Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№37 (404) 29 сентября 2003 г. Общество

«МЫЛО» ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА: Театральные вкусы формируются сериалами

29.09.2003
Марина ГУЛЯЕВА

№ 37 [404] от 29.09.03 - С началом театрального сезона пошли слухи, что генпродюсер и художественный руководитель проекта «Виртуозы сцены», в рамках которого организуются гастроли российских театров и постановки белорусских антрепризных спектаклей, намерен закрыть проект из-за его убыточности. В интервью «Белорусской газете» Владимир Ушаков заявил, что слухи несколько преувеличены, но, говоря о финансовом состоянии проекта, признал: «Мы - не миллионеры-альтруисты».

Одному из ведущих театральных продюсеров страны есть с чем сравнивать: уже полгода в Москве существует агентство Владимира Ушакова «Чаплин-клуб», успешно организующее гастроли российских театров в различных городах России. Белорусский зритель тоже нуждается в духовной пище, но за самый роскошный «ужин» готов выложить только $25 (максимальная цена билета на спектакль российского театра). О взыскательности вкуса наших театралов говорить сложно, хотя спектакли с участием звезд театра и заполонивших в последнее время телеэкраны сериалов все-таки собирают залы. Владимир Ушаков мягко говорит о неискушенности белорусской публики и пока не ставит театр на первое место среди основных культурных предпочтений среднего белоруса.

О перспективах своего минского проекта Владимир УШАКОВ рассказал обозревателю «Белорусской газеты».

- Я пока не вижу творческого продолжения проекта «Виртуозы» сцены», хотя уже есть другие идеи, которые мы пытаемся реализовать. с драматургом Андреем Курейчиком мы хотим открыть центр современной драматургии, где молодые режиссеры и актеры смогут реально попробовать свои силы, почувствовать дух времени, чтобы говорить со зрителем на одном языке. А проект «Виртуозы сцены» будет существовать. Мы просто пока не находим значимых и интересных пьес, которые позволили бы мастерам белорусской сцены продемонстрировать свой талант.

- Чтобы заполнить залы, вы вынуждены привозить беспроигрышные вещи, уровень которых, как правило, ниже среднего?

- И да, и нет. Естественно, мы идем на поводу у публики, но не настолько. Хотим, чтобы люди пришли в зал, и, конечно, будем учитывать их интересы. И не всегда то, что привозим, по-настоящему оценивается публикой: многие готовы идти только на «звезд» кино и телесериалов. Хотя сегодня в России появилось очень много интересных и серьезных театров, которые не имеют звезд, но в них играют замечательные актеры. И мы пытаемся привозить такие коллективы - к примеру, сегодня в Минске гастролирует Санкт-Петербургский театр комедии им. Акимова. Хотя все-таки народная любовь определяет, что привозить. Если сегодня популярен сериал «Бригада», конечно, на этих артистов пойдут.

- А на кого не пойдут?

- Вряд ли мы привезем в Минск спектакли «Театра наций» с Марией Мироновой, Татьяной Друбич и Александром Балуевым. Спектакли достаточно экспериментальные, их даже не так часто играют в Москве. Зная наша публику, думаю, она не воспримет такие вещи.

- А какова наша публика?

- Замечательная, но я бы сказал, не до конца искушенная и потому не готовая к восприятию каких-то откровенных и достаточно дерзких новаций. Хотя, возможно, я не прав, и у нас есть генерация людей, которая и этот театр считает заскорузлым и несовременным. Я не критик, чтобы давать оценки.

- Вы - бизнесмен, торгующий вполне конкретным товаром…

- Да, мы торгуем товаром, к которому относимся как к художественному произведению. И не всегда ждем от его «продажи» сиюминутной выгоды. Хотим, чтобы товар отличался высоким вкусом, а не полной безвкусицей, как это демонстрируют некоторые антрепризные постановки.

- Также иногда смущает качество игры - это объясняется отношением московских актеров к белорусской публике как к провинциальной?

- Во многом все зависит от личности артиста. Каждый из них по-разному восходил по своей лестнице и по-разному относится к своей работе. И потом, некоторые «мыльные пузыри», если они таковыми являются, рано или поздно сдуваются - и на эстраде, и в театре, где это происходит еще быстрее. Актеры либо «экономят» себя, либо, как Андрей Миронов, всякий раз создают на сцене маленький шедевр.

- Московские звезды «экономят» свой талант, выступая в Беларуси?

- Я бы не сказал, что это тенденция: приехали в Минск - значит, экономим, а в Санкт-Петербурге работаем серьезно. Могу сказать точно, что в Москве есть жесткое отношение к Минску - это театральный город. И снобизм по отношению к белорусской публике встречается крайне редко. И очень многие коллективы приехали бы к нам, но есть финансовые проблемы, которые не позволяют этого.

- Насколько ваш бизнес прибылен?

- Говорить о бизнесе вообще нельзя - его почти нет. Есть какая-то работа, которая практически не приносит денег для развития. Но мы по-прежнему стремимся, чтобы спектакли высокого уровня демонстрировались в Минске. Но посещаемость спектаклей падает очень резко, это признаем не только мы, но и директора белорусских театров. Но в любом случае высокохудожественные проекты должны появляться - будь то спектакли московских театров, постановки в театре им. Горького, театре им. Я.Купалы, - чтобы зритель смог удовлетворить свой художественный голод.

- Но пока белорусский зритель вынужден удовлетворять голод в буквальном смысле слова. И в этом, очевидно, главная проблема снижения посещаемости театров. Он не может позволить себе купить билет за 15-20 тыс. на гастроли российских театров, а тем более за 50 тыс. - на спектакль БДТ.

- Между прочим, билет на спектакли БДТ даже в Санкт-Петербурге стоит около $25, а на выезде - не менее $50. У нас же самый дорогой, подчеркиваю, билет стоил всего $25. Так что говорить, что цены на спектакли российских театров завышены, вообще не приходится.

- Что сегодня востребовано больше - эстрада, театр?

- Эстрада, имеющая мощнейшую раскрутку на телевидении. Люди хотят развлекаться. Наглядный пример - наши ночные клубы, где нет проблем с публикой. Сегодня - это одно из модных развлечений. Но мода пройдет, а театр останется.

- Вы как-то сказали, что о шоу-бизнесе в нашей стране говорить не приходится, скорее «шоу-хобби»: кто-то что-то возит...

- Всё примерно так. Есть профессионалы, но шоу-бизнес подразумевает под собой создание конкурентоспособных коллективов, зарабатывающих серьезные деньги. Думаю, сегодня ни один проект - ни наш, ни Геннадия Шульмана («Класс-клуб»), ни Евгения Ершова («Альфа-концерт») - не похвастаются коллективом, приносящим прибыль. Нет соответствующих экономических условий и вообще отношения к театру. Если артист выступает на сцене антрепризного театра, то он чиновниками от культуры воспринимается как коммерсант, и поэтому гастроли нашего театра облагаются налогом, который, как нам объясняют, тратится на культуру. А чем занимаемся мы? Очень высокая арендная плата, потому мы вынуждены уходить на худшие площадки. А история с распространителями театральных билетов, которых запретили, оставив одну кассу на весь город...

- У вас есть возможность сравнивать, поскольку вы занимаетесь аналогичной деятельностью в России, - насколько велика разница?

- В России выше уровень жизни. И иное отношение к театру. Если мы приезжаем, к примеру, во Владивосток, то спектакль обязательно посетит мэр города.

- Мне не приходилось видеть на гастролях российских театров, даже самых известных, ни первых лиц столицы, ни страны.

- Да, их почему-то не бывает. Может, они и правы - надо поддерживать свое.
Добавить комментарий
Проверочный код