Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (400) 01 сентября 2003 г. Sexus

МЕЛОВОЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

01.09.2003
Ирина ДЕРГАЧ

Прописные истины о том, как грамотно относиться к школьным прописям,

куда убегают компьютерные геймеры от мира сего и зачем младшему школьнику нужен ранец с жесткой спинкой, а его родителям - максимум гибкости, напоминает психолог Ирина БОРИСЕНКО.

- Психологи выделяют четыре группы проблем, которые могут возникнуть у ребенка в начале долгого школьного пути. Это интеллектуальные трудности (с точки зрения мамы или учительницы, по разным причинам, ребенок не успевает), проблемы организационного плана (у школьника относительно низкий уровень саморегуляции, его «хочу» конфликтует с «надо»), неумение выстроить отношения со сверстниками и учителем, и проблемы, которые порождает семейная обстановка.

Мы видим, что каждый младший школьник хоть с какой-то группой проблем сталкивается. Правда, воспринимают и решают их дети по-разному.

- Почему праздничный, с цветами и бантами приход в подготовительный класс может обернуться для ребенка многомесячным стрессом?

- У ребенка появляется новый статус, и ему хочется, чтобы в семье с этим статусом считались. Т.е. чтобы родители расспрашивали его о школьных делах, советовались с ним при решении семейных проблем и учитывали его мнение. А мама и папа не всегда бывают настолько гибкими, чтобы принять произошедшие с их малышом перемены.

В детском садике личностные особенности ребенка не порождали его конфликта с окружающими - взрослые обычно подстраиваются под характер подопечного. Школа создает стандартные условия жизни и предъявляет ко всем одинаковые требования. В таких условиях четко проявляются характерологические особенности каждой личности: сверхчувствительность, внутренняя тревожность, непоседливость, эгоцентризм…

У многих детей в первые школьные годы появляются страхи. Причем если дошколятам свойственны «биологические» страхи - темноты, болезни, потери близких, то младшим школьникам страшно не получить социального одобрения - быть непризнанным сверстниками и учителем, показаться смешным или глупым. Так что к столь ответственному жизненному этапу, как школа, надо готовить.

- При помощи репетиторов, занятий в кружках и воскресных школах?..

- Кружки, школы искусств, занятия с репетиторами - все это очень важно. Но не достаточно. Надо очень внимательно отнестись к эмоциональному состоянию ребенка накануне начала школьных будней. А оно зависит от отношения к школе взрослых членов семьи. Если у родителей или старших детей школа вызывает только негативные воспоминания, они непременно свое отношение к учебе передадут ребенку. Тот, даже если хочет в школу, будет внутренне напряжен. Дети приходят в школу с разной эмоциональной готовностью - они все хотят учиться, но многим страшно.

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. А вдруг он не оправдает ожиданий? Поддержите его, подбодрите.

Я бы дала всем родителям универсальный совет: не скупитесь на поддержку, одобрение, похвалу, не жалейте времени на расспросы о школе.

- Мой старший сын на вопрос «Как дела в школе?» неизменно отвечает «Замечательно!». Это и есть разговор об уроках?

- Задавать вопросы надо правильно. Часто бывает так: мама задает один вопрос - ребенок начинает вспоминать, что же значительного произошло сегодня на уроках. В это время мама, не дождавшись ответа, задает следующий вопрос, и история повторяется.

Помогите ребенку вспомнить, а не подгоняйте его. Дети этого возраста запоминают те ситуации, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Дайте ребенку возможность выговориться, не прерывайте его своими мнениями, поспешными интерпретациями или обращениями. Понять, что чувствует малыш за эти несколько часов вне дома, очень важно. У нас был мальчик с сильными страхами, чувством тревожности на грани невроза. В ходе общения выяснилось, что причина этого - разбитый несколько лет назад в школьной столовой стакан. На ребенка накричали, и годы спустя его жгло испытанное тогда чувство страха и стыда.

По поводу второго мальчика обратилась учительница: ребенок вел себя так, будто мстил ей за что-то. Ей удалось вызвать его на искренний разговор и выяснить причину глубокой обиды: «Да вы ни разу не попросили меня принести мел!» Ему казалось, что эта просьба - жест доверия, которого он несправедливо лишен.

- Что кроме моих хороших и правильных слов поможет ребенку снять внутреннее напряжение, вызванное новым статусом или даже конфликтными ситуациями в школе?

- То, что любит каждый ребенок - игра. Есть игры развивающие, а есть арт-терапия. В игре, особенно со взрослыми и игрушками, можно смоделировать конфликтную ситуацию и отреагировать на нее, не держать в себе негативные эмоции. Ребенок вообще должен наиграться в детстве. Тридцатилетний ненаигравшийся малыш, пусть даже с автомобилем, портфелем и собственными детьми, очень заметен.

- Значит ли это, что дома должна быть коллекция компьютерных стрелялок и стратегий, а количество времени, проведенное за клавиатурой, может определить сам ребенок?

- Компьютер уводит ребенка в другой мир, с иными законами и действующими лицами. А его надо вернуть, чтобы в игре он моделировал условия жизни нашего мира, учился как выигрывать, так и проигрывать, выплескивал эмоции, которые могут порождать напряжение и о существовании которых взрослые часто не подозревают. Кроме того, в игре мама и папа легко могут найти повод похвалить ребенка. В повседневной жизни родители часто забывают это делать, а если и делают, то ограничиваются общей похвалой. А ему очень важно ощущать себя хорошим, любимым, нужным, ценным.

- Где найти время для совместных игр, если даже в подготовительном классе, чтобы «поставить руку», учительница советует в свободное время сидеть над прописями?

- Плохой почерк говорит о том, что у шестилетнего малыша пока недостаточно развита мелкая моторика. Но ведь помочь ей развиться тоже можно играючи. Попробуйте сменить приказ «Иди пиши!» на предложение «Пошли поиграем!» Пусть до середины строчки буквы пишет ребенок, а мама подчеркивает те, которые ей нравятся, а от середины до конца строки буквы пишет мама, и ребенок подчеркивает то, что ему нравится.

Улучшить почерк помогают игры с мелкими предметами - горохом, бусинами; шитье иголкой, лепка, рисование, работа с ножницами и клеем… И убеждение мамы, что, как бы ни были плохи дела в школе, ее ребенок не «ужасный» и так же, как его сверстники, мечтает обрадовать родителей. Просто у него пока не получается.

- Выделяют ли психологи «группы риска» среди младших школьников?

- Внутреннее напряжение склонны накапливать дети, которые не чувствуют внимания и поддержки семьи. Они ощущают себя так, словно остались без опоры или корней - наедине с большим и многогранным миром.

Бывает, что мама и папа ребенка не любят друг друга, но ради общего спокойствия живут вместе и даже не выясняют отношений. Сын или дочь, хотя и слышат только вежливые и правильные слова, читают их неприязнь по тону разговора, жестам и поступкам. Ребенок в такой семье никогда не знает наверняка, о чем думают его родители, и не может эмоционально приблизиться ни к матери, ни к отцу. Чаще всего он уходит от них в свои мечты и замыкается.

Если родители чрезмерно опекают ребенка, он несамостоятелен. Если, наоборот, они полагают, что школьник в состоянии принимать все решения сам, ребенок может ощутить, что о нем не заботятся.

Поздний и единственный ребенок часто растет как кумир всех своих близких родственников. Если дома он вне критики, то и в школе может считать оправданным любой свой поступок.

Семья способна как породить или усугубить проблемы во взаимоотношениях ребенка и школы, так и дать ребенку чувство защищенности, повысить его самооценку, научить его из любых конфликтов выходить без потерь.
Добавить комментарий
Проверочный код