Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№29 (396) 04 августа 2003 г. Тема недели

ТЕЛЕ-ЕЛЕ-ВИДЕНИЕ

04.08.2003
Янка ГРЫЛЬ

Что объединяет белорусов в национальную общность? Долготерпение и рассудительность, о которых мы твердим уже второе десятилетие? Память о ВКЛ, БНР и битве под Оршей, как наивно полагает национально мыслящая интеллигенция? Nostalgie по совку, как не менее наивно думают глашатаи государственной идеологии? Нет, нет и еще раз нет. Один из структурообразующих принципов белорусской нации - нелюбовь к национальному ТВ. Считается, что смотреть его непрестижно, несовременно, глупо и бессмысленно. В среде демократически мыслящих молодых людей за признание того, что на БТ есть интересные программы и талантливые люди, можно запросто получить в «бубен». Получается парадоксальная ситуация: гражданин платит налоги, которые уходят на содержание ТВ, а потом сам же его не смотрит, хуже того - костерит в хвост и в гриву. Инерция? Национальный обычай? Способ самосохранения? Как знать… Но накануне нового телесезона хотелось бы перемен в многострадальном эфире белорусского теле-еле-видения. Перемен к лучшему.

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ГОЛУБОГО ЭКРАНА

Качество отечественного эфира - вопрос не только государства, но и общества. А белорусское общество помимо «памяркоўнасцi» и «талерантнасцi» искони славилось партизанской привычкой зарыться поглубже в землянку, повесить в изголовье ржавую берданку и хранить гордое молчанье. Наш телезритель не приучен к диалогу: он боится ляпнуть что-нибудь «не в лыко», он не умеет толком выразить свою мысль ни по-белорусски, ни по-русски, ни даже на «трасянке», и вообще побаивается, как бы за излишнюю говорливость ему не дали по шапке. За всех говорит один политический деятель, которому и доверили главный государственный пост, зная, что за словом в карман не полезет.

Где, скажите, у нас белорусская телевизионная критика, свои Ирины Петровские и Анри Вартановы? Где - на уровне, доступном не слишком замыленному обывательскому глазу, - конкуренция и полемика между ведущими отечественными телеканалами? Где культовые персоны и знаковые фигуры? Информация, как и река, предполагает постоянное движение, смену лиц, впечатлений, образов. Болото не в пример спокойнее и разнообразнее в плане обитающей там фауны, но на нем нет никакой динамики: только лирическое сопрано лягушек и равнодушное хлюпанье трясины…

Белорусское телевидение и белорусское общество, к сожалению, существуют независимо друг от друга и абсолютно самодостаточны. Государство является владельцем БТ-1 и держателем контрольного пакета акций ЗАО «Второй национальный телеканал» (ОНТ) и ЗАО «Столичное телевидение» (СТВ), т.е. по существу монополистом национального эфира. Периодически, дабы напомнить о своем праве первой эфирной ночи, оно грозится перекрыть все российские каналы, наплодив на их месте новых белорусских - на базе БТ или областного вещания. Реакция общества проявляется в резком спросе услуг на кабельное и спутниковое телевидение. «Какой уклон хуже - левый или правый?» - спросили как-то у «отца народов». «Оба хуже», - ответил мудрый вождь. Да, нужен качественный национальный информационный продукт. Но продвигать его за счет ограничения доступа к остальным бессмысленно: телезритель будет пытаться увидеть их хоть через дырку в заборе, хоть через кабель, хоть через антенну.

БТ FOREVER

Если касаться Первого национального, то за него особенно обидно. Потому что именно этот канал должен быть визитной карточкой страны. От БТ-1 требуют всего и сразу, для всех слоев населения и во всех жанрах: комбайнерам - лявониху и гопака; домохозяйкам - «мыльных опер»; огородникам - советов по правильному разбрасыванию навоза на грядке; национальной интеллигенции - разговоров с ней же, национальной интеллигенцией, и о ней же, любимой; жаждущим зрелищ половозрелым и социально активным лицам обоих полов - качественной «развлекухи»… Итог предсказуем: тинейджер, включая телевизор, натыкается на бесконечную фольклорную трясуху-потоптуху вокруг кадки соленых огурцов, сельские старушки приходят в ужас от безудержного канкана на перекрестках и панелях Европы, а национальная интеллигенция слушает Евгения Новикова и навсегда теряет способность изъясняться как устно, так и письменно…

Между тем на канале имеют место быть интересные программы, талантливые кадры и радужные перспективы. Хотя бы то, что с ночным эфиром мы опередили РТР, уже вселяет надежду. Просто все это теряется в программной сетке, административной неразворотливости и излишней любви к идеологии.

Да, сложно в кустарных условиях склепать из танка Т-55 советской поры элегантный «шестисотый мерс». Но придется. Потому что это - Первый. Потому что - Национальный. Потому что основные технические, интеллектуальные и (пардон!) административные ресурсы сосредоточены именно здесь. Если переадресовать все идеологически окрашенные упреки к АТН, нельзя не признать, что БТ-1 потихоньку растет. Вопрос в том, когда массовая аудитория вкусит плоды этого роста.

ПРОПАГАНДА ПОСТФАКТУМ

Ежу понятно, государство проводило, проводит и будет проводить в подконтрольном эфире свою политику. Корить его за это бессмысленно. Электронные медиа - мощный и эффективный инструмент пропаганды, и это отлично понимают не только отдельные оппозиционно настроенные граждане, с кривой ухмылкой щелкающие пультом, когда им опять, как и много десятилетий подряд, начинают перечислять, сколько гектаров и центнеров в колхозе «40 лет без урожая» окучено, вспахано и перемолото. Это понимает прежде всего государство. Но в последние годы пропагандистские жанры на БТ, в свое время любовно взращенные к тогдашним выборам и референдумам, понемногу чахнут.

Наша телепропаганда, как референт с папочкой под мышкой, мчится вслед за неукротимым полетом мысли главы государства, отставая на шаг, на два, на три… Короче, пропаганда postfactum. Она уже чаще просто цитирует, чем комментирует, а процитировав, вновь погружается в глубокомысленное олигофреническое молчание, ожидая, что еще скажет Сам. Это вам не западные пиарщики, за полгода готовящие общественное мнение к очередному изгибу генеральной линии. Операцию по трепанации черепа нельзя сделать за пару минут посредством удара обухом по голове. Тем более, если держишь обух в руках первый раз.

Когда дамы околобальзаковского возраста в компании заведомо здравомыслящего молодого человека комментируют особо скользкие моменты текущей политической ситуации с теми же интонациями, с которыми их товарки обсуждают цены на растительное масло, подсознательно настраиваешься на покупку масла, а не на поддержку политики президента и правительства. Когда отставной правозащитник создает жанр на грани стилистики театра «Христофор» и видеосъемки патологоанатомической экспертизы, не хватает сил ни на смех, ни на испуг. Когда вам терпеливо объясняют, насколько по тому или иному индексу ООН, ЮНЕСКО или ВОЗ Беларусь обогнала Россию и прочих соседей, не забывая указать, что место РФ - где-то рядом с островом Маврикий, поневоле охватывает не гордость за РБ, не стыд за РФ, а жгучее любопытство: а как там на Маврикии?

Не берусь утверждать, что душераздирающий скрежет «тайных пружин политики» благозвучнее нынешней какофонии в политэфире. Но Муза пропаганды - слишком нежное создание: если делать ее то разгневанной фурией, то угрюмой заторможенной букой, то она будет работать против самой же власти эффективнее всех резидентур зарубежных разведок.

ОНТ: БТ ДЛЯ ДИАБЕТИКОВ

Идея открыть «БТ с человеческим лицом» или даже «БТ для диабетиков» давно витала в коридорах власти. Для ее реализации в ОНТ было востребовано изрядное количество профессионалов - от Андрея Остроуха («ФИТ») и Юрия Игруши («Око») до Егора Хрусталева. Понятна директорская гордость Григория Киселя: наконец в Беларуси появился канал, демонстрирующий новое качество вещания!

Исток успехов ОНТ прост: более или менее симпатичные ведущие, отобранные на кастинге, легкая стилизация под ОРТ, журналистская оперативность, нарочито приближенный к домашнему очагу формат «Наших новостей» и «Контуров» и т.д. - вплоть до грамотно разработанного логотипа, правильно подобранного слогана и изящно повязанного галстука. Ну и самое главное ноу-хау - программная сетка ОРТ.

Увы, при всех своих достоинствах ОНТ не стало ни «обще-», ни «национальным», произведя всего три собственных программных продукта. Бесконфликтность в трактовке собранного материала и стремление любой ценой обнаружить жемчужное зерно позитива в месиве социально-экономических реалий, напоминающих известную субстанцию из крыловской басни, заводит в тупик. Накануне своей годовщины «Наши новости» растрогали автора этих строк сюжетом о больных туберкулезом, которые под водительством врачей ремонтируют собственный санаторий. Фабула для Кафки была пересказана корреспондентом в тональности: «Если звезды зажигают…»

Наверное, на ОНТ отрезвляюще подействовало несколько высочайших окриков по поводу излишней критичности. Узлы на галстуках ведущих стали немного туже, в студиях запахло казенщиной, а количество орфоэпических ошибок спецкоров возросло настолько, что возникло подозрение, будто они буквально истолковали пожелания главы государства. Итог: все большее количество белорусов, искренне отождествлявших ОНТ с ОРТ, понимает, что имеет дело с информационным продуктом местного розлива. Так что нужно двигаться дальше. Причем «не вместо, а вместе», учитывая наличие сильной команды и неплохого опыта.

СТВ: NO COMMENTS

Про третий национальный канал пока сказать нечего, потому что национальным он сделался совсем недавно, а столичным так и не научился быть за все время своего существования. Ей-богу, я бы предпочел в промежутках между программами RenTV просто слушать Александра Зимовского и знакомиться с историей минских закоулков: остальное выглядит довольно сыро. Впрочем, по законам диалектики, регресс неизбежно сменяется прогрессом.

ОДИН УДАР - ЕЩЕ НЕ PR

Многообещающий знак перемен к лучшему - осознание конкуренции между каналами и реализация этой конкуренции во всевозможных промо-акциях. Безусловным лидером тут до сих пор являлось ОНТ. Но даже самые нашумевшие PR-начинания Общенационального несут на себе печать двусмысленности. Порою незначительная деталь, как соломинка, способная переломить хребет верблюду, дробит концептуальный каркас тщательно выстроенного действа. Стоило ли в декабре 2002г. сгонять 2,5 тыс. белорусов на коллективное исполнение обновленного гимна, собирать дорогостоящую технику со всей страны и везти недостающее из Москвы, перекрывать движение в центре Минска и тратить около $45 тыс., если внимательный зритель отметил как минимум два смысловых «ляпа»? Поющая гимн толпа стоит на лютом морозе спиной к Кафедральному собору и лицом к месту «белорусской Ходынки», на «Немизе кровави брезе», где «снопы стелютъ головами» (см. «Слово о полку Игореве»). Это больше напоминает коллективное жертвоприношение, чем акт массового патриотизма.

БТ «пиарится» куда слабее, хотя привлекает для этого Институт общественных связей. Да, Первый национальный может похвастаться победами: открытие прошлого телевизионного сезона прошло вполне удачно. Но в целом архаичная машина грузна и неповоротлива: даже о пустяшной пресс-конференции нашим акулам пера порой сообщают менее чем за сутки. Меняя эфирную сетку в начале сезона, БТ могло бы обзавестись нормальными оргструктурами, ответственными за промоушн канала, иначе о переменах никто не узнает. Внятное и элегантное позиционирование порою оказывается эффективнее, чем кадровая перетряска. Если на Макаенка, 9 «запиарят» всерьез, профессионально, то на остальных национальных телечастотах у ведущих просто отвиснут челюсти.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ

Самый характерный показатель образа жизни и ценностей нашего общества - содержимое рекламных телеврезок. С шумом перекрыв рекламные паузы на ретранслируемых российских телеканалах, государство сначала попыталось продавать эфирное время самостоятельно. В результате вместо прохладительных напитков, прокладок и моющих средств мы день и ночь лицезрели исчезающих зверей, птиц и пресмыкающихся родного края.

Когда продажу эфирного времени на самом лакомом сегменте ТВ-пирога (ОНТ и РТР, 65% рейтинговой доли рынка телерекламы) поручили частной структуре - СООО «ВидеоИнтернешнл», сразу появились и деньги, и рекламодатели, и конкуренция. По инерции более или менее коммерчески успешно заработала и рекламная дирекция БТ. По независимым оценкам, объем рынка телевизионной рекламы с 1999г. вырос в 2-2,5 раза. И это радует.

Не радует другое. Сравните качество отечественных рекламных роликов с качеством западных или даже российских. При всех скидках, которые понапридумывали для белорусского производителя, он предпочитает не просто дешевый, но и эстетически ущербный продукт. Ролик про волков, собравшихся «брать» Слуцкий мясокомбинат, сделал автора этих строк вегетарианцем, слоган «У нас дешевле» навсегда отучил от попыток экономить, а бесчисленные бобры с зубными щетками и мастерками, топорно слизанные с западных аналогов, заставили усомниться в собственной любви к отечественной фауне. Слава Богу, кабельное ТВ минимизировало мой личный контакт с рекламными поделками местных кустарей.

Деньги не пахнут, но накануне начала нового сезона «ВидеоИнтернешнл» и рекламной дирекции НГТРК стоило бы организовать худсовет по рекламе наподобие того, что действует при Мингороформлении. Рекламный эфир тоже грех засорять видеомусором, размещенным отечественным производителем с 90-процентной скидкой. Эфир, он, знаете ли, весьма тонкая субстанция… Даже если это эфир нашего многострадального теле-еле-видения, которое мы порой ругаем, не удосужившись посмотреть.
Добавить комментарий
Проверочный код