Березина, «в каждой стране свой средний класс, его надо найти и идентифицировать». И просто бессмысленно искать в России средний класс по западным меркам доходов и благосостояния. Так, классическим для США требованием для принадлежности к среднему классу, будет собственный двухэтажный дом в пригороде.

Можно попытаться составить перечень «знаковых предметов», обладание которыми так или иначе указывает на принадлежность к среднему классу.

СПРАВКА «БГ». К числу «знаковых предметов», маркирующих принадлежность к среднему классу в рамках исследования «Стиля жизни среднего класса», относятся: сотовый телефон, компьютер, автомобиль, телевизор с диагональю от 73 см, видеокамера, шкаф-купе, пластиковая карта, дисконтная карта, мебель со встроенной бытовой техникой и посудомоечная машина. Но «знаковые предметы» не являются постоянной величиной. И если еще в недавнем прошлом мобильный телефон им являлся в полной мере, то теперь уже нет. Россия сейчас переживает бум мобильной связи - в некоторых городах, например, в Саратове, число владельцев мобильных телефонов превышает число владельцев стационарных аппаратов.

ПОРТРЕТ СРЕДНЕГО КЛАССА

Пять типов представителей российского среднего класса по критерию социальной активности.

«Тусовщики» (17%) - работают, активно посещают театры, рестораны, но не имеют хобби и не занимаются спортом.

«Увлеченные» (10%) - работают и имеют хобби, увлечения или занимаются спортом. Рестораны и театры посещают крайне редко.

«Активные» (47%) - работают, ходят в театры и рестораны, имеют хобби или занимаются спортом.

«Трудоголики» (9%) - работают, в театр или рестораны ходят крайне редко, хобби и увлечений не имеют, спортом не занимаются.

«Безработные» (17%) - не работают, посещают театры и рестораны, имеют хобби, увлечения, занимаются спортом.
Добавить комментарий
Проверочный код