Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№31 (398) 18 августа 2003 г. Экономика

«РАСПЫЛЕНИЕ СРЕДСТВ НЕ ДАЕТ ОТДАЧИ»

18.08.2003
Наталья ГРИБ

Сегодня на отечественном рынке энергооборудования работают 4-5 трейдеров, тогда как четыре года назад их было около 20. Одна из оставшихся «в живых» компаний - «Яровит» - является эксклюзивным представителем крупнейших концернов в СНГ по производству энергетического оборудования: концерны «Силовые машины» (Россия) и «Машпроект-Заря» (Украина) обеспечивают до 70% всех потребностей белорусской энергосистемы в новом оборудовании, участвуют в модернизации двух крупнейших ГРЭС - Березовской и Лукомльской. В обоих случаях интересы зарубежных производителей в тендерах отстаивала компания «Яровит». Планы на ближайшие три года - разместить оборудование на сумму $60 млн. Председатель правления СП «Инвестиционная промышленная компания «Яровит» Андрей БИРЮКОВ ответил на вопросы обозревателя «Белорусской газеты».

НЕЭКОНОМИЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

- Как вы оцениваете состояние энергосистемы Беларуси?


- Если сравнивать ее с системами постсоветских республик, то она не в худшем состоянии. Но, наверное, это не то сравнение, которое нужно делать. Белорусская энергосистема требует более пристального внимания, в первую очередь, из-за ее неэкономичности. Необходимо уменьшать расход топлива и повышать кпд, пока это еще возможно с помощью относительно небольших вливаний. Хочу отметить позитивные перемены в сегодняшней стратегии энергетики - так считают не только в «Яровите», но и в «Силовых машинах». Можно желать более прогрессивных шагов, но и в нынешней непростой ситуации мы видим реальную заинтересованность Министерства энергетики в модернизации объектов, направленную на снижение издержек и увеличение кпд. С другой стороны, самый правильный путь - провести полную модернизацию энергосистемы за пять лет, чтобы в последующие пять-семь лет рентабельность резко возросла.

- Денег на все не хватит. Какие проекты, на ваш взгляд, самые актуальные?

- Лукомльская и Березовская ГРЭС - две крупнейшие станции, требующие максимально быстрой модернизации, поскольку издержки, связанные с потреблением топлива, очень высоки и влияют на конечную стоимость электроэнергии в Беларуси. Их модернизация окупится за три года, что для энергетики является уникальным результатом.

Есть два пути модернизации Лукомльской ГРЭС. Упрощенный вариант, по которому реконструировали третий блок, позволил понизить расход топлива и в то же время добавить 7,5 МВ мощности (было 300 МВ. - Н.Г.). Модернизация всей станции по этому варианту потребует не более $70 млн. и позволит нарастить дополнительную мощность на 70 МВ.

- Как вы считаете, ресурсов инновационного фонда концерна «Белэнерго» достаточно для модернизации энергосистемы?

- Объемов финансирования в энергетике достаточно для проведения модернизации станций более быстрыми темпами. Однако бич энергетиков - отсутствие правильно выстроенных финансовых потоков. В год энергосистема потребляет более $100 млн. Необходимая для Лукомльской станции сумма в $70 млн. вполне под силу энергосистеме, однако строительно-ремонтные работы, энергосбережение забирают львиную долю поступлений фонда.

- Считаете ли вы разумным тратить до половины инновационного фонда на энергосберегающие мероприятия во всей системе народного хозяйства?

- Это абсолютно неправильно, поскольку деньги в распыленном варианте не приносят ожидаемого результата и не контролируются собственником, в данном случае - государством. Только целевое вложение в проекты, оцененные как высоко окупаемые, принесут собственнику дивиденды и повысят капитализацию конкретных объектов, а значит, и страны в целом.

ЛИШНЕЕ ЗВЕНО

- Государство как собственник, сегодня эффективно распоряжается энергосистемой?


- Думаю, еще не пришло время менять форму собственности в энергетике. Государство может быть более эффективным собственником. Просто для этого необходимо использовать традиционно отработанные в мировой практике механизмы управления.

- Согласно проекту Концепции реорганизации энергосистемы Беларуси, до 1 октября концерн «Белэнерго» должен был быть реорганизован. Сейчас эти сроки отнесены как минимум на полгода. Но проблема остается. Как вы считаете, какая форма наиболее эффективная для управления энергетикой в наших условиях?

- Это очень серьезный вопрос, требующий работы не одного десятка специалистов. Можно говорить о том, что более эффективен опыт скандинавских стран, Франции или Германии. На мой взгляд, при любой форме должна присутствовать заинтересованность собственника во вложениях, в возвратности средств, независимо от того, частный это капитал или государственный. В Беларуси концерн «Белэнерго», хоть это многим и не понравится, лишнее звено. Думаю, правильно будет наделить генерирующие станции правом юридического лица. Другое дело, как упорядочить взаимодействие производителя и потребителя, как решить вопросы цены… В любом случае, энергосектор должен оставаться государственной монополией, как и транзит. Это самое ценное, что имеет Беларусь.

- Схема реорганизации РАО «ЕЭС России» эффективна?

- Российская схема претерпела столько изменений, что сегодня сложно сказать, оптимальна ли она. В нашей стране другой масштаб и другая возможность управлять энергосистемой. Главное - эффективное финансовое и административное управление. Если его нельзя обеспечить, нужно разделить концерн на то количество субъектов, которыми можно управлять. В Беларуси проще навести порядок, чем в России.

- Период первого министра энергетики Владимира Герасимова, который руководил отраслью в 90-е гг., - это достижение или застой?

- Если бы у нас в 90-х гг. была проведена модернизация, мы бы сегодня не зависели от стоимости газа. Посмотрите: до 70% всего газа потребляет энергетика. Если бы наша энергосистема потребляла меньше газа при более высоких показателях кпд, то повышение цены на газ с $20 до $70 не сказалось бы так на нашей экономике.

- А в 90-е уже были разработаны проекты, которые сегодня предлагают производители?

- В частности, статор для генератора Лукомльской ГРЭС, контракт на который мы подписали три с половиной года назад, мог быть предложен еще в 1993г.

- Проспали?

- Если говорить об эффективности вложения средств, то да. Хотя неправильно сегодня оценивать то, что было вчера. Тогда была другая макроэкономическая обстановка и почти никакой управляемости. Даже сегодня, когда все топ-менеджеры энергосистемы понимают, что модернизация крупных станций эффективна, все равно происходит задержка из-за отсутствия финансовых ресурсов, поскольку инвестфонд фактически «размыт». Если бы $70 млн. направили за год на Лукомльскую ГРЭС, спустя два года все увидели бы результат, и капитализация станции увеличилась бы сразу на $200 млн. Основная задача бизнеса - капитализация отдельных объектов и страны в целом. А социальное распыление не дает видимой отдачи в масштабах макроэкономики страны.

ДЕНЬГИ БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

- Ваша компания наряду с холдингом Владимира Потанина «Интеррос» - один из учредителей «Белросбанка». Зачем вам понадобился банк в Беларуси?


- Сегодня конкурентная борьба настолько жесткая, что заставляет равняться на мировых лидеров. Западные компании предоставляют финансовые ресурсы в виде товарных поставок или связанных кредитов, с поправкой на рисковый показатель той или иной страны. Мы считаем, что вложения в энергосистему Беларуси вполне выгодны и возвратны. Необходимо только эффективно вложить деньги.

- И это, мягко говоря, несмотря на малопродуктивный опыт работы «ОНЭКСИМбанка» - интерросовского банка, владельца контрольного пакета «Минсккомплексбанка» - в конце 90-х гг. в Беларуси?

- Опыт работы не был связан с государством.

- Но ставка делалась на госпредприятия, в частности, «Горизонт», «Интеграл», МЗКТ.

- Это были управленческие просчеты «Минсккомплексбанка». Я не снимаю с себя вину, поскольку «Яровит» имел там 12% акций. Но мое изначальное убеждение заключалось в том, что выдача кредитов тому же МЗКТ или Гомельскому жировому комбинату должна была находиться под постоянным контролем. Нужно было выделять кредит под управляющую компанию, тогда не было бы проблем с возвратом средств. Наверное, эти средства будут возвращены, но порог ликвидности банка серьезно снижен. И сегодня, когда мы предлагаем финансирование производства энергооборудования и привлекаем в проект банк, - мы говорим, что на самом деле должны быть на 100% защищены от невозвратности средств путем дополнительной гарантии со стороны правительства или Нацбанка. Также мы говорим о мировой практике: средства, полученные от более эффективной работы энергооборудования, должны накапливаться в соответствующем фонде и направляться целевым образом на погашение кредита, а не на латание дыр в других местах.

- В каких проектах будет участвовать «Белросбанк»?

- Совместно с «Силовыми машинами» и «Машпроект-Зарей» мы предлагаем связанное финансирование для ускорения модернизации второго и, возможно, третьего блока на Березовской ГРЭС. Также рассматриваем продолжение реконструкции Лукомльской ГРЭС, Витебской ТЭЦ. Будем участвовать в тендере по Минской ТЭЦ-3.

- О каком объеме финансирования идет речь?

- На ближайшее время мы согласовываем проекты на $60 млн. Процентные ставки и условия - это вопрос переговоров с кредитором и конечным потребителем ресурсов. Мы понимаем, что деньги есть и в белорусской банковской системе и что западные деньги гораздо дешевле. Наша задача - сформировать определенный имидж белорусской энергосистемы, чтобы можно было привлечь к финансированию этих проектов западных партнеров.

- Какие еще проекты вы считаете эффективными в ближайшее время?

- В ближайшее время я не исключаю развитие Минской ТЭЦ-5, где могут быть установлены парогазовые установки с дополнительной мощностью до 450-540 МВ в зависимости от того, какая газовая турбина будет здесь применена. Затем Минская ТЭЦ-4, Гомельская ТЭЦ-2.

- Чего сегодня не хватает энергосистеме, чтобы развиваться оптимально, мобильно и совершенствовать структуру?

- Наверное, желания брать на себя ответственность. Большинство чиновников предпочитает страховаться, не принимая решений, чем за что-то отвечать.

- Что спасет ситуацию?

- Сильные люди, которые в сложной ситуации могут принять волевое решение, взять на себя ответственность. Минэнерго за последний год сделало большой рывок вперед. Надеемся, что и дальше оно будет флагманом перемен.
Добавить комментарий
Проверочный код