Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (404) 29 сентября 2003 г. Радости жизни

В ЛЮбВИ ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ

29.09.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

№ 37 [404] от 29.09.03 - Спектакль К.Гольдони «Влюблённые» Петербургского театра комедии им. Акимова (режиссёр - Т.Казакова)

Что это? Уже один взгляд на афишу театра говорит о его приверженности к старым добрым традициям. Огромная, в стиле 50-60-х буква «К», с которой начинается слово «Комедия», словно отсылает нас в те времена, когда в театре на сцене ещё не ругались матом, литовские режиссёры не сводили с ума своими поэтическими метафорами, ещё не было революционера Любимова, да и Мейерхольд казался каким-то недоразумением. В ту эпоху из театров ещё не выветрился благодатный дух Станиславского и Немировича-Данченко, а тень великого Островского ещё не покинула Малый театр. Время тогда было хорошее, снимались добрые советские комедии, вино было дешёвым, поднималась целина… Вот такой образ старой классической советской комедии в самых лучших её традициях и напомнил мне спектакль «Влюблённые». Всё в нём просто и традиционно: сценография, костюмы, герои. Никаких новомодных штучек, когда шекспировские герои ходят в чёрных кожаных плащах и ездят на мотоциклах. Если это XVIII век, то XVIII век, немножко стилизованный, чтобы было смешнее, но всё в рамках эпохи.

Драматургия. Похоже, у меня есть какое-то предубеждение к Карло Гольдони. Несмотря на то, что это классик итальянской литературы, основоположник итальянской реалистической комедии, мне его пьесы и по языку, и по конфликту кажутся архаичными. Именно из-за этой их особенности в первозданном виде его пьесы никто не ставит, и актёры, и режиссёры вынуждены переделывать текст на ходу. В итоге получается, что самые смешные места и фразы в пьесе - плод воображения кого угодно, только не Гольдони. Быть может, так оно и предполагалась. Ведь в те времена пьесы писались в режиме конвейера (у самого Гольдони их более 300), и, естественно, ему было не до отточенности слога и логики событий. Интрига в таких случаях делалась как можно проще и яснее, характеры рельефнее, действие конкретнее. Подтекстов почти нет, философии тоже.

Режиссура. Не зная творческого пути Татьяны Казаковой, трудно сказать, является ли эта работа типичной для неё. Профессионализм и чувство юмора в спектакле налицо, что, в общем, немаловажно, когда оцениваешь режиссёра театра комедии. Есть ли там какие-то открытия, нечто принципиально для театра новое? Нет. Но, по всей видимости, во «Влюблённых» таких задач и не ставилось. Несколько грустно от какой-то фатальной предсказуемости всего происходящего, когда в первом акте понятно, что будет во втором, как сойдутся линии персонажей, кто кого полюбит, и кто с чем останется. Всё-таки в театре очень хочется не просто развлечься, посмеяться или поплакать, но чтобы тебя удивили, чтобы огорошили неожиданным решением, непредсказуемым ходом. Вот этой непредсказуемости явно не хватило в спектакле.

Плюсы. В спектаклях, где упор делается не на авторский гений драматурга или метафоры и символы режиссёра, особое значение приобретает уровень и мастерство актёрской игры. Во «Влюблённых» можно смело насчитать несколько блестящих актёрских партий. Первое место здесь, естественно, принадлежит Сергею Барковскому, который творил маленькие чудеса в роли Фабрицио. Убери его из спектакля, и комедия мигом бы превратилась в трагедию. Когда он появлялся на сцене, остальных актёров как ветром сдувало. Ещё один актёрский шедевр - роль слуги с трогательным именем Выплюньсейчасже, которую сыграл заслуженный артист России Валерий Никитенко, чем ещё раз подтвердил тезис Станиславского: «нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». Остальные исполнители были интересны временами, но и откровенных провалов замечено не было. Ещё один «плюс»: очень милая придумка с постоянно падающими сверху на сцену яблоками, привносящая в спектакль немного итальянской деревенской непосредственности.

Минусы. В подтверждение расхожести этого спектакля вспомнился любопытный факт. Недавно в Москве в театре Ленком посмотрел спектакль Романа Самгина «Укрощение укротителей», который очень напомнил по интриге этот спектакль. Но что самое любопытное, там влюблённую пару играли Дмитрий Певцов и Маша Миронова, на которых даже внешне оказались похожи влюблённые рецензируемого спектакля Михаил Разумовский и Наталья Ткаченко.

Драматургия / режиссура / актёрская игра 6 / 8 / 8. 
Добавить комментарий
Проверочный код