Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№33 (400) 01 сентября 2003 г. Sexus

РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ

01.09.2003
Маша АРСЕНЬЕВА

Разговор между врачом-сексологом и женщиной, пришедшей на консультацию: "Что значит для вас хотеть мужчину?" - "Ну, это хозяин в доме, чтобы гвоздь мог вбить". - "Нет, вы не поняли. Что значит для вас хотеть мужчину?" Когда пациентка наконец понимает, о чем ее спрашивают, заливается краской и от стыда закрывает лицо руками. Ей 40 лет, у нее двое детей.

Недавно в России проводился масштабный опрос среди школьников 10-11-х классов. Выяснилось, что только 15% матерей и 4% отцов говорили с детьми на сексуальные темы и то между делом. Школу как важный источник сексуальной информации назвали лишь 7% опрошенных. Большую часть информации о сексуальной жизни подростки получают из книг и журналов (53%). 42% девушек при первом половом акте не пользовались средствами контрацепции. Для сравнения, в Германии только 11% (!) девушек не применяли контрацептивы. Как сказал известный голландский сексолог Эверт Кеттинг, сексуальное поведение российских подростков принадлежит к XXI веку, а их сексуальное сознание и знание остаются на уровне середины прошлого столетия.

В Беларуси никаких подобных исследований не проводилось, и потому мы не можем делать каких-либо выводов о сексуальной культуре молодежи и более взрослого поколения. Как будто бы секса и проблем, с ним связанных, у нас по-прежнему нет. И для 40-летней пациентки сексологической консультации мужчина нужен только для того, чтобы забить гвоздь.

Культуролог, историк Вацлав ОРЕШКО предлагает в новом телесезоне запустить несколько эротических каналов или хотя бы издать журнал семейного секса. «Зажатому, закомплексованному человеку, - говорит Орешко, - гораздо сложнее добиться успеха в жизни... Если человек не свободен дома, в собственной постели, он не свободен ни в чем».

- Наше общество очень негармоничное, и путь к этой гармонии лежит не только в плоскости экономических и политических преобразований - нужно менять и отношение к сексу. Если люди начнут себя уверенно чувствовать хотя бы со своими женами, они будут увереннее и в других сферах жизни.

- А что, собственно, нуждается в переменах? Сексуальная революция уже давно отгремела...

- В Беларуси не было сексуальной революции, она до нас не дошла. Думаю, что для значительной части белорусов секс остается не только запретной, но и, я бы даже сказал, неприличной темой. В блиц-опросе среди известных людей, проведенном как-то одной газетой, на тему, что они думают о сексе, Зенон Позняк сказал: «У беларусаў сэкса няма». Ну откуда он может быть в самом деле, если человек работает с утра до вечера? Секса нет, есть размножение.

Я регулярно читаю польские журналы на эту тему и могу сказать, что у них тоже немало проблем: по исследованиям, больше половины взрослых поляков сексу предпочитают онанизм - так проще. И дешевле. Думаю, что в Беларуси даже онанизмом меньше занимаются, чем в Польше. У нашего среднего человека секс отделен от жизни - если им и занимаются, то делают это тайком, наспех и не очень интересно.

- На основании чего вы делаете такие выводы?

- К сожалению, я не располагаю результатами каких-либо исследований - их нет, во всяком случае, я их не видел, и, по-моему, они никогда не проводились. Почему не проводились? Потому что не принято считать секс важной темой в жизни белорусского общества. Но даже если бы проводились исследования на тему, к примеру, как часто в Беларуси люди занимаются сексом, то реальной картины мы бы не получили: процент искренности был бы невысокий, что характерно для любых социсследований в нашей стране - белорус очень часто отвечает так, как он не думает.

Но и без исследований все понятно: достаточно оценить наше информационное пространство: по телевидению, в газетах секса нет. Как-то в юности меня поразил один югославский серьезный политический журнал: внутри издания были опубликованы большие цветные фотографии обнаженных женщин.

- Вы считаете это уместным?

- Вот видите, - вы сразу задаете вопросы «уместно ли?», «а насколько это соответствует формату издания?»... На мой взгляд, такие вопросы в принципе неуместны, особенно в нашем обществе. Ведь публикация таких фотографий разбивает определенные барьеры в сознании и вообще с чисто рекламных позиций расширяет читательскую аудиторию. Но вы можете себе представить белорусский вариант журнала «Плейбой» или «Хастлер»? И совместить его с белорусской ментальностью? «Плейбой» - еще как-то можно, но «Хастлер» - однозначно нет, это журнал-провокация. И не потому, что у нас нет красивых женщин - как раз с этим у нас все в порядке.

Как мне кажется, проблема в том, что большая часть белорусского общества или делает вид, или действительно так считает, что сексуальных отношений и проблем, с ними связанных, нет - разве это нормально? Секса нет в информационном пространстве, нет в обыденном общении. Лет десять назад мне довелось побывать в Бельгии, и там семья за столом абсолютно естественно обсуждала проблемы с яичком одного из сыновей - на нас этот разговор произвел, мягко говоря, большое впечатление, потому что у нас такая ситуация в принципе невозможна.

Во многом это объясняется наследием советского прошлого, когда секс игнорировался. Кроме того, значительная часть городского населения имеет деревенское происхождение с характерной для него консервативностью. В деревне женщина вообще не рассматривается как сексуальный партнер, это что-то вроде рабочей скотины. Вот эти два фактора - советское прошлое и крестьянская ментальность - оказывают очень большое влияние на сознание. Человек не свободен дома, в своей семье, а значит, он не свободен нигде. И поэтому, если человека научить быть свободным хотя бы в своей собственной постели, это уже очень большой шаг.

Зажатому, закомплексованному человеку гораздо сложнее добиться успеха в карьере и вообще в жизни, потому что существует абсолютно конкретная связь между внутренней свободой, умением выражать желания своего тела и успехом в жизни. В обществе несвободных людей мы не ничего не сможем достичь - ни демократии, ни процветания. Если бы я был миллионером, то действительно попробовал бы издавать, может быть, не белорусский «Плейбой», а что-то вроде журнала семейного секса. Люди бы читали и понимали, что сексом можно заниматься с собственным мужем и женой и что это может быть хорошо.

- А пока семейного секса нет?

- Я думаю, что семейный секс практически отсутствует как явление. Семейные пары 40 лет и старше ведут или нерегулярную половую жизнь, или не имеют ее вообще. Если человек больше 10 лет прожил со своей женой и они любят друг друга в постели - это явление достаточно редкое сегодня. У нас как-то не принято гордиться тем, что ты любишь свою жену, у нас даже отдыхать не принято ездить вместе.

- Простите, а у вас все в порядке?

- Я лично не жалуюсь. Но думаю, что таких, как я, немного.

- Мораль общества пишут женщины - довольно распространенная точка зрения среди мужчин. В том, что семейный секс практически отсутствует, кто виноват - мужчина или женщина?

- Я склонен критично оценивать белорусского мужчину и в первую очередь потому, что его не отличают решительность и самостоятельность в принятии решений. Это объясняется в т.ч. историческими причинами. Ведь долгое время происходил отрицательный отбор - уничтожались генетически лучшие представители общества, их расстреливали, они погибали в лагерях, эмигрировали. Потом, эта т.н. белорусская толерантность и «лагоднасць», на которых так много и часто спекулируют. Толерантность как умение общаться и понимать друг друга - это одно, это у нас когда-то было. Но толерантность как «абыякавасць» к происходящему, сформировавшаяся за столетия подавления и уничтожения национального самосознания, - совсем другое. И как мне кажется, сегодня под белорусской толерантностью нужно понимать именно второе. Эта крестьянская консервативная пассивная ментальность культивировалась веками и до сих пор лежит в основе национального характера. В итоге белорусский мужчина сегодня именно такой - тихий, покорный крестьянин, который может хорошо, долго, старательно работать, но он не способен на поступок. А секс - это вообще-то поступок, завязанный на проблеме выбора. Нужно быть способным выбрать человека, который тебе нравится, завоевать его - т.е. что-то представлять собой. Когда человек не способен на поступок в своей интимной жизни, он не способен на это в жизни общественной.

- Пассивный мужчина, но активная женщина - это нормально?

- Все должно быть гармонично. Мне не раз приходилось быть наблюдателем на выборах, и я видел, как жена показывает мужу, куда поставить «птичку». Что это за мужчина, если он не знает, за кого голосует? Что он тогда представляет собой в постели? Женщина все чаще выполняет мужские функции - не в смысле того, что она пилит дрова, но она принимает решения, которые должен принимать мужчина. Но эта инициатива должна принадлежать мужчине. Ведь в той белорусской ментальности, которая формировалась в XV-XVII столетиях, белорусский мужчина был совсем другим, я имею в виду представителя высшего общества, шляхтича. И насколько жестко то общество делилось на социальные слои, настолько разным был секс.

На самом деле сексуальная революция - это та свобода, которая приходит сверху. Ведь именно высшее общество всех времен и народов могло позволить себе предаваться любовным утехам. Это, наверное, единственная революция, которая происходит наоборот. Но у нас эта модель воспитания чувств не закрепилась, не научились мы любить друг друга по-настоящему в постели и в жизни. Нас научили только работать.

- А сегодня возможна сексуальная революция сверху?

- В нынешнем обществе, думаю, нет.

- Поколение 16-17-летних другое, нежели их отцы?

- У меня есть сомнения, что они сильно отличаются от своих родителей. Откуда у них может быть стимул к изменениям? Из американского кино и российской «чернухи»? Общество ведь не изменилось, оно осталось прежним. Ни в политике, ни в экономике мы не сделали шагов, которые должны были сделать. Наиболее активные стремятся уехать, и в итоге мы опять получаем отрицательный отбор.

- Сегодня активно обсуждается идеология белорусского общества - может, необходимо среди ее приоритетных направлений поставить развитие сексуальной культуры и сексуального воспитания?

- Что значит «обсуждается»? Курс идеологии начинают преподавать в вузах, но в этой новой идеологии белорусского государства не нашлось места для отношений между мужчиной и женщиной. А плакаты и листовки с призывами использовать презервативы, чтобы не заразиться СПИДом, - это не есть сексуальное воспитание. Должна быть некая государственная политика в этом отношении. Пока же все происходит наоборот. Взяли и закрыли единственные на всю страну два секс-шопа. Свободный, раскованный человек, способный принимать решения, не нужен. А это именно тот человек, который разнообразно и с удовольствием занимается сексом.
Добавить комментарий
Проверочный код