Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№37 (404) 29 сентября 2003 г. События. Оценки

БАНКИ КРЕПНУТ СОВЕТАМИ И РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

29.09.2003
Сергей ЖБАНОВ

№ 37 [404] от 29.09.03 - На минувшей неделе кураторы банковского надзора из Нацбанка публично отчитались перед журналистами об исполнении поставленной президентом задачи по сокращению доли проблемной задолженности в коммерческих банках. Зам. председателя правления Нацбанка Николай Лузгин проинформировал об успехах в деле укрепления банковской системы в целом, а детали по финансовому оздоровлению «МинскКомплексбанка» сообщил директор департамента банковского надзора Игорь Лихогруд.

Николай Лузгин не разочаровал, продемонстрировав присущую госчиновнику убежденность в выполнении президентского наказа: сократить долю проблемной задолженности по банковским кредитам до 5% к 1 января 2004г. А пока, на 1 сентября, этот показатель составил 5,62%, что означает перевыполнение президентского задания - доли в 6,5% «плохих» кредитов Нацбанк намеревался достичь только к 1 октября т.г.

СПРАВКА «БГ». Валовые активы белорусских банков за 8 месяцев увеличились на 40,8% и достигли к 1 сентября 15,5 трлн. рублей. Уставные фонды, благодаря неустанной заботе Нацбанка, тоже окрепли, увеличившись до 970 млрд. рублей (на 18,8%). В уставных фондах 13 из 29 действующих банков участвует государство, а в относительных величинах это участие выглядит еще более солидно - 78,3% от общего объема уставных фондов. Такой степенью госучастия в капитале банков может похвастать редкая страна СНГ.

Как это ни покажется странным, но эксперты недавно посетившей Беларусь миссии МВФ почему-то связывают повышение эффективности надзора и банков не с дальнейшим огосударствлением, а с приватизацией банковской системы. На объяснение этого противоречия времени у руководящих работников Нацбанка не нашлось. Или просто еще не настало время сказать широкой публике всю правду. Зато совокупный собственный капитал на начало сентября достиг 1,6 трлн. рублей (рост - на 32,6%). Прибыль банков за восемь месяцев составила 73,8 млрд. рублей. При этом убытки имели лишь два банка.

Один из них - «МинскКомплексбанк», который оздоравливает свое финансовое положение под руководством главы временной администрации Игоря Лихогруда. Насколько стремительно идет процесс реанимации банка, сказать трудно. Об этом, как и о сумме долгов банка, Лихогруд не рассказал, но отметил, что банк сохранен: здание цело, и персонал работает, а значит, «с этой точки зрения банк инвестору интересен».

Граждане могут быть спокойны за судьбу банка, если точнее, то две трети частных вкладчиков уже успокоились - им возвращены депозиты. О настроениях остальных участников депозитных игр с «МинскКомплексбанком» разъяснений не последовало.

Глава временной администрации «МинскКомплексбанка» кратко обрисовал причины ухудшения финансового состояния некогда славного банка: несвоевременное возвращение крупных кредитов, в т.ч. и госпредприятиями. Наверное, подразумевались белорусские флагманы - «Горизонт», «Минский завод колесных тягачей» и тому подобные предприятия, которые всеми правдами и неправдами, но устояли, а экс-председатель правления «МинскКомплексбанка», оказавший посильную кредитную поддержку госпредприятиям, уже более года пребывает под следствием в СИЗО КГБ. Но это тема прокурорского, а не банковского надзора.

Что же касается официальной иллюстрации к теме нарушения банками правил кредитования предприятий ради исполнения указаний президента, то Лихогруд мог хотя бы поименно перечислить недобросовестных должников, но, видимо, не захотел, поскольку увлечен надзором за останками «МинскКомплексбанка». Тема эта неблагодарная - практика выделения кредитов по государственной указке продолжает широко применяться, ставя под сомнение реальное, а не статистическое снижение доли проблемных кредитов.

Доказательство тому - одобренный на прошлой неделе проект постановления Совмина, рекомендующий банкам, «уполномоченным обслуживать государственные программы, во втором полугодии 2003г. направить в реальный сектор экономики долгосрочные (инвестиционные) кредиты на сумму 552 млрд. рублей, в том числе в иностранной валюте, за счет привлечения зарубежных кредитных ресурсов на сумму, эквивалентную 289 млрд. рублей». Остальным банкам, не удостоенным чести называться уполномоченными, рекомендовано направить 215 млрд. рублей кредитов, в т.ч. в валюте на сумму, эквивалентную 95 млрд. рублей, туда же - в реальный сектор. Правительству надо спасать повышенные прогнозные параметры роста инвестиций в основной капитал (118%), а заодно и собственную инвестиционную программу.

Замечание Минюста о независимости банков и незаконности вмешательства госорганов в их деятельность Минэкономики отвергло под предлогом «рекомендательного характера» этой нормы. Та же судьба постигла и требование исключить пункт об оказании главным банком страны содействия коммерческим банкам в предоставлении кредитов. Минэкономики решил: раз Нацбанк регулирует кредитные отношения, следовательно, может и должен оказать содействие банкам, не уполномоченным обслуживать госпрограммы.

Минпром тоже не остался в долгу, заподозрив неладное под термином «закрепление банков, финансирующих проекты». Рекомендательное закрепление привело промышленников к мысли, что неплохо было бы предварительно согласовать условия, сроки и объемы кредитования с теми, кто будет выдавать кредиты, - с конкретными банками. На что Минэкономики отреагировало информацией о том, что рекомендации не налагают обязательств на получение кредитов исключительно в банках, ответственных за сопровождение проекта, где хочешь, там и бери. У нас же полная свобода и хозяйственная независимость. А затем, как бы невзначай, напомнило Минпрому, а заодно и Нацбанку, что постановление Совмина от 20 марта 2003г. предусматривает безусловное выполнение инвестиционных проектов, реализация которых в 2003г. имеет приоритетное значение.

Вот такие «безусловные рекомендации» правительства могут оказаться очень полезными в деле дальнейшего снижения Нацбанком доли проблемной задолженности по банковским кредитам к 1 января 2004г. Как приказал президент.
Добавить комментарий
Проверочный код