Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№31 (398) 18 августа 2003 г. Экономика

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ БЕЗ КОММЕРСАНТОВ

18.08.2003
Наталья ГРИБ

В августе поставки нефти в Беларусь осуществляют только отечественные госструктуры и отдельные ресурсодержатели. В перечне поставщиков нефти больше нет коммерсантов. Их место заняла компания управления делами президента Беларуси «Белая Русь». Итогом передела нефтяного рынка страны стало создание основы для политических кампаний. Если «Газпром» поддерживает выборы президента России, то «Белой Руси» предназначена роль кошелька для референдума, ближайших парламент-ских и президентских выборов в Беларуси. Впрочем, пока ей надо раскрутиться и набрать обороты.

ПОСТАВЩИКИ КАК НА ПОДБОР

месяца понадобилось Александру Лукашенко для того, чтобы окончательно «разобраться» с коммерческими нефтетрейдерами Беларуси. В апреле он начал подписывать протоколы поставки нефти в Беларусь, а в июле на совещании по вопросам импорта энергоресурсов уже поставил вопрос ребром: почему государству самому не зарабатывать на этих поставках, если они высокодоходны? 17 июля президент заявил, что интерес коммерсантов к нефтерынку обоснован высокими прибылями в этом виде бизнеса, однако «необходимо уходить от посредничества, находить контакты и работать напрямую с поставщиками». Поэтому «государство должно принимать больше участия в поставках энергоносителей», что пополнит республиканский бюджет дополнительно на $100-120 млн., «а также предотвратит коррупцию в этой сфере».

Будет ли положена в бюджет именно эта сумма уже в 2004г., не станем прогнозировать - конъюнктура мировых цен на нефть, как известно, вещь малопредсказуемая. Однако в нынешнем году, когда цены постоянно идут вверх, Беларусь имеет возможность закупать нефти в полтора раза больше, чем в минувшие годы (за 7 месяцев в Беларусь поставлено на переработку 9,65 млн. тонн нефти). В условиях избытка предложений со стороны российских ресурсодержателей белорусские нефтетрейдеры зарабатывают хорошие деньги на больших оборотах.

В этой связи интересно посмотреть перечень поставщиков. В августе квоты на поставки нефти распределены следующим образом. Нефтеперерабатывающий завод «Нафтан» имеет право ввоза 345 тыс. тонн, Мозырский НПЗ - 240 тыс. тонн. Две дочерние структуры «Славнефти» - 290 тыс. тонн. Эта троица лидеров идет в нынешнем году с большим отрывом от всех остальных. И, как видно, поставляет почти 900 тыс. тонн - две трети месячных поставок.

Отличительной чертой августа стало удвоение квот для «Белой Руси». В августе компания может ввезти на переработку 200 тыс. тонн нефти. Это явление заслуживает отдельного анализа. Дело в том, что «Белая Русь» до сих пор довольно слабо работала на рынке нефти и нефтепродуктов (январь-май - 20-30 тыс. тонн, июнь-июль - 100 тыс. тонн), поэтому выход на столь большие объемы чреват серьезными рисками. А поскольку деньги здесь крутятся государственные, рисковать надо продуманно.

Один из оставшихся нефтетрейдеров прокомментировал «Белоруской газете» возможные риски такого положения дел: «Пока происходит подъем на рынке, всем работать легко. Однако нефтяной рынок крайне неустойчив, и когда он пойдет на спад, мы разберемся внутри компании, материнская компания нас поддержит в случае непривлекательности работы на белорусском рынке. А вот что будут делать те, кто работает с государственными деньгами, - это большой вопрос».

Пока «Белая Русь» не наберет обороты самостоятельно, она предлагает работать под своей маркой мелким нефтетрейдерам, которые изучили особенности рынка и его риски. По неподтвержденной информации, компания «Без проблем», поставлявшая в последние годы по 20-30 тыс. тонн нефти в месяц, уже работает по предложенной схеме. Не исключено, что и другие мелкие коммерсанты найдут свое место под крышей «Белой Руси». Впрочем, гораздо эффективнее привлечь менеджеров бывших коммерческих структур, изучивших все ходы и выходы в российской «нефтянке». Они смогли бы принести больше пользы государству в поиске дешевых энергоресурсов и выполнить приказ президента Беларуси о «снижении стоимости закупки первичных энергоносителей».

Еще три нефтетрейдера идут ноздря в ноздрю, обеспечивая три сотни тонн в месяц. Это концерн «Белнефтехим», традиционно поставляющий 100 тыс. тонн, добывающее предприятие «Беларусьнефть», перерабатывающее меньше обычного, - 100 тыс. тонн., и литовская компания «Литаско» - 90 тыс. тонн. Последняя компания - дочерняя структура «Лукойла» и перерабатывает нефть на условиях продажи такого же объема сырой нефти предприятиям концерна «Белнефтехим».

Остается добавить, что ни «Бурстроя», ни даже лояльного президенту «Трайпла» нет в перечне нефтетрейдеров на август. Такие киты как «Юкола», «Юримекс» и «Швебел», в списках «живых» не значатся. Тем самым июньский прогноз «Белорусской газеты» относительно окончательного передела рынка нефти в пользу госструктур полностью оправдался. Передел завершен. На рынке остались только госпредприятия, две вертикально интегрированные добывающие компании России и одна государственно-коммерческая структура – «Белая Русь».

«СЛАВНЕФТЬ» ПОКА РАБОТАЕТ

Информация о возвращении Тюменской нефтяной компании на белорусский нефтерынок пока не подтвердилась. «Славнефть» работает под своим брендом. Глава представительства «Славнефти» в Беларуси Сергей Шевченко опроверг слухи о том, что дочерние компании в Беларуси закрываются, а останется лишь представительство. По словам нашего собеседника, квоты на переработку нефти для «Славнефти» остаются стабильными с начала года. В августе «Славнефть-Старт» поставит 180 тыс. тонн, «Славнефть-МНПЗ-2» - 110 тыс. На протяжении года компания помогает белорусскому селу топливом. С февраля по июль «Славнефть» отгрузила 50 тыс. тонн солярки и 5,26 тыс. тонн низкооктанового бензина А-76 по цене на 20% ниже рыночной.

Как сообщил Шевченко, его компания приобрела нефтебазу в Витебске, на стадии - покупка еще трех нефтебаз в Гродно, Барановичах и Пинске, продолжается реконструкция уже имеющихся нефтебаз в Столбцах, Борисове, Глубоком и Вилейке. К уже имеющимся 28 автозаправочным станциям в течение нынешнего и следующего года добавятся еще 12 АЗС, и к концу 2004г. «Славнефть» рассчитывает создать сеть из 40 АЗС.

ПОРУЛИТЬ ЦЕНАМИ

В июле Лукашенко потребовал от Минэнерго и концерна «Белнефтехим» установить «жесткий контроль за ценообразованием в отрасли». По правде сказать, ценообразование в отрасли установлено и так чрезвычайно жесткое. Власти отменили универсальную лицензию на оптовую торговлю нефтепродуктами для коммерческих АЗС. В условиях когда закупочные цены на нефтепродукты очень высоки, а розничные искусственно занижены, рентабельность по всем видам топлива на АЗС практически равна нулю. Автозаправочный комплекс в системе «Белнефтехим» поддерживает оборотные средства за счет продажи нефтепродуктов оптом. АЗС вертикально интегрированных российских компаний «Славнефть» и «Лукойл» выкарабкиваются за счет построения всей цепочки переработки от добычи до продажи конечного продукта. Остальным владельцам АЗС остается работать на 5-7% прибыльности, в которые необходимо вместить все расходы по розничной продаже бензина.

В итоге владельцы АЗС в этом году фактически не платят налог на прибыль. А государство добирает налоговую нагрузку от налога с продаж. В целом же проблема высокой цены на бензин заключается не только и не столько в растущей закупочной цене на нефть, сколько в налоговой нагрузке. Например, в цене высокооктанового бензина АИ-92 заложено 65% налогов. Так что, покупая дорогой бензин, водители должны понимать, что их обдирает родное государство, а не коммерсанты, которых склоняют на каждом углу.

Между тем заниженный уровень рентабельности не позволяет в нынешнем году коммерческим структурам расширять сеть автозаправок. Более того, «Белнефтехим» ставит задачу увеличить пропорции государственных АЗС против коммерческих. Сегодня в Минске выдержана паритетность в формах собственности. Однако коммерсантам в последнее время практически невозможно получить разрешение на строительство АЗС. Государство, подмяв под себя рынок нефти, похоже, намерено сделать то же самое с рынком нефтепродуктов. Хотя во втором случае речь идет об ином уровне доходности бизнеса. И, кроме того, не следует забывать, что розничная продажа нефтепродуктов - это в первую очередь сервис, по которому определяют уровень жизни в стране. Хотелось бы, чтобы этот уровень не снижался из-за желания высших эшелонов власти переделить финансовые потоки в пользу госструктур. В конце концов, конечный покупатель должен иметь выбор при заправке автомобиля.
Добавить комментарий
Проверочный код