Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (400) 01 сентября 2003 г. Экономика

МОСКВА НА КОЛЕНЯХ от МАЗа нового поколения

01.09.2003
Наталья ГРИБ

Если бы и.о. первого вице-премьера белорусского правительства Владимир Семашко приехал 26 августа на 6-й Российский международный автосалон-2003 в Москву, он бы лично в руки получил грамоту и приз конкурса «Лучший грузовик автосалона» за МАЗ-437141. Семашко имел бы возможность сравнить продукцию белорусских автомобилестроителей с образцами российских и западных конкурентов и решить, гордиться ли ему отечественным автопромом. К слову, Семашко мог бы подобрать и новую служебную машину, соответствующую его новому статусу. Нам с коллегой из «НЭГ», например, понравилась новая модель BMW-5 своим неповторимым обтекаемым корпусом и «раскосыми» фарами.

Но вице-премьер не приехал. И нам, простым белорусским журналистам, пришлось в одиночестве мокнуть под дырявым московским небом, которое два дня подряд проливало над территорией «Экспоцентра» (100 тыс. кв. м) полные ушаты воды, в то время как в других районах Москвы моросило лениво и нерегулярно. Зато автосалон почтили своим присутствием российский премьер-министр Михаил Касьянов и члены его кабинета. Более тысячи российских и зарубежных журналистов, невзирая на мокрые ноги, создали настоящий ажиотаж еще до открытия автосалона. Там действительно было что посмотреть.

АВТОСАЛОН-2003

На крупнейшей выставке года в рамках московского «Экспоцентра» было представлено 35% потенциала машиностроения России, а также практически все крупнейшие производители мира, включая компании Китая и Индии. В 2002г. россияне купили и ввезли 650 тыс. иномарок, из которых более 500 тыс. - подержанные авто. Это свидетельствует о подорванном доверии россиян к отечественным автомобилям.

Эксперты прогнозируют небольшое падение объемов производства легковушек к уровню прошлого года. С новинками здесь также негусто. Белорусский «Мишка», пробная партия которого была выпущена на жодинском БелАЗе, оставляет желать лучшего. Мы осмотрели опытный образец «Мишки», собранный на базе московской организации сельхозстроения, и однозначно пришли к выводу, что до уровня SMART ему еще как до луны. «Мишка» - малолитражный автомобиль класса А, рассчитанный на два человека, грузоподъемностью 200 кг, с объемом двигателя 1,1 л, развивает скорость до 150 км/ч. Впервые о нем заговорили в 1999г. И до сих пор на фоне новейших моделей шестого поколения «Ауди» и «Лексуса» нам демонстрируют вручную собранный и, такое впечатление, вручную покрашенный «запорожец» с более высокой кабиной… Зато цена его укладывается в $3 тыс. Как сказал один из организаторов выставки, «пока мы будем создавать автомобиль за три тысячи долларов, мы будем иметь дело с недоработанными моделями, которые никому не нужны. Давно пора ориентироваться на уровень $10 тыс.».

Еще один представитель российского автопрома прокомментировал положение дел в отрасли так: «Для автомобильной промышленности нужны хорошие менеджеры, дешевые кредиты, предсказуемая политика государства в области электроэнергетики и таможенного законодательства на семь лет. Тогда у нас будет автомобиль не хуже, чем на Западе». А пока все остается по-старому. Опытная партия «медведей» из 10 штук будет собрана до конца года на БелАЗе, пройдет испытания в подмосковном Дмитрове, и тогда будет принято решение о серийном выпуске новой малолитражки.

У производителей грузовиков наблюдается другая тенденция. В нынешнем году активизировались строительные организации и грузоперевозчики, покупатели грузовиков.

«ЕВРО-2» ПОД ВОПРОСОМ

Российское правительство приняло решение о введении с

1 января 2004г. нового технического и экологического стандарта для производителей «Евро-2». О том, насколько эта тема непроста и злободневна, стало ясно из комментария одного из организаторов автосалона, который, отвечая на вопрос обозревателя «Белорусской газеты», так разволновался, что дважды перепутал год: «Я сомневаюсь, что с 2002г. Россия полностью перейдет на стандарт «Евро-2».

Зато производители грузовиков были амбициозны и позитивно настроены бороться за рынок. «Мы изначально готовили производство под «Евро-2». Еще в 2002г. мы встречались у министра промышленности России Ильи Клебанова, и я предложил: «Давайте сразу переходить с «Евро-0» на «Евро-2». И получил ответ: «Если вы такие умные, вводите новый стандарт у себя в Беларуси». МАЗ готовился к этому четыре года, поскольку «Евро-2» без принципиально новых технологий и инвестиций выпускать невозможно. Мы вложили порядка $20 млн. и сегодня производим столько грузовиков «Евро-2», сколько требуется. За полугодие - около 2 тыс.», - рассказал Валентин Гуринович.

Для перехода на новый стандарт МАЗ получил бюджетный кредит в объеме $30 млн. на текущий год. В течение следующих двух лет МАЗ должен вернуть государству всю сумму плюс обычные налоги, коих в прошлом году было уплачено порядка $60 млн.

Сергей Калугин, генеральный директор «КамАЗа», продемонстрировал все тот же оптимизм: «Мы производим двигатели и грузовики стандарта «Евро-2». Но не собираемся увеличивать их количество. Поскольку покупатель не совсем готов… Никаких сверхсложных проблем нет - если надо будет сделать это с 1 января или с 1 апреля - нет проблем, сделаем».

Разница между уверенностью руководителей МАЗа и КамАЗа заключается в том, что на протяжении нескольких последних лет МАЗ получает главный приз автосалона за лучший грузовик года, а КамАЗ в нынешнем году получил второе место в утешительной специальной номинации «за перспективность, оригинальный дизайн и концепцию». Да и на вопрос, во сколько обошлась модернизация производства при подготовке выпуска грузовиков стандарта «Евро-2» на КамАЗе, Калугин так и не ответил.
Добавить комментарий
Проверочный код