Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№35 (402) 15 сентября 2003 г. Общество

АНАТОЛИЙ РАВИКОВИЧ: «Я - ПРОВИНЦИАЛ»

15.09.2003
Марина ГУЛЯЕВА

№ 35 [402] от 15.09.03 - Раз, два, три, четыре... Лев Евгеньевич Хоботов наконец досчитывает до 60, вынимает из кипящей воды яйцо - бац! Оно падает на пол, как падает всё из рук Хоботова. Маргарита Павловна бросает победный взгляд на незадачливого мужа и ехидно припечатывает ярлык: «Кулинар!» Хоботов, конечно, образованный человек, иностранные языки знает, в поэзии разбирается и... пожалуй, больше ни в чем. Интеллигент - одно слово.

Народный артист России Анатолий Равикович, сыгравший Хоботова в одном из самых популярных советских фильмов «Покровские ворота», очень любит своего героя и считает, что работяга Савва, за которого Маргарита Павловна вышла замуж, славный парень, но на таких, как Хоботов, держится мир. Почему - обозреватель «Белорусской газеты» выясняла у Анатолия РАВИКОВИЧА, актера Санкт-Петербургского академического театра им. Акимова, гастроли которого пройдут в Минске с 21 сентября по 1 октября.

СПРАВКА «БГ». Народный артист России Анатолий Равикович родился в Санкт-Петербурге в 1936г. Закончил театральный институт им. Островского. С 1958 по 1962гг. работал в театре Комсомольска-на-Амуре, потом - в театре им .Ленсовета (Санкт-Петербург). Сегодня - актер театра им. Акимова. Фильмы, в которых снялся Анатолий Равикович: «Театральные истории», «Покровские ворота», «Улицы разбитых фонарей» и др. Его жена - народная артистка России Ирина Мазуркевич - снялась в фильмах «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Трое в лодке, не считая собаки», «О бедном гусаре замолвите слово» и др.

ЛИШНИЙ БИЛЕТИК ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ

- Если не ошибаюсь, корни вашей семьи белорусские?


- Во-первых, моя жена Ирина Мазуркевич родилась в Мозыре и жила там до 15 лет. Потом ее родители переехали в Минск и живут в нем до сих пор. А что касается моих корней, семья моего отца какое-то время тоже жила в Беларуси. И поэтому мы бываем в Беларуси довольно часто, а в последнее время приезжаем еще и на съемки, потому что в Минске сегодня дешевле снимать кино, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь все очень хорошо, это лучший вариант, чем, скажем, работать в Свердловске.

- Все приезжие о Минске говорят примерно одинаково - «чистый, красивый город». Чем еще примечательна белорусская столица?

- Я все-таки действительно приезжий человек и не могу брать на себя ответственность судить глубоко. Хотя, на мой взгляд, внешне Минск сегодня, уж извините, более провинциальный город, чем Москва или Питер. В нем меньше роскошных клубов, ресторанов, наружной рекламы, дорогих машин и вообще машин явно меньше, чем в Москве. Правда, я по натуре провинциал, и лично для меня меньшее количество машин по сравнению с Москвой, скорее, «плюс», чем «минус». Вероятно, это свидетельство каких-то экономических проблем. Уровень жизни в Беларуси сегодня ниже, чем в России, ассортимент товаров в ваших магазинах похуже.

- Разве? Вы не правы, у нас есть всё.

- Это не совсем так. В Москве я захожу в магазин на Смоленской площади, в рыбный, к примеру, отдел, где лежат устрицы, крабы, лобстеры - вот там действительно есть всё. И таких магазинов, где продаются качественные европейские продукты, в Москве очень много. А в Минске я их как-то не видел.

- Но Москва - это не Россия.

- Да, конечно, но все же и другие российские города живут уже иначе. Более того, сегодня очень изменилась российская деревня, хотя она всегда была хуже белорусской. О том, что в Беларуси люди живут несколько беднее, можно судить и по тому, как они ходят в театр, - у вашей публики мало денег. Мы собирались в Беларусь на гастроли еще два год назад, но в Минске они были отменены, поскольку не смогли продать билеты. Правда, в Витебске гастроли состоялись, но тоже с грехом пополам. У ваших людей нет денег, им не хватает на самое необходимое.

- А, скажем, в Свердловске вы собираете залы?

- В Свердловске проблем нет, как нет их и в других российских городах. И на Украине собираем полные залы - в Харькове, Днепропетровске, Одессе. Там с публикой проблем тоже нет.

- Как вы считаете, почему сегодня, когда есть Интернет, видео, люди ходят в театр?

- Есть определенная категория людей, которые без театра жить не могут. В самые «глухие» 90-е гг., когда были сумасшедшие цены и неясно, что будет завтра, в театр приходили женщины в стоптанных сапогах, в кофточках, которые были куплены 15 лет назад. Они покупали билеты в театр на последние деньги, потому что для них потребность в театре сформирована где-то на биологическом уровне. У меня было огромное чувство благодарности к этим людям: несмотря ни на что, они все равно приходят в театр. Понимаете, в России театр пустил такие корни, что как его ни трави, вытравить невозможно, потребность в театре неистребима.

«Я МОГ ВЛЮБИТЬСЯ В 42 ГОДА»

- В «Покровских воротах» вы создали типичный в массовом сознании образ недотепы-интеллигента Хоботова, у которого все горит в руках в буквальном смысле слова. Как вы сами относитесь к своему герою?


- Очень хорошо. Но русский интеллигент очень разный, он бывает и таким, как Хоботов Лев Евгеньевич, и таким, как Костик в этом же фильме, которого сыграл Олег Меньшиков, - ловкий, удачливый, энергичный, знающий жизнь.

- А что значит, в вашем понимании, быть интеллигентным человеком?

- Это, прежде всего, нравственный человек. Причем он должен обладать нравственностью подростка, у которого все еще чисто и определенно: вот это хорошо, а вот это плохо. И если эта детскость и даже, если хотите, инфантилизм сохраняются во внутреннем мире человека до седых волос - вот это, на мой взгляд, и есть интеллигент. Да, конечно, он должен быть образованным, но главное - детскость и нравственная чистота.

- У вас с Хоботовым есть общие черты?

- Я совсем не похож на Льва Евгеньевича - я более практичный, более волевой и жесткий. И в то же время я мог совершить такую же глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства.

- А как вы относитесь к таким людям, как Савва?

- Савва - хороший, славный человек, который особенно не размышляет, у него все просто и понятно.

- На ком держится мир - на Хоботовых или на Саввах?

- На Хоботовых - абсолютно точно. Потому что они задают детские вопросы, на которые очень трудно ответить. Но когда человечество все-таки отвечает на эти вопросы, оно двигается вперед. Еще Лев Толстой говорил: «Посмотрите на мир детскими глазами!» Люди, которые могут смотреть на мир детскими глазами, очень нужны. Они могут отодвинуться от реальности и вдруг спросить: а почему происходит так и не иначе? Над ними смеются, но когда все-таки находят ответ, рождается новый шаг человечества вперед. Это хорошие люди.

ПОЧЕМУ БЫ НЕ СТАТЬ АКТЕРОМ?

- Ваш выбор профессии был осознанным?


- Нет, как раз-таки случайным. Меня в те годы особенно ничего не интересовало и когда мне сказали, «почему бы тебе не поступить в театральный?», я подумал, надо и в самом деле попробовать. И я попробовал. И поступил с первого раза. Это потом уже пришли понимание профессии, любовь к этому делу. Когда ты выходишь на сцену, в тебе пробуждается другой человек. Ощущение, что ты руководишь этим человеком, оставаясь при этом собой, доставляет такое удовольствие, которое сложно объяснить. И оно окупает все сложности этой профессии. Это как наркотик, без которого не обойтись, - жить двойной жизнью. Ты и еще кто-то, живущий внутри тебя.
Добавить комментарий
Проверочный код