Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№35 (402) 15 сентября 2003 г. Экономика

БРОНЯ КРЕПКА, И ДРОВ НАВАЛОМ

15.09.2003
Сергей ЖБАНОВ

№ 35 [402] от 15.09.03 - Как стало известно на минувшей неделе, новый проект бюджета страны на 2004г. запланирован с дефицитом, что нарушает ключевое условие введения с 2005г. российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории союзного государства.

Еще не утихло эхо от приветствий МВФ по поводу намерений белорусского правительства сформировать на 2004г. бездефицитный бюджет, как оказалось, что радость заокеанских экспертов, приезжавших ради этого, была несколько преждевременной. Минфин не последовал рекомендациям МВФ о принятии на 2004г. «очень жесткого бюджета» и склепал проект республиканского бюджета с традиционным дефицитом.

После этого нельзя не вспомнить слова Владимира Коноплева - зам. председателя ПП НС Беларуси, тонко заметившего в беседе с Джоном Одлингом-Сми - шефом миссии МВФ: «Мы, может быть, не всегда согласны, но всегда с большим удовольствием выслушиваем ваше мнение о нашей экономике». Ведь как только буржуйская миссия уехала - вместе с ней в правительстве испарилось желание жить по средствам, а осталось - неиссякаемое стремление к удовольствию.

В предложенном правительству варианте бюджета доходы республиканского бюджета запланированы в сумме 12,8 трлн. рублей, а расходы - 13,0 трлн. рублей. Как результат, уже нет красивого равенства доходов и расходов (33,1% к ВВП), к которому призывали Беларусь МВФ и правительство России. Зато есть 209,7 млрд. рублей дефицита республиканского бюджета и гордость и.о. премьера Сергея Сидорского за объявленное усиление социальной направленности бюджета, выразившееся в увеличении на 45% доли расходов на социальную сферу.

Сам факт отказа правительства от идеи бездефицитного бюджета не сопровождается в проекте бюджета какими-либо комментариями. Запланированный дефицит бюджета в размере 0,5% представлен как достижение по сравнению с 1,5% дефицита текущего года. Но мотивы внезапного забвения добрых намерений в области бюджетно-налоговой политики очевидны: белорусское правительство, засомневавшись в целесообразности введения с 1 января 2005г. рубля Российской Федерации в качестве единой денежной единицы союзного государства, столкнулось с намерением «Газпрома» повысить цены на поставляемый в республику природный газ и вынуждено защищаться.

С тех пор как Лукашенко известил Путина о своих последних условиях перехода на российский рубль, изменилась только позиция Минфина. Нацбанк в рамках проводимой денежно-кредитной политики по-прежнему выполняет все условия по введению единой валюты. Более того, под напором Нацбанка Совмин оперативно одобрил проект указа белорусского президента «Об использовании российского рубля при осуществлении безналичных расчетов на территории Беларуси» с 1 октября текущего года и заявляет о намерениях жестко привязать со следующего года белорусский рубль к российскому.

Таким образом, откровенно воспользовался переменой в интеграционных настроениях Лукашенко только Минфин, который тут же ослабил удавку на шее белорусского бюджета, невольно заставив усомниться в осуществимости курса на жесткую привязку, обещанного Нацбанком в 2004г.

Решив не напрягаться, Минфин в предложенном проекте бюджета ограничился декларацией о прекращении кредитования жилищного строительства Нацбанком вместе с ограничением прироста объемов выпуска государственных ценных бумаг в условиях нехватки источников внешнего финансирования дефицита бюджета.

Причем ограничение прироста объемов выпуска ценных бумаг стоит понимать не буквально, а лишь относительно первоначальных намерений. Увеличив показатель темпа прироста ВВП до 6-7%, правительство надеется, что ему удастся ограничить превышение привлеченных средств над погашением задолженности по государственным краткосрочным и долгосрочным облигациям в пределах 50 и 100 млрд. рублей соответственно.

Госимущество тоже решено пока попридержать. На это указывает мизерная сумма плановых поступлений в республиканский бюджет от его продажи - 50 млрд. рублей.

Но в планах правительства - уменьшить налоговую нагрузку - перемен не произошло, а это означает, что власть намерена добиться выполнения взятых повышенных прогнозных обязательств, несмотря на снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18%, а также сокращение общего размера платежей в целевые бюджетные фонды с 4,5 до 3,4%.

Результатом обещанных налоговых послаблений станет снижение доходов бюджета на сумму 1 трлн. рублей, или 2,3% ВВП. Но такая мелочь не может остановить правительство республики на магистральном пути улучшения жизни трудящихся (по крайней мере, получающих зарплату из бюджета).

В проекте консолидированного бюджета расходы на заработную плату с начислениями составят 44,3% от объема бюджета, а с учетом пенсий, пособий и стипендий - 49,7%. Для сравнения: в 2003г. доля указанных расходов не должна превысить 38%. Причем на содержание органов государственного управления в 2004г. по республиканскому бюджету запланировано обеспечить прирост расходов на 52,4% к уточненному плану 2003г., где преобладающая часть расходов приходится на заработную плату.

Ни одна статья бюджета, кроме подраздела «Спорт» (48,6%) в связи с предстоящей Олимпиадой в Греции, не предполагает подобного прироста, что не противоречит устоявшемуся народному мнению о страстной любви белорусской власти к деньгам и физкультуре. Например, на «образование» расходы консолидированного бюджета прирастут на 22,1%, «здравоохранение» - на 18,1%. На «культуру и искусство, кинематографию и средства массовой информации» решено расходы республиканского бюджета оставить на уровне текущего года. А зачем бюджетникам культура, если есть зарплата?

Но в следующем году могут пострадать не только культура и искусство. Намечаемый прирост расходов на бюджетную зарплату не мог не сказаться на капитальных расходах, которые сокращаются в 2004г. на 35,1% по сравнению с 2003г. На финансирование государственных капитальных вложений в республиканском бюджете предусмотрен прирост средств на 13,3%. Причем резко сокращаются средства республиканского бюджета на финансирование жилищного строительства - до 100 млрд. рублей. Из бюджета исключены 140 млрд. рублей кредитов Нацбанка на эти цели, а вот коммерческим банкам придется поднатужиться, изыскав средства для кредитования жилищного строительства на сумму 400 млрд. рублей.

Остается в силе и намеченный 40-процентный прирост номинальных тарифов на жилищно-коммунальные услуги к уровню текущего года. Благодаря чему правительство надеется собрать 191,1 млрд. рублей и профинансировать расходы на ЖКХ без увеличения бюджетных субсидий на эти цели по сравнению с 2003г.

В этой части бюджета правительство не стало разочаровывать МВФ. Но не исключено, что придется, так как даже облегченный дефицитом белорусский бюджет может оказаться чрезмерно жестким в случае продажи «Газпромом» природного газа по новым, к сожалению, не льготным ценам в 2004г. Очевидно, что белорусское правительство не знает, какими будут эти цены: или коммерческими в диапазоне от $46 до $50, или приблизятся к мировым($80 и выше).

Для внесения ясности в этот вопрос: «Беларуси надо определиться, хотят ли они интеграции с Россией, и если да, то тогда цены на газ будут льготными, а если нет, то они будут стремиться к мировым», - так считает Александр Жуков, глава бюджетного комитета Госдумы. Он также подчеркнул, что нет никакой угрозы поглощения российскими предприятиями белорусских компаний, и надеется, «что в этой сфере Беларусь не будет отказываться от своих первоначальных решений».

Белорусское правительство, судя по содержанию бюджета, в продажу госсобственности россиянам не верит, но убеждено в росте благосостояния органов государственного управления, а значит, положительно оценивает свои шансы на светлое и теплое будущее при любых ценах на российский газ. А скромный дефицит бюджета - это как легкие доспехи для будущих газовых битв. Более надежной брони на этот случай в проекте бюджета не предусмотрено.
Добавить комментарий
Проверочный код