Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (406) 13 октября 2003 г. События. Оценки

КАК БЫ НЕКОРРУМПИРОВАННАЯ БЕЛАРУСЬ

13.10.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Известный борец с коррупцией международная организация Transparency International (TI) опубликовала Индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2003 год. Беларусь скатилась с 36-го места в 2002г. и индекса «4,8» на 53-е место с показателем 4,2 («10» - самая «чистая» страна, «0» - сплошная коррупция). Это одно из самых больших ухудшений индекса. Наша страна все еще впереди России (87-е место), Молдовы (102), Казахстана (101), Украины (111). Удалось обойти и новоиспеченных членов Евросоюза - Чехию (56), Латвию (58), Словакию (63) и Польшу (65).

ТРИ КИТА «УСПЕХА»

В ИВК речь идет о восприятии иностранными инвесторами, экспертами по управлению рисками, аудиторами, консультантами той или иной страны. Беларусь имеет хороший показатель по трем причинам. Первая. У нас очень мало иностранных оценщиков внутрибелорусской ситуации, а те, которые есть, давно сумели договориться с местными законодателями административно-правовых порядков. Они работают в устоявшейся малоконкурентной среде и не претендуют на те ниши, которые жестко контролируются администрацией президента, а также коммерческими структурами, которые работают «под крышей» отдельных чиновников и отраслевых концернов. Те же, кто пытается что-то делать по якобы прогрессивным законам, резко меняют свое мнение по поводу «открытой и прозрачной» Беларуси.

Вторая причина заключается в том, что в Беларуси заморожены все реформы. К тому же, директора заводов, чиновники среднего звена настолько поражены страхом, что им и в голову не придет требовать от редкого иностранца взятку. Уж лучше пропустить его через существующие процедуры лицензирования, сертификации и т.п. Как только белорусские чиновники получат большую свободу в управлении экономическими процессами, в распределении активов и ресурсов, в предоставлении иностранцам равных условий хозяйствования, ИВК Беларуси наверняка резко ухудшится.

Таблица

Третья причина столь высокого места Беларуси по ИВК в том, что методика Transparency International не учитывает, что главным инвестором, предпринимателем и потребителем в Беларуси являются государство и его различные структуры. Это значит, что более половины официальной экономики работает на бюджетных деньгах. Когда крадут частные деньги, когда мешают конкретному инвестору, то он может пожаловаться своим зарубежным коллегам. Кто в нашем государстве может жаловаться на то, что неэффективно используются бюджетные деньги? В нормальном государстве этим должен заниматься парламент, но в нашей стране ПП НС не имеет реальных инструментов и статуса для того, чтобы контролировать коррупцию. О функции судов, контрольных органов лучше не вспоминать. Чтобы иметь полное представление о коррупции в Беларуси, надо бы спросить главного заказчика огромного объема работ, услуг и производства товаров - т.е. государство. От имени государства у нас выступает один человек. Не будет же он ради объективности западных оценок наговаривать на свою экономическую политику!

И еще один важный момент. По мнению TI, самыми проблемными общественными институтами и структурами, которые нуждаются в реформах и являются источником коррупции, являются политические партии, суды и полиция. В Беларуси данные структуры не имеют такого же коррупциогенного значения, как в демократических государствах.

СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО

Презентуя ИВК-2003, председатель правления TI Питер Айген сказал, что «богатые страны должны предоставить практическую поддержку тем правительствам развивающихся стран, которые демонстрируют политическую готовность к обузданию коррупции... Страны с высоким уровнем коррупции не должны подвергаться наказанию, так как они остро нуждаются в срочной поддержке». Семь из каждых 10 стран получили меньше 5 из 10 баллов, являющихся высшим показателем. Не только бедные, богатые нефтью развивающиеся страны имеют высокий уровень коррупции. Среди богатых в «черном списке» - Греция (51-е место) и Италия (35). Эксперты TI напрямую не связывают тот факт, что 9 из десяти развивающихся стран не набрали и 5 из 10 баллов с качеством бюджетно-налоговой и административной политики.

Питер Айген и его коллеги, к сожалению, не советуют бедным странам отказаться от интервенционизма в экономической и социальной политике, а богатым странам и международным организациям (типа МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) - перестать давать кредиты под настойчиво рекомендуемые шаблонные европейско-американские решения конца XX века.

В нашей же ситуации, когда все национальные опросы показывают тотальное взяточничество, кумовство, «откаты», «крышевание», говорить о Беларуси как о стране, свободной от коррупции, могут либо не знающие реальной ситуации западные эксперты, либо те, кому за это много платят из бюджета.
Добавить комментарий
Проверочный код