Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (404) 29 сентября 2003 г. Общество

«МЫЛО» ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА: Театральные вкусы формируются сериалами

29.09.2003
Марина ГУЛЯЕВА

№ 37 [404] от 29.09.03 - С началом театрального сезона пошли слухи, что генпродюсер и художественный руководитель проекта «Виртуозы сцены», в рамках которого организуются гастроли российских театров и постановки белорусских антрепризных спектаклей, намерен закрыть проект из-за его убыточности. В интервью «Белорусской газете» Владимир Ушаков заявил, что слухи несколько преувеличены, но, говоря о финансовом состоянии проекта, признал: «Мы - не миллионеры-альтруисты».

Одному из ведущих театральных продюсеров страны есть с чем сравнивать: уже полгода в Москве существует агентство Владимира Ушакова «Чаплин-клуб», успешно организующее гастроли российских театров в различных городах России. Белорусский зритель тоже нуждается в духовной пище, но за самый роскошный «ужин» готов выложить только $25 (максимальная цена билета на спектакль российского театра). О взыскательности вкуса наших театралов говорить сложно, хотя спектакли с участием звезд театра и заполонивших в последнее время телеэкраны сериалов все-таки собирают залы. Владимир Ушаков мягко говорит о неискушенности белорусской публики и пока не ставит театр на первое место среди основных культурных предпочтений среднего белоруса.

О перспективах своего минского проекта Владимир УШАКОВ рассказал обозревателю «Белорусской газеты».

- Я пока не вижу творческого продолжения проекта «Виртуозы» сцены», хотя уже есть другие идеи, которые мы пытаемся реализовать. с драматургом Андреем Курейчиком мы хотим открыть центр современной драматургии, где молодые режиссеры и актеры смогут реально попробовать свои силы, почувствовать дух времени, чтобы говорить со зрителем на одном языке. А проект «Виртуозы сцены» будет существовать. Мы просто пока не находим значимых и интересных пьес, которые позволили бы мастерам белорусской сцены продемонстрировать свой талант.

- Чтобы заполнить залы, вы вынуждены привозить беспроигрышные вещи, уровень которых, как правило, ниже среднего?

- И да, и нет. Естественно, мы идем на поводу у публики, но не настолько. Хотим, чтобы люди пришли в зал, и, конечно, будем учитывать их интересы. И не всегда то, что привозим, по-настоящему оценивается публикой: многие готовы идти только на «звезд» кино и телесериалов. Хотя сегодня в России появилось очень много интересных и серьезных театров, которые не имеют звезд, но в них играют замечательные актеры. И мы пытаемся привозить такие коллективы - к примеру, сегодня в Минске гастролирует Санкт-Петербургский театр комедии им. Акимова. Хотя все-таки народная любовь определяет, что привозить. Если сегодня популярен сериал «Бригада», конечно, на этих артистов пойдут.

- А на кого не пойдут?

- Вряд ли мы привезем в Минск спектакли «Театра наций» с Марией Мироновой, Татьяной Друбич и Александром Балуевым. Спектакли достаточно экспериментальные, их даже не так часто играют в Москве. Зная наша публику, думаю, она не воспримет такие вещи.

- А какова наша публика?

- Замечательная, но я бы сказал, не до конца искушенная и потому не готовая к восприятию каких-то откровенных и достаточно дерзких новаций. Хотя, возможно, я не прав, и у нас есть генерация людей, которая и этот театр считает заскорузлым и несовременным. Я не критик, чтобы давать оценки.

- Вы - бизнесмен, торгующий вполне конкретным товаром…

- Да, мы торгуем товаром, к которому относимся как к художественному произведению. И не всегда ждем от его «продажи» сиюминутной выгоды. Хотим, чтобы товар отличался высоким вкусом, а не полной безвкусицей, как это демонстрируют некоторые антрепризные постановки.

- Также иногда смущает качество игры - это объясняется отношением московских актеров к белорусской публике как к провинциальной?

- Во многом все зависит от личности артиста. Каждый из них по-разному восходил по своей лестнице и по-разному относится к своей работе. И потом, некоторые «мыльные пузыри», если они таковыми являются, рано или поздно сдуваются - и на эстраде, и в театре, где это происходит еще быстрее. Актеры либо «экономят» себя, либо, как Андрей Миронов, всякий раз создают на сцене маленький шедевр.

- Московские звезды «экономят» свой талант, выступая в Беларуси?

- Я бы не сказал, что это тенденция: приехали в Минск - значит, экономим, а в Санкт-Петербурге работаем серьезно. Могу сказать точно, что в Москве есть жесткое отношение к Минску - это театральный город. И снобизм по отношению к белорусской публике встречается крайне редко. И очень многие коллективы приехали бы к нам, но есть финансовые проблемы, которые не позволяют этого.

- Насколько ваш бизнес прибылен?

- Говорить о бизнесе вообще нельзя - его почти нет. Есть какая-то работа, которая практически не приносит денег для развития. Но мы по-прежнему стремимся, чтобы спектакли высокого уровня демонстрировались в Минске. Но посещаемость спектаклей падает очень резко, это признаем не только мы, но и директора белорусских театров. Но в любом случае высокохудожественные проекты должны появляться - будь то спектакли московских театров, постановки в театре им. Горького, театре им. Я.Купалы, - чтобы зритель смог удовлетворить свой художественный голод.

- Но пока белорусский зритель вынужден удовлетворять голод в буквальном смысле слова. И в этом, очевидно, главная проблема снижения посещаемости театров. Он не может позволить себе купить билет за 15-20 тыс. на гастроли российских театров, а тем более за 50 тыс. - на спектакль БДТ.

- Между прочим, билет на спектакли БДТ даже в Санкт-Петербурге стоит около $25, а на выезде - не менее $50. У нас же самый дорогой, подчеркиваю, билет стоил всего $25. Так что говорить, что цены на спектакли российских театров завышены, вообще не приходится.

- Что сегодня востребовано больше - эстрада, театр?

- Эстрада, имеющая мощнейшую раскрутку на телевидении. Люди хотят развлекаться. Наглядный пример - наши ночные клубы, где нет проблем с публикой. Сегодня - это одно из модных развлечений. Но мода пройдет, а театр останется.

- Вы как-то сказали, что о шоу-бизнесе в нашей стране говорить не приходится, скорее «шоу-хобби»: кто-то что-то возит...

- Всё примерно так. Есть профессионалы, но шоу-бизнес подразумевает под собой создание конкурентоспособных коллективов, зарабатывающих серьезные деньги. Думаю, сегодня ни один проект - ни наш, ни Геннадия Шульмана («Класс-клуб»), ни Евгения Ершова («Альфа-концерт») - не похвастаются коллективом, приносящим прибыль. Нет соответствующих экономических условий и вообще отношения к театру. Если артист выступает на сцене антрепризного театра, то он чиновниками от культуры воспринимается как коммерсант, и поэтому гастроли нашего театра облагаются налогом, который, как нам объясняют, тратится на культуру. А чем занимаемся мы? Очень высокая арендная плата, потому мы вынуждены уходить на худшие площадки. А история с распространителями театральных билетов, которых запретили, оставив одну кассу на весь город...

- У вас есть возможность сравнивать, поскольку вы занимаетесь аналогичной деятельностью в России, - насколько велика разница?

- В России выше уровень жизни. И иное отношение к театру. Если мы приезжаем, к примеру, во Владивосток, то спектакль обязательно посетит мэр города.

- Мне не приходилось видеть на гастролях российских театров, даже самых известных, ни первых лиц столицы, ни страны.

- Да, их почему-то не бывает. Может, они и правы - надо поддерживать свое.
Добавить комментарий
Проверочный код