Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (404) 29 сентября 2003 г. Экономика

ОПЕРАЦИЯ «КОМПЕНСАЦИЯ»

29.09.2003
Сергей ЖБАНОВ

На прошедшей неделе Совмин рассмотрел возможность проведения дополнительной компенсации обесценившихся вкладов в Сбербанке (с 1 января 1992г. по 1 января 1995г.) и облигаций целевого беспроцентного займа 1990г. на приобретение товаров длительного пользования и пришел к неутешительным выводам.

С 1999г. и по настоящее время единственным источником формирования средств специального государственного фонда компенсации сбережений населения оставались кредиты Нацбанка, направляемые сначала на финансирование дефицита республиканского бюджета и затем перечисляемые в соответствии с соглашениями с АСБ «Беларусбанк» на формирование указанного фонда. Суммы кредитов Нацбанка, направляемые на компенсационные цели, относились на государственный внутренний долг, увеличив его на 17,6 млрд. рублей за период 1999-2001гг.

Если учесть, что проблема восстановления сбережений касается наименее защищенных слоев населения, то самое неожиданное состоит в том, что гражданами не востребовано компенсационных выплат на сумму 19,6 млрд. рублей, или 61,3%.

Оскорбительно низкий (не больше стоимости килограмма вареной колбасы и бутылки водки) уровень выплат вызвал отсутствие заинтересованности граждан в получении подачек под названием «компенсация». Нищие и, как правило, пожилые граждане пренебрегают государственной заботой в объеме 10 тыс. рублей. Именно на эту сумму компенсации и могут рассчитывать более чем 80% доверивших свои деньги Сбербанку и наказанных за свою доверчивость.

В справке, подписанной первым зам. министра финансов, зафиксировано с предельной откровенностью: «В настоящее время население практически не обращается в АСБ «Беларусбанк» по вопросу получения компенсации», в результате чего предпринятая государственная акция далека от завершения и претендует на право стать вечной, в отличие от обманутых клиентов Сбербанка.

Чтобы исправить положение, властям необходимо как-то увеличить компенсацию до пределов, вызывающих желание у пострадавших прогуляться за деньгами в ближайшее отделение «Беларусбанка». Но денег на дополнительные выплаты в бюджете республики нет и не предвидится - Нацбанк освобожден от необходимости финансировать дефицит бюджета в 2004г.

В новой экономической ситуации Нацбанк решил помочь Минфину не деньгами, а советами. Во-первых, используя российский опыт, продолжить работу по изысканию бюджетных источников на эти благородные цели. Во-вторых, подготовить долгосрочную (на 20 лет) программу дополнительной компенсации за счет привлечения в республиканский бюджет неэмиссионных источников денежных средств, включая выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг.

Но дружеские советы банкиров вряд ли будут востребованы, поскольку в белорусском бюджете, в отличие от российского, наблюдается не профицит, а устойчивый дефицит, о чем в Нацбанке прекрасно осведомлены. Также, как и том, что по состоянию на 10 августа 2003г. объем финансирования дефицита республиканского бюджета за счет выпуска гособлигаций уже превысил 100 млрд. рублей (запланированные законом о бюджете) в 2,8 раза. Объемы размещения облигаций достигли 570 млрд. рублей. В результате с начала 2003г. объем обращающихся на рынке гособлигаций составляет более 4% от ВВП. Для сравнения: в Чехии - 3,7%, а в России - 4,6%. Дальше раздувать этот долговой пузырь просто опасно.

Только расходы по обслуживанию выпусков ценных бумаг должны составить в текущем году более 165 млрд. рублей. И о том, к чему приводит чрезмерная эмиссия гособлигаций (из печального опыта России образца 1998г.), знают не только в Нацбанке - это называется «финансовая пирамида». Поэтому советы Нацбанка Минфину имеют некоторый иезуитский привкус.

В 2004г. Минфину предстоит изыскивать в бюджете более 50 млрд. рублей на ежемесячные расходы по обслуживанию выпусков гособлигаций, а это почти столько же, сколько уйдет ежемесячно на образование и здравоохранение, вместе взятые (52 млрд. рублей). Кроме того, в будущем году Минфину (в связи с прекращением Нацбанком прямого кредитования правительства) предстоит не списывать прежние кредиты главного банка страны, а переоформить их в государственные долгосрочные облигации на сумму более 570 млрд. рублей. Это ничто иное, как дополнительная нагрузка на и без того многострадальный бюджет 2004г., где еще не нашли своего окончательного отражения новые цены на покупаемый республикой природный газ.

Попытки увеличить нагрузку на бюджет в результате дополнительной компенсации пострадавшим гражданам правительство воспринимает как реальную угрозу увеличения показателей внутреннего долга. Это грозит присвоением самого низкого кредитного рейтинга стране и оттоку новых инвестиций в ценные бумаги вместо реального сектора. Поэтому правительство посчитало проведение дополнительной компенсации за счет средств бюджета преждевременной акцией. А если исходить из того, что с каждым годом число пострадавших и имеющих право на компенсацию ощутимо редеет, то предложенный подход правительства можно считать экономически вполне оправданным. Моральный аспект оставим за кадром.

Денег у правительства на эти цели не было ни раньше, ни сейчас. А раз так, то зачем нужно было устраивать этот цирк с государственной грошовой благотворительностью? В свое время и местные, и зарубежные эксперты, включая представителей МВФ, отговаривали белорусскую власть от этой затеи, оперируя теми же аргументами, что и Минфин сегодня. В мире как не было так и до сих пор нет опыта справедливой и полноценной компенсации обесценившихся вкладов. Единственным цивилизованным ответом на эту беду - сразу после «Великой депрессии» в США - стала организация системы страхования вкладов, действующая и поныне.

Ни один бюджет в мире, а уж тем более белорусский, не в состоянии обеспечить справедливую, а главное, полноценную компенсацию вкладов. В свое время об этом, набравшись мужества, надо было сказать людям первому белорусскому президенту. Но он предпочел повторить известный библейский трюк: накормить всех белорусов «семью хлебами и пятью рыбами». Жаль, но на этот раз фокус не удался.
Добавить комментарий
Проверочный код