Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (406) 13 октября 2003 г. Общество

ДА. НЕТ. НЕ ЗНАЮ

13.10.2003
Янка ГРЫЛЬ

Попавшая в редакцию «Белорусской газеты» анкета Минобразования озаглавлена скромно и изящно: «Мониторинг качества обучения и воспитания учащейся молодежи». Эстетические достоинства анкеты не ограничиваются милыми чиновничьими тавтологиями вроде «обучение учащейся». Самое интересное: кому придется отвечать на вопросы анкеты после того, как молодежь «промониторят»?

С чего начинается родина? С вопроса, насколько важны для анкетируемого «место, где прошло Ваше детство», «судьба белорусского народа», «знание истории Беларуси», «сохранение национальной самобытности», «труд на благо отечества», «дружба и сотрудничество между представителями разных национальностей», «знание белорусского языка, традиций, обычаев, культуры» и т.п. Перевели дыхание? Теперь оцените эти тезисы по 4-балльной шкале – от «очень важно» (1) до «совсем неважно» (4). А вот на другие, не менее важные вопросы («Знаете ли Вы язык и культуру Беларуси?», «Уважаете ли государственные символы?», «Испытываете ли привязанность к земле, на которой живете?», «Уважительно ли относитесь к действующей власти?», «Любите ли белорусский народ?», «Считаете ли, что Ваша страна всегда права?») предусмотрено почему-то уже 5 вариантов ответа, включая самый загадочный: «Затрудняюсь ответить» (5).

Готов биться об заклад, что эта часть анкеты составлялась при участии психиатра, потому как на большинство поставленных вопросов психически адекватный половозрелый человек (не говоря уже об искусно замаскировавшемся оппозиционере) может ответить только утвердительно. И сомнение в уважении к «действующей» («существующей»? - Я.Г.) власти никого не введет в заблуждение: среднестатистический белорус чтит Конституцию, даже родившуюся в результате «кесарева сечения» референдума.

Игры патриотов. Итак, молодой человек, ставший жертвой «мониторинга», неизбежно оказывается патриотом. А патриоту мало знать и любить свою страну - ему необходимо еще и иметь активную гражданскую позицию. То есть определиться, сколько в Беларуси должно существовать молодежных организаций, вспомнить, насколько глубоко он знаком с текстом Конституции, выделить идеологически близкую политическую партию, поведать, принимал ли он участие в выборах. Некоторые вопросы дают шанс продемонстрировать малую толику гражданского мужества: «Если бы Вам предложили вступить в общественное объединение, деятельность которого Вас не интересует, но отказ от вступления был бы чреват для Вас определенными неприятностями, как бы Вы поступили?» Зная это загадочное объединение, хочется дописать: «А если это объединение посулит Вам бесплатный вход на дискотеки, дисконтные карты и льготные путевки?» Отрадно, что не забыто главное, насущное: «Как Вы думаете, демократия в РБ должна осуществляться на основе: 1) одной, единой для всех идеологии; 2) нескольких альтернативных идеологий; 3) это (демократия? идеология? - Я.Г.) не имеет значения; 4) не знаю». Я бы выбрал четвертый вариант ответа: демократия вообще должна осуществляться, а имеет ли какое-то отношение к ее осуществлению идеология, это большой вопрос.

Портрет подписанта. Наибольшую социологическую хватку авторы анкеты проявили при составлении вопросов, призванных в сумме составить портрет молодого патриота. Студента дважды спрашивают, естественник он или гуманитарий, на каком факультете учится. Прямо, как штыковой удар, сформулирован 17-й вопрос: «Если бы у Вас была возможность выбора, Вы предпочли бы: 1) жить и работать в Беларуси; 2) уехать в одну из стран ближнего зарубежья; 3) уехать в одну стран дальнего зарубежья». Наконец, вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?» снабжен ремаркой «можно выбирать несколько вариантов». Очень демократично: варианты 1-4 - белорус, русский, украинец, поляк, пятая графа с надписью «другое» оставлена свободной. Слава богу, вопрос о половой принадлежности безальтернативен: никаких «другое» или «затрудняюсь ответить»…

Чем хорош жанр анкеты? Тем, что анализировать его тоже можно при помощи вопросов. Например: сколько студентов ответит на анкету искренне? какие оргвыводы из этого будут сделаны? изменится ли от этого положение в вузе, городе, стране? и последний: стоит ли переводить бумагу, если официальная точка зрения на большинство затронутых проблем широко известна?

Концепция/ стилистика/ резонанс: 3/2/2.
Добавить комментарий
Проверочный код