Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (400) 01 сентября 2003 г. Экономика

«ЛИМОН» ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

01.09.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Начало осени - это не только День знаний, подготовка к «дажынкам», но и время интенсивной работы над бюджетом следующего года. Подготовленный Минфином проект уже проходит согласование министерств и ведомств. Еще в июле Совмин принял «Основные направления деятельности правительства Республики Беларусь на 2004г. в области бюджетно-налоговой политики». Кардинальных изменений в налоговой системе страны не ожидается. Правительство вносит косметические правки в бюджет, которому давно требуется хирургическое вмешательство.

Проект бюджета на следующий год, как и его 12 предшественников, не решает одну декларируемую правительством цель. Он не в состоянии обеспечить «устойчивый экономический рост на качественном уровне и на этой основе повышение реальных доходов населения» на среднесрочную перспективу. Наоборот, способствует дальнейшей деградации реального сектора, ослаблению банковской системы. Более того, все отчетливее проявляются контуры государственной финансовой пирамиды, которая может добить белорусскую экономику. Не случайно Минфин интенсифицировал попытки размещения еврооблигаций. Не из-за хорошей жизни планирует в три раза превысить запланированный показатель финансирования госрасходов через ГКО (300 млрд. рублей вместо 100 млрд.). Вытеснение частных инвестиций и создание искусственно привлекательных условий для покупки ГКО банками может возыметь эффект в краткосрочной перспективе, но как отдавать долги через 3-5 лет, никто не знает. Зато Минфин все чаще поглядывает в сторону Нацбанка - на единственный надежный источник покрытия дефицита бюджета.

ЯРКАЯ ОБЕРТКА ФИСКАЛЬНОГО «ЛИМОНА»

В доходной части бюджета этого года образовалось несколько приличных брешей. Самая большая - вероятное недополучение 430 млрд. рублей от приватизации крупных предприятий. На 1 июля из запланированных на год 451 млрд. рублей доходов по статье «поступления от продажи принадлежащих государству акций, другого имущества» получено 16,2 млрд. (1,5 млрд. в республиканский бюджет и 14,7 млрд. в местные), что составляет 3,6% от годового плана. Как нейтрализовать отсутствие этих денег в бюджете, в правительстве пока не знают. Зато Минэкономики в привычном стиле подготовило проект концепции прогноза социально-экономического развития страны на 2004г., в котором планируется прекратить финансирование дефицита бюджета за счет кредитов Нацбанка. Значит, на следующий год в бюджете получается еще как минимум минус 152 млрд. рублей. Если добавить дефицит бюджета в размере не менее полутриллиона рублей, прогнозируемое недополучение значительных сумм по налогу на доходы и прибыль, на зарплату и даже по НДС, то в 2004г. правительство может столкнуться с необходимостью поиска источников финансирования примерно на 1,5-2 трлн. рублей. Это около 6% ВВП.

Унификация белорусского налогового законодательства с российским (если она вообще будет проходить) потребует очередного сокращения налогового бремени по меньшей мере на 5-7 процентных пунктов ВВП. Бюджет 2003г. был сверстан исходя из темпов роста ВВП на 6-6,5%. За 7 месяцев получилось только 4,4%. Минэкономики прогнозирует, что в следующем году ВВП вырастет на 6-7% при инфляции 14-19% и среднегодовом курсе белорусского рубля к доллару 2.390. Эти цифры отражают скорее благие намерение боящихся потерять должности чиновников, нежели реально происходящие экономические процессы и потенциал белорусского производственного сектора. Уже сегодня очевидно, что большинство прогнозных показателей на 2003г. не будет выполнено. При ухудшении внешней конъюнктуры в следующем году, легко прогнозируемом повышении цен на энергоресурсы, критическом накоплении долгов бюджет страны может просто не выдержать.

Конечно, красиво смотрятся цифры основных параметров консолидированного бюджета на 2004 год: доходы - 33,1% ВВП, расходы - 33,1%. Просто фискальная идиллия на загляденье французам, для которых норматив 3% дефицита бюджета оказался слишком мал. В экономической теории есть понятие «лимон». Это товар, на первый взгляд, качественный, а при ближайшем рассмотрении покупателем - «гнилой», т.е. с большим количеством скрытых продавцом дефектом. Так вот Минфин и Минэкономики пытаются всучить Нацсобранию и администрации президента проект бюджета, который сильно смахивает на «лимон».

НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВ ЧИНОВНИКОВ

Согласно «Основным направлениям», в 2004г. «будет продолжена налоговая реформа». Это совсем не значит, что налогоплательщики вздохнут с облегчением, что деловой климат страны резко улучшится. Минфин предлагает идти мелкими шажками. Он запланировал «расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет дальнейшего сокращения льгот по налоговым платежам как индивидуального, так и категориального характера». Это, несомненно, шаг в нужном направлении, только что на него ответят отраслевые министерства и концерны? Сотни предприятий выживают как раз за счет различных льгот. Готово ли правительство смириться с их банкротством и ликвидацией? Блокировка института банкротства в 2003г. показывает: нет. Можно приветствовать снижение стандартной ставки НДС с 20 до 18%. Планируется также отменить «пониженную 10-процентную ставку этого налога». Помимо этого, Минфин хочет ввести целый ряд иных мер по блокировке механизмов ухода от уплаты НДС.

Правительство собирается также «прекратить практику отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) повышенных отчислений в инновационные фонды министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, организаций (учреждений), подчиненных правительству Республики Беларусь». Это еще одна полезная мера, которая наверняка вызовет бурное негодование всей управленческой «вертикали». Минфин пытается донести до отраслевых министерств и региональных структур власти один простой message: денег в бюджете нет, надо потуже затягивать пояса и перестать клянчить дотации и льготы. Но поскольку 2004г. является особым для Лукашенко в его взаимоотношениях с номенклатурой (именно от нее зависят результаты парламентских выборов и возможного референдума), то вряд ли он поддержит рациональные предложения Минфина по ужесточению финансовой дисциплины.

МЕЛКИЕ ЩИПКИ

В 2004г. можно ожидать «сокращения ставок платежей, взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) с 4,5 до 4%» за счет снижения с 1 до 0,5% ставки целевого сбора на финансирование содержания и ремонта жилищного фонда. Грядет также «пересмотр (укрупнение) действующих групп подакцизной алкогольной продукции». Любителей белой водочки вряд ли обрадует тот факт, что Минфин запланировал увеличение ставки акциза на этот товар, что немедленно приведет к росту розничной цены. Тот факт, что за 7 месяцев запасы водки и ликеро-водочной продукции на складах увеличились почти вдвое, составив 534 тыс. дал, не останавливает антиалкогольные настроения минфиновцев.

Среди других запланированных на 2004г. позитивных мер отметим «определение закрытого перечня местных налогов и сборов», «установление моратория на введение в течение бюджетного года новых налогов и обязательных платежей, а также изменения ставок». По налогу на прибыль планируется изменить определение прибыли и по-новому определить состав затрат, которые принимаются при исчислении данного налога.

Эти изменения связаны с тем, что с 2004г. в Беларуси вводится новый план бухгалтерских счетов, который должен приблизить нас к международным стандартам. При этом правительство принципиально не хочет унифицировать с Россией один из ее самых удачных налогов - плоский подоходный налог со ставкой 13%. В следующем году нас ждет все та же пятиступенчатая система с несколько модифицированными шкалами. Но зачем сохранять предельную ставку по подоходному налогу 30%, если по ней платит не более 0,3% налогоплательщиков, или 9-9,5 тыс. человек? Если эффективная ставка по подоходному налогу в 2002г. составляла 9,4%, то для защиты бедных и стимулирования богатых выгодно было бы установить плоскую ставку подоходного налога 10%. Непонимание социальной функции состоятельных людей в обществе, доминирование коллективистского принципа равенства не позволяют правительству пойти на прагматичную, выгодную для страны и налогоплательщиков модификацию подоходного налога.

Таблица

ЗАСТОЙ, ХОТЬ УХОДИ В ЗАПОЙ

Конечно, налоговое законодательство Беларуси от реализации этих мер принципиально лучше не станет, но, как говорят, ход мысли правительства по многим позициям может нравиться. Правда, эта мысль непозволительно долго доходит до совершенно банальных стандартов цивилизованной налоговой системы. Минфин, понимая свою полную зависимость, даже не пытается начать свою сильную игру. Он проводит кампанию по латанию тришкина кафтана, который на глазах расползается по швам. Громко продекларированные меры по налоговой либерализации, все шаги навстречу бизнесу дадут мизерный результат: «При реализации предлагаемых подходов в области налоговой политики, доходов бюджета и методологии в целом уровень изъятия в консолидированный бюджет по сравнению с 2002г. снизится на 0,7% пунктов ВВП».

Даже стабильная, но находящаяся в рецессии Германия с ее ВВП в $2 трлн. и качественно иным производственным потенциалом снижает налоги более решительно. Минэкономики запланировало ВВП в 2004г. на уровне 43,25 трлн. рублей, или около $18 млрд. Разве белорусский реальный сектор спасет налоговая подачка в размере 43 млрд. рублей? Именно на столько планирует правительство уровень изъятий в консолидированный бюджет. А ведь остаются еще социальные налоги, инновационные фонды, уменьшение ставок по которым в следующем году не предусмотрено. Никто не тронул неоправданно жесткую систему штрафов за налоговые нарушения. Сами власти настолько усложнили налоговое законодательство, что не нарушать его чрезвычайно сложно. Вместо решительного пересмотра системы штрафов Минфин отправляет нас к новому Кодексу об административных правонарушениях, который должен решить данную проблему.
Добавить комментарий
Проверочный код