Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№31 (398) 18 августа 2003 г. Визави

КУДА ПЬЯНИЦЕ ПОДАТЬСЯ

18.08.2003
Елена АНКУДО, Ирина РАБЕЦКАЯ

№ 31 [398] от 18.08.03 - Белорусское правительство готовится обсудить проблему возобновления работы медицинских вытрезвителей, сделав ее рентабельной, о чем в начале месяца заявил президент Лукашенко. Как известно, 58 таких учреждений были закрыты в начале 2003г.; лиц, находящихся в состоянии тяжелой степени алкогольного опьянения, до сих пор доставляют в больницы. Между двумя ведомствами - Минздравом и МВД - разгорелась полемика, кто должен курировать работу вытрезвителей и отвечать за медленно трезвеющих клиентов. В чем прежде всего нуждаются отечественные пьяницы - во временной изоляции или в полноценном лечении? Могут ли наши вытрезвители самоокупаться? Как наилучшим образом организовать их работу? На эти и другие вопросы корреспондентам «Белорусской газеты» отвечали начальник управления охраны правопорядка МВД Виктор РУСАК и главный нарколог Минздрава Владимир МАКСИМЧУК.

Виктор РУСАК: «МЫ НЕ ОТКАЗЫВАЕМСЯ ПОДБИРАТЬ ПЬЯНЫХ НА УЛИЦАХ»

СПРАВКА «БГ». Виктор Русак родился в 1955г. в Гродненской области. Закончил юридический факультет БГУ (1982) и Академию МВД СССР (1988). Службу в органах внутренних дел начал в 1976г. в РОВД Центрального района Минска с должности старшего сержанта милиции патрульно-постовой службы и дойдя до поста руководителя этого райотдела. Депутат Верховного Совета 12-го созыва. Должность начальника управления охраны правопорядка МВД занимает с начала 2003г.

- Впервые в мире вытрезвители появились в СССР в 1932г. Наркологические приемники, как они тогда назывались, находились на бюджете органов здравоохранения, их возглавляли психиатры-наркологи, а порядок обеспечивал круглосуточный наряд милиции. В 1940г. эти учреждения были переданы в ведение НКВД. После распада СССР бывшие союзные республики вновь передали вытрезвители Минздраву. В России такой закон появился еще в 1991г., хотя логического завершения из-за противодействия Минздрава он пока не находит. В Литве вместо вытрезвителей созданы отделения по оказанию помощи лицам в пьяном виде. За плату там приведут в чувство водителя, выпившего накануне поездки, помогут выйти из состояния запоя. На Украине помощь оказывают медицинские учреждения - в Киеве, к примеру, создана клиника ургенной наркологии и детоксикации Минздрава, охрану которой несет милиция. Поэтому в 2001г. и наше ведомство обратилось к Минздраву с предложением разделить ответственность. Мы не отказываемся подбирать пьяных на улицах, составлять протоколы (за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения предусмотрена административная ответственность), охранять медперсонал. Почему в таком случае врачи не хотят выполнять свою работу?

- Но ведь врачебную помощь в медвытрезвителе оказывал фельдшер - человек с медицинским образованием...

- И каково порой качество этой помощи? О компетенции некоторых людей, не имеющих высшего врачебного образования, говорят факты: в 2001г. в медвытрезвителях Гродно и Могилева скончались граждане, помещенные на вытрезвление. При вскрытии обнаружилось, что спиртного никто из умерших вообще не употреблял, оба страдали обострением хронических заболеваний внутренних органов. Внешне такой больной может походить на выпившего - у него наблюдается отсутствие ориентации, запах изо рта. Милиционер патрульно-постовой службы не всегда точно определит симптомы. Результат - за последние пять лет в медвытрезвителях скоропостижно скончались 37 человек. Кроме алкогольного отравления наиболее частые причины летальных исходов - острая сердечная недостаточность и обострение болезней внутренних органов.

- Как, на ваш взгляд, должна измениться работа вытрезвителей?

- Мы предложили два варианта организации работы в случае передачи их Минздраву. В первом органы внутренних дел брали на себя обязанность доставить пьяного в лечебное учреждение, установить его личность, обеспечить охрану и безопасность помещения. Во втором - ввести в состав бригады «скорой помощи» сотрудника милиции для обеспечения безопасности медицинских работников и пресечения правонарушений со стороны подобранных пьяных граждан; также охранять помещение клиники. Но Минздрав продолжает настаивать на том, чтобы МВД занималось пьяными самостоятельно, так как опьянение не болезнь.

СПРАВКА «БГ». До недавнего времени в Беларуси работало 58 вытрезвителей и одно специализированное отделение при Брестском областном наркологическом диспансере. Ежедневно три вытрезвителя Минска могли принять 75 человек, однако часть коек всегда пустовала: загрузка не превышала 80%. Тем не менее около 150 тыс. лиц в состоянии алкогольного опьянения проходило через вытрезвители каждый год.

- Врачи жалуются, что их новые пациенты ведут себя слишком буйно. Известен, к примеру, случай, когда доставленный в клинику пьяный душил медсестру, разбил окна в палате. По телевидению показывали ролик о пациенте, который едва не изнасиловал больную. Как вы прокомментируете эти факты?

- Такой результат - следствие половинчатого решения. Если мужчину, да еще в состоянии алкогольного опьянения, поместили в одной палате с женщиной - разве милиция в этом виновата? Напротив, наши сотрудники быстро локализовали оба конфликта. В отношении нарушителя порядка, который поднял руку на медсестру, возбуждено уголовное дело по статье за хулиганство. Любопытно, что даже СМИ, рассказав, как милиционеры подбирают на улицах пьяных бомжей и свозят их в больницы, добавили: дебошир находился в состоянии белой горячки. Но ведь это уже настоящий больной, и место его - около врача, а не в милицейской «дежурке». К сожалению, после упразднения вытрезвителей должностные лица здравоохранения пытаются обострить ситуацию вокруг данного вопроса. Иногда после появления таких информационных сообщений у нас складывается мнение, что условия для достижения этой цели создаются едва ли не умышленно.

- По каким причинам, на ваш взгляд, Минздрав не желает поддерживать инициативу МВД?

- Как мы мягко замечаем - ввиду отсутствия заинтересованности в решении данной проблемы.

- Пока два ведомства не могут найти общий язык, что происходит с бывшими «клиентами» вытрезвителей? Что это за люди?

- Превысить норму потребления спиртного может любой, так что мы имеем дело с представителями самых разных категорий граждан. И далеко не всегда они относятся ко «дну» общества. Рабочий в день получки, студент... Тех, кто находится в стадии тяжелого алкогольного опьянения, наряд доставляет в больничные палаты, средней - в районные отделения милиции. Просто так оставить пьяного на улице мы не имеем права, ведь такой человек легко может спровоцировать правонарушение, а также стать жертвой преступления.

- Изменился ли уровень преступности со времени закрытия вытрезвителей?

- Удельный вес преступлений, совершенных в пьяном виде в четырех областях Беларуси, стал меньше. Помню, как волновались власти Витебска перед «Славянским базаром», но всплеска «пьяной» преступности не произошло, напротив, удельный вес таких правонарушений уменьшился на 5,1%. Зато наблюдается тенденция к увеличению умерших от алкоголя. Причина - несвоевременное оказание квалифицированной медицинской помощи.

- Как заметил президент, «любители пьянства будут своим трудом окупать пребывание в подобных заведениях». Рентабельны ли были наши вытрезвители? Смогут ли окупиться вновь образованные?

- Вытрезвители не всегда окупались - некоторые категории граждан не могут заплатить за чистую простынь и спокойную ночевку. Впрочем, это не значит, что вытрезвитель будет убыточным. В Бресте, Могилеве, Осиповичах под охраной специального милицейского подразделения уже работают центры детоксикологической помощи, со временем они смогут предоставить платные услуги и станут окупаемыми. Более того, по предложению МВД денежные средства, поступающие в виде уплаты штрафов за нарушение антиалкогольного законодательства, могут пойти на содержание и развитие этих центров. Немаловажно, что эти центры созданы именно при Минздраве и работают в них квалифицированные специалисты-медики.

- Используете ли вы мировой опыт помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения?

- Нигде в мире, кроме стран бывшего СССР, не было и нет вытрезвителей.

Владимир МАКСИМЧУК: «В ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ ПЬЯНЫЕ ГРАЖДАНЕ ДОСТАВЛЯЛИСЬ НЕ С ЦЕЛЬЮ ЛЕЧЕНИЯ, А С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

СПРАВКА «БГ». Владимир Максимчук родился в Барановичах. В 1973г. закончил Гродненский медицинский институт. Работал врачом (позже заведовал наркологическими отделениями) в психиатрических больницах Гродненской и Брестской областей, заместителем главного врача Минского городского наркологического диспансера, старшим научным сотрудником Института криминологии и судебных экспертиз. С 1999г. - главный нарколог Минздрава. Врач-психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук.

- Насколько остро у нас стоит проблема пьянства и алкоголизма? Можно ли сопоставить нашу «алкогольную» статистику с общеевропейской, или белорусы пьют больше?

- В наркологических диспансерах на учете состоит 158 тыс. человек, страдающих алкоголизмом. Но, как известно, на учет попадают не все алкоголики, и эта цифра не отражает истинную ситуацию. Мы предполагаем, что зависимых от алкоголя граждан в Беларуси значительно больше. Согласно общеевропейской статистике, алкоголизмом страдает приблизительно 7-8% населения, следовательно, в Беларуси это как минимум 700-800 тыс. человек.

Но не надо путать алкоголизм-болезнь с обычным бытовым пьянством. Вот здесь мы явно обгоняем Европу. Любые социальные или личные трудности и русский, и белорус решает с помощью бутылки. Наши «питейные» традиции, к сожалению, неискоренимы и очень сильны, потому что зарождаются еще в детстве. Знаете этот знаменитый эксперимент с детским садиком? Пятилетних детишек оставили одних, организовав за ними незаметное наблюдение. Так вот, ребята быстренько сели за стол, девочки быстренько расставили чашечки, все дружно чокнулись и выпили…

- Граждане, которых милиция подбирает на улицах и которые раньше были «клиентами» вытрезвителей, как правило, это алкоголики, пьяницы или вообще случайно «перебравшие» люди?

- Это далеко не всегда алкоголики: зачастую это просто пьяницы или люди, «перевыполнившие» свою норму. Причем далеко не каждый выпивший попадал в вытрезвитель. Сама система вытрезвителей была создана для того, чтобы доставлять туда именно тех лиц в состоянии алкогольного опьянения, которые своим поведением ущемляют права других граждан, нарушают общественный порядок или могут причинить вред себе.

- Из-за чего вообще возникла проблема с вытрезвителями? Сотрудники МВД утверждают, что раз уж алкоголизм и алкогольное отравление - это болезни, то и вытрезвители должны находиться в ведении Минздрава. И, поскольку милиционеры были не в состоянии оценить состояние здоровья доставленных, в вытрезвителях случались смертельные случаи.

- Это некорректный пример. К сожалению, люди умирали и умирают везде - и дома, и в больнице, и в вытрезвителе. Думаю, МВД инициировало вопрос с передачей вытрезвителей из-за финансовых проблем. Ранее медвытрезвители находились на балансе МВД. А ведь их содержание - это содержание целого аппарата работников. Пока вытрезвители были выгодны в финансовом отношении, никаких вопросов не возникало. Как только они перестали приносить доход - стали балластом. Сейчас речь идет о том, куда спихнуть невыгодное в финансовом отношении учреждение. МВД поступило просто - «отдало» вытрезвители органам здравоохранения. И получилось так, что люди в состоянии опьянения, нарушавшие общественный порядок, теперь дебоширят в приемных покоях больниц.

- Как организована помощь нетрезвым в цивилизованных странах?

- Такой системы вытрезвителей, какая была у нас, нет нигде. Но в любом случае люди в состоянии опьянения, нарушающие общественный порядок, в больницы не доставляются. Как правило, это полицейский участок - и штраф. Так во Франции, Англии, Америке. Полицейские могут доставить пьяного домой, выписав семье счет за услуги.

- Вы отрицаете целесообразность передачи вытрезвителей на баланс Минздрава?

- Вытрезвители - это прежде всего профилактика правонарушений. Если взять за 100% работу вытрезвителя, то на долю медиков выходит около 5%. 95% - это пресечение скандалов, антисоциального поведения, агрессии. Эти учреждения совершенно напрасно названы медицинскими. Да, необходимо присутствие фельдшера - чтобы определить, кто из доставленных нуждается в медпомощи, а кому достаточно просто поспать, или оказать медицинскую помощь - например, при рвоте. Врач с высшим образованием для этого не нужен. В случае тяжелого опьянения, когда есть подозрения на серьезные проблемы со здоровьем, персонал вытрезвителя должен вызвать скорую помощь или организовать доставку человека в больницу. И это всегда именно так и делалось - везли в больницу, а врачи в помощи никогда не отказывали.

- Сотрудники МВД тем не менее обвиняют медиков в нежелании выполнять свою работу.

- К сожалению, эта дискуссия вокруг вытрезвителей сильно затянулась и запуталась. Понятия «алкогольное опьянение» и «алкоголизм» смешиваются. Проблема вытрезвителей преподносится так: «Медики отказываются лечить больных алкоголизмом». А ведь мы говорим о лицах, в пьяном виде нарушающих общественный порядок. Они не больны. От лечения алкоголизма мы не отказывались и не отказываемся, у нас создана целая система лечения алкоголиков. А «пьяный» и «больной алкоголизмом» - это разные вещи. И в вытрезвитель пьяные граждане доставлялись не с целью лечения, а с целью именно предупреждения правонарушений с их стороны. Поэтому вопрос существования вытрезвителей лежит в правовой плоскости, а не медицинской. А раз так, не нужно «вешать» вытрезвители на нищее здравоохранение.

- Как, на ваш взгляд, можно было бы усовершенствовать вытрезвители?

- Сейчас мы в контакте с МВД и Совмином занимаемся поиском новых форм этих учреждений. Мы, со своей стороны, считаем, что они должны находиться вне больниц и финансироваться из местного бюджета, который заключает с МВД договор по наведению порядка. Параллельно возможно заключение договора с медиками. Это оптимальный вариант. А везти всех пьяных подряд в больницу не нужно, мы создаем напряженность у персонала и утяжеляем состояние больных. Вы были в приемном отделении больницы, когда туда привозят пьяных? Представьте себе: больница скорой помощи, тяжелые больные, нуждающиеся в неотложной помощи медиков… И в это время там появляются три-пять нетрезвых. И больной, которому нужна медицинская помощь, получить ее в полном объеме не может, поскольку персонал отвлекается на обслуживание пьяных. Которые, протрезвев, могут «отблагодарить» медработника не только матом, но и оплеухой.

А если вы - пациент этой больницы, что будет с вами после бессонной ночи с воплями и разборками? Разве функция здравоохранения, больницы - предоставлять приют нетрезвым?

Наша задача как специалистов-наркологов - помочь преодолеть алкогольную зависимость тем, кто этого желает. Но это не значит, что здравоохранение должно решать проблему пьянства. Пьянство и пьяные - социальная, а не медицинская проблема.
Добавить комментарий
Проверочный код