Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№31 (398) 18 августа 2003 г. События. Оценки

ИМ СЮДА НЕ НАДО

18.08.2003
Ярослав РОМАНЧУК

В поисках выхода из системного экономического кризиса правительству Беларуси следовало бы обратиться к лидерам европейского бизнеса, которые на минувшей неделе были названы журналом Business Week «самыми успешными менеджерами 2002г. в Европе». Чему мы можем у них поучиться?

Появление в Национальном аэропорту «Минск» Джеймса Кросби обрадовало бы не только Прокоповича и Ермакову, но и сотни тысяч вкладчиков и предпринимателей Беларуси и, конечно, строителей. 46-летний банкир возглавляет одну из самых динамично развивающихся организаций Европы 2003г. - Halifax Bank of Scotland (HBOS) с объемом продаж EUR 30,3 млрд. и чистой прибылью EUR 2,9 млрд. Главный управляющий HBOS преуспел в выдаче кредитов под залог на строительство жилья и объектов недвижимости.

Делать бизнес вне Беларуси предпочитает и генеральный менеджер еще одного европейского лидера - Glaxo-Smithkline (GSK) 55-летний Жан-Пьер Гарнье. Руководитель одного из лидеров мирового рынка с объемом годовых продаж EUR 31,9 млрд. и чистой прибылью EUR 5,9 млрд. вряд ли подозревает о существовании в Беларуси заводов, которые выпускают лекарства и с удовольствием сотрудничали бы с Glaxo-Smithkline. Стабильные доходы для GSK обеспечивает постоянные инвестиции в науку и разработку новых лекарств. Белорусским властям наверняка интересно было бы послушать, как в чрезвычайно конкурентной среде можно удерживать 7% мирового рынка лекарств по рецепту, какова мотивация частной фирмы развивать науку на уровне университетов и научных лабораторий.

Но в Беларусь не то что Гарнье, даже Брынцалова не зазовешь.

Трудно понять, почему не приглашают в гости 39-летнего Жана-Доминика Комолли, генерального менеджера еще одного европейского лидера - компании Altadis с годовым оборотом EUR 9 млрд. и объемом чистой прибыли EUR 435,2 млн. Этот агрессивный, чрезвычайно целеустремленный предприниматель бросил вызов гигантам табачного бизнеса. Удачно проведя слияние испанской табачной компании Tabacalera и французской Seita, Комолли и еще один директор компании, Пабло Исла, решились на кардинальную реструктуризацию бизнеса. Они уволили 9% рабочей силы, закрыли 8 из 17 заводов и открыли два суперсовременных производства. Благодаря удачному маркетингу компания серьезно потеснила конкурентов на новых рынках. Она продает сигареты Gauloises. И это вопреки высоким налогам на табачные изделия, поделенному рынку и устойчивым вкусам потребителей. Altadis стал третьим по величине производителем сигарет в Европе и мировым лидером по производству сигар, в т.ч. таких марок, как Montecristo и Romeo y Julieta. В начале лета Комолли сумел обыграть грантов табачного рынка British American Tobacco и Altria в борьбе за покупку марокканской компании Regie des Tabacs. Эта победа обеспечивает Алтадису прекрасные стартовые условия для экспансии на африканский рынок. А в это время Гродненская табачная фабрика и другие производители сигарет Беларуси осмысливают свою стратегию развития под руководством чиновников из управления делами президента и Минсельхозпрода.

Общеизвестны проблемы легкой промышленности Беларуси. Она скорее мертва, чем жива. Новое руководство не придумало ничего иного, как требовать введения торговых барьеров на импорт, дешевых кредитов и массу других протекционистских штучек. К сожалению, к опыту руководителя шведской корпорации Hennes & Mauritz (H&M) с годовым оборотом EUR 5 млрд. и чистым доходом EUR 621,1 млн. 58-летнего датчанина Ролфа Эриксена из Беларуси никто не обратился. А ведь этот немолодой предприниматель утер нос многим коллегам и вошел в десятку ведущих менеджеров Европы 2003г. Несмотря на слабый потребительский спрос, рецессию в Европе, Эриксен сумел увеличить чистую прибыль компании в 2002г. на 49%. Компания H&M начинала как небольшой магазин женской одежды в 1947г. Сегодня это одна из самых привлекательных сетей по продаже одежды в мире, куда входят 893 магазина в 17 странах. И нет над ним никакого «Беллегпрома», Минпрома или Минэкономики, которые определяют сбытовую или ценовую политику. Сокращение издержек идет за счет размещения заказов на 900 фабриках в разных странах мира, в т.ч. в Бангладеш, Китае и Турции. А в это время белорусские предприятия легкой промышленности рассуждают о несправедливости рынка и жалуются, что их нигде никто не ждет.

К сожалению, имя динамичного датчанина, как и десятков его коллег по бизнесу в Европе, не известно полисимейкерам Беларуси. Когда представление о рыночной экономике складывается на основе знаний о деятельности Березовского, Абрамовича или Дерипаски, то, разумеется, можно возненавидеть либерализм.
Добавить комментарий
Проверочный код