Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (402) 15 сентября 2003 г. Тема недели

ПЛОХО, НО НЕДОЛГО

15.09.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Политическая кампания под названием «президентские выборы» 9 сентября 2001г. завершилась согласно ранее утвержденному сценарию. В то время он нравился не только главному актеру и дирижерам, но и почти половине белорусских избирателей. Прошло два года после щедрой раздачи кандидатами в президенты обещаний. Сергей Гайдукевич придумал программу под лозунгом «Порядок в стране. Достаток в доме». Владимир Гончарик шел к избирателю с программой «Добро вашему дому». Александр Лукашенко выступал «За сильную и процветающую Беларусь». Любые рассуждения о том, что могло быть, если бы выборы выиграл не Лукашенко, не смеют претендовать на научность или объективность. Но, зная потенциал кандидатов и их базовые ценности, качество их команд, а также то, что стояло за тезисным изложением программы, попробуем оценить, как бы развивалась экономика Беларуси, победи на президентских выборах 2001г. Гайдукевич или Гончарик.

ЗА БОРТОМ ЕВРОПЫ ВСЕЙ

За последние два года имидж нашей страны, ее престиж на международной арене упали «ниже колена». Стратеги в Берлине и Брюсселе, Париже или Вашингтоне даже не вспоминают о Беларуси при долгосрочном планировании развития нашего региона. За два последних года Лукашенко настолько увлекся идеологией «сильной и процветающей» Беларуси, что вдрызг разругался с Россией, пытаясь списать свои просчеты на зловредное российское руководство. Проморгал глобализацию и не заметил принципиально нового международного расклада после 11 сентября 2001г. На войну против терроризма и тоталитаризма в Афганистане и Ираке он ответил мессианским посланием о превосходстве восточнославянской цивилизации. Официальный Минск, окружив себя союзниками типа Хусейна, Каддафи и Кастро, самоизолировался от остального мира. А ведь нам обещали, что мы будет жить «в единой Европе, в мире и согласии со всеми соседями». Ни одной стране в мире не удалось стать процветающей за забором тарифных и нетарифных ограничений, за железным занавесом социалистической идеологии и коллективной собственности.

Два года третьего срока Лукашенко убеждают, что у Беларуси это тоже не получилось. А ведь ставилась задача «встраивания белорусской экономики в систему мирохозяйственных связей». В интерпретации белорусских властей мир получается каким-то сплюснутым. Напомним, что целью предвыборной программы Лукашенко были «резкое повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств». Сегодня уровень доходов среднестатистического белоруса составляет около 10% дохода европейца. Разрыв в последние 5 лет постоянно увеличивается.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДВЫБОРНЫЕ ШУТКИ

Все мы хорошо помним программные экономические приоритеты Лукашенко. Нам обещали экспорт «высокотехнологичной наукоемкой продукции». Вместо этого мы имеем рост оборота внешней торговли за счет совсем не наукоемкой нефти и нефтепродуктов. Вторым приоритетом было жилье - «уютный дом и теплый очаг для каждой семьи и нуждающихся граждан». Очередь на получение квартиры не стала короче. Ипотечного кредитования не существует. Зато чиновники всех уровней вертикальной власти, а также их коммерческие собратья по государственному предпринимательству уверенно пересели не только на новые «Мерседесы», но и переехали в новые, шикарные квартиры, построенные в большинстве случаев за госсчет.

Третьей «точкой роста» было сельское хозяйство. «Продовольствие - это поддержка крестьянства, это продовольственная безопасность государства». Психологическое застревание руководства страны на колхозно-совхозной системе вылилось в хроническую неплатежеспособность, убыточность, деградацию сельхозпроизводства. Когда мясо на оптовых складах Польши по некоторым позициям в четыре раза дешевле белорусского, становится понятно, кто платит за продолжающийся в Беларуси сельхозэксперимент.

Не вышло и с социально-экономическими гарантиями. Первой шла «достойная зарплата». «Учитель, врач, ученый будут получать зарплату в 1,2-1,5 раза выше средней». В первой половине 2003г. средняя зарплата составила 231 тыс. рублей. Учитель, врач и ученый в среднем получали на 20-40% меньше. Вторая гарантия касалась «ценообразования». «До момента стабилизации цен по жизненно важным группам товаров они будут под контролем государства». Поскольку стабилизация еще пока не наступила, то и контроль остался повсеместно. Третья гарантия в 2001г. порадовала многих бизнесменов - «либерализация экономики, стимулирование предпринимательской активности человека». Обещали упрощенный порядок регистрации, проверки только раз в год и только 10-12 лицензируемых видов деятельности. Белорусский бизнес получил дырку от бублика, а не благоприятный деловой климат.

Таблица

ГОНЧАРИК КАК ПОПЫТКА СФОРМИРОВАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЗВРЕМЕНЬЯ

Кандидатура Владимира Гончарика - единого кандидата в президенты от оппозиции - рождалась в муках. Было много блефа, бардака в управлении президентской кампанией и переоценка мощи профсоюзов. Четырехмиллионная армия членов профсоюза разбежалась от своего полководца быстрее, чем 80 тыс. саддамовских отборных солдат под Багдадом. В экономической программе Гончарика натужно пытались найти гармонию здравые подходы реформаторов-рыночников и профсоюзных экономистов, которым бы только людей на должностях поменять да рычаги ручного управления модернизировать. В случае победы Гончарика на выборах вероятность того, что проверенные профсоюзные кадры заняли бы руководящие места в правительстве, была бы очень высокой. Такой власти не хватало бы последовательности, макроэкономических системных знаний и решимости. Но она наверняка облагородила бы нормативную базу.

Можно уверенно сказать, что был бы отменен внесудебный порядок изъятия имущества, введен заявительный принцип регистрации предприятий, либерализованы цены и уменьшено налоговое бремя. Нацбанк получил бы большую степень независимости и не суетился бы с отказом от национальной валюты. Вероятно, в правительстве появились бы новые, молодые лица. Власть была бы более открытой, восприимчивой к свежим идеям, не зацикленной на марксистских догмах и сталинских подходах к управлению сельским хозяйством.

Опасность президента Гончарика подстерегала бы как раз в его гипертрофированной склонности к компромиссам, в отсутствии своей команды убежденных рыночников и надежных источников финансирования. Борьба за контроль над различными прибыльными сферами бизнеса велась бы чрезвычайно ожесточенно. Вероятность легализации различных олигархических групп была бы высокой. В общем, Беларусь могла бы пойти по пути, который местами напоминает украинский, а местами - польский. Гончарик не стал бы противиться приватизации, начал бы впускать иностранный капитал, но вряд ли бы пошел на приватизацию крупных предприятий и продажу «Белтрансгаза» России.

Начался бы большой передел собственности. Директора госпредприятий думали бы не о том, как выполнить плановые показатели, а как лучше прибрать к рукам контрольный пакет акций своих предприятий. Возможно, начали бы отстреливать конкурентов, как в России и других странах СНГ. Поскольку власть центра ослабла бы, а рыночные механизмы не заработали бы в полную мощь, то в первый год можно было ожидать некоторого ухудшения работы экономики, но потом она все равно набрала бы обороты. К концу 2002г. новое правительство вполне могло бы договориться с МВФ о выделении кредита stand-by, и реформы «памяркоўна» покатились бы вперед.

При всех недостатках Гончарика его правительство оказалось бы, несомненно, более прогрессивным и прорыночным, чем нынешнее. Оно бы начало делать грязную работу, расчищать авгиевы конюшни социалистической экономики и вряд ли бы имело высокий рейтинг популярности. Это было бы правительство безвременья, болезненного начала формирования новых институтов и легализации класса белорусской буржуазии. То, что мог бы сделать Гончарик, все равно рано или поздно надо будет делать. Это как раз тот случай, когда отклад не идет на лад.

ГАЙДУКЕВИЧ КАК ДОСАДНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

В политологии есть понятие failed state, т.е. государство-неудачник, которое не справилось с выполнением своих фундаментальных функций. Вероятность того, что Беларусь выбрала бы президентом Сергея Гайдукевича, точно такая же, как выбор Лукашенко руководителем натовской коалиции в Восточной Европе. Этот политик не был замечен в системном изложении своих экономических взглядов, он избегал участия в разработке программ развития страны. Вряд ли даже искушенные в белорусской политике эксперты назовут имена советников Гайдукевича по экономической политике. Его программа - сплошной набор эмоциональных призывов, за которыми никак не просматривается реальная экономика.

Как можно интерпретировать фразу «что касается государства, то я обещаю, что уже скоро вы почувствуете себя обеспеченными людьми»? Приоритетной задачей этого кандидата было «повышение доходов наших граждан. Уже сегодня заработная плата, эквивалентная $350-400, - реальность». Оказывается, Гайдукевич «неоднократно предлагал проект государственного бюджета, где заложена такая высокая заработная плата». Лукашенко административными рычагами поднял зарплату до $100, чем «положил» реальный сектор. Гайдукевич привык жонглировать цифрами, не отдавая себе отчет в их реальном значении. Проценты чего-то, доли чьего-то дохода, рост объемов инвестиций и сокращение налогового бремени - Гайдукевич обещал делать всё кардинально, решительно, чтоб порядок был в стране.

Следуя таким путем, Беларусь легко могла бы превратиться в бандитскую страну, опасную для малого бизнеса и простого человека. Зрелище «конкретных пацанов», обсуждающих премудрости макроэкономической стабилизации, было бы, конечно, более забавным, чем селекторные совещания сегодня, но от полученного результата порадовались бы разве только сомнительные бизнесмены со всех стран региона, которые смогли бы на весьма льготных и привилегированных условиях cкупить белорусскую госсобственность. Передел сфер влияния шел бы быстро, под грохот взрывающихся «Мерседесов» и офисов, а осколки больно ранили деградирующую социальную сферу. Любой власти в загашнике всегда выгодно иметь такой сценарий, как приход к власти Гайдукевича. Был он и у Лукашенко. С другой стороны, кто упрекнет Жириновского в том, что он не государственник?
Добавить комментарий
Проверочный код