Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№39 (406) 13 октября 2003 г. События. Оценки

КАК БЫ НЕКОРРУМПИРОВАННАЯ БЕЛАРУСЬ

13.10.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Известный борец с коррупцией международная организация Transparency International (TI) опубликовала Индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2003 год. Беларусь скатилась с 36-го места в 2002г. и индекса «4,8» на 53-е место с показателем 4,2 («10» - самая «чистая» страна, «0» - сплошная коррупция). Это одно из самых больших ухудшений индекса. Наша страна все еще впереди России (87-е место), Молдовы (102), Казахстана (101), Украины (111). Удалось обойти и новоиспеченных членов Евросоюза - Чехию (56), Латвию (58), Словакию (63) и Польшу (65).

ТРИ КИТА «УСПЕХА»

В ИВК речь идет о восприятии иностранными инвесторами, экспертами по управлению рисками, аудиторами, консультантами той или иной страны. Беларусь имеет хороший показатель по трем причинам. Первая. У нас очень мало иностранных оценщиков внутрибелорусской ситуации, а те, которые есть, давно сумели договориться с местными законодателями административно-правовых порядков. Они работают в устоявшейся малоконкурентной среде и не претендуют на те ниши, которые жестко контролируются администрацией президента, а также коммерческими структурами, которые работают «под крышей» отдельных чиновников и отраслевых концернов. Те же, кто пытается что-то делать по якобы прогрессивным законам, резко меняют свое мнение по поводу «открытой и прозрачной» Беларуси.

Вторая причина заключается в том, что в Беларуси заморожены все реформы. К тому же, директора заводов, чиновники среднего звена настолько поражены страхом, что им и в голову не придет требовать от редкого иностранца взятку. Уж лучше пропустить его через существующие процедуры лицензирования, сертификации и т.п. Как только белорусские чиновники получат большую свободу в управлении экономическими процессами, в распределении активов и ресурсов, в предоставлении иностранцам равных условий хозяйствования, ИВК Беларуси наверняка резко ухудшится.

Таблица

Третья причина столь высокого места Беларуси по ИВК в том, что методика Transparency International не учитывает, что главным инвестором, предпринимателем и потребителем в Беларуси являются государство и его различные структуры. Это значит, что более половины официальной экономики работает на бюджетных деньгах. Когда крадут частные деньги, когда мешают конкретному инвестору, то он может пожаловаться своим зарубежным коллегам. Кто в нашем государстве может жаловаться на то, что неэффективно используются бюджетные деньги? В нормальном государстве этим должен заниматься парламент, но в нашей стране ПП НС не имеет реальных инструментов и статуса для того, чтобы контролировать коррупцию. О функции судов, контрольных органов лучше не вспоминать. Чтобы иметь полное представление о коррупции в Беларуси, надо бы спросить главного заказчика огромного объема работ, услуг и производства товаров - т.е. государство. От имени государства у нас выступает один человек. Не будет же он ради объективности западных оценок наговаривать на свою экономическую политику!

И еще один важный момент. По мнению TI, самыми проблемными общественными институтами и структурами, которые нуждаются в реформах и являются источником коррупции, являются политические партии, суды и полиция. В Беларуси данные структуры не имеют такого же коррупциогенного значения, как в демократических государствах.

СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО

Презентуя ИВК-2003, председатель правления TI Питер Айген сказал, что «богатые страны должны предоставить практическую поддержку тем правительствам развивающихся стран, которые демонстрируют политическую готовность к обузданию коррупции... Страны с высоким уровнем коррупции не должны подвергаться наказанию, так как они остро нуждаются в срочной поддержке». Семь из каждых 10 стран получили меньше 5 из 10 баллов, являющихся высшим показателем. Не только бедные, богатые нефтью развивающиеся страны имеют высокий уровень коррупции. Среди богатых в «черном списке» - Греция (51-е место) и Италия (35). Эксперты TI напрямую не связывают тот факт, что 9 из десяти развивающихся стран не набрали и 5 из 10 баллов с качеством бюджетно-налоговой и административной политики.

Питер Айген и его коллеги, к сожалению, не советуют бедным странам отказаться от интервенционизма в экономической и социальной политике, а богатым странам и международным организациям (типа МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) - перестать давать кредиты под настойчиво рекомендуемые шаблонные европейско-американские решения конца XX века.

В нашей же ситуации, когда все национальные опросы показывают тотальное взяточничество, кумовство, «откаты», «крышевание», говорить о Беларуси как о стране, свободной от коррупции, могут либо не знающие реальной ситуации западные эксперты, либо те, кому за это много платят из бюджета.
Добавить комментарий
Проверочный код