Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (396) 04 августа 2003 г. Тема недели

ТЕЛЕ-ЕЛЕ-ВИДЕНИЕ

04.08.2003
Янка ГРЫЛЬ

Что объединяет белорусов в национальную общность? Долготерпение и рассудительность, о которых мы твердим уже второе десятилетие? Память о ВКЛ, БНР и битве под Оршей, как наивно полагает национально мыслящая интеллигенция? Nostalgie по совку, как не менее наивно думают глашатаи государственной идеологии? Нет, нет и еще раз нет. Один из структурообразующих принципов белорусской нации - нелюбовь к национальному ТВ. Считается, что смотреть его непрестижно, несовременно, глупо и бессмысленно. В среде демократически мыслящих молодых людей за признание того, что на БТ есть интересные программы и талантливые люди, можно запросто получить в «бубен». Получается парадоксальная ситуация: гражданин платит налоги, которые уходят на содержание ТВ, а потом сам же его не смотрит, хуже того - костерит в хвост и в гриву. Инерция? Национальный обычай? Способ самосохранения? Как знать… Но накануне нового телесезона хотелось бы перемен в многострадальном эфире белорусского теле-еле-видения. Перемен к лучшему.

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ГОЛУБОГО ЭКРАНА

Качество отечественного эфира - вопрос не только государства, но и общества. А белорусское общество помимо «памяркоўнасцi» и «талерантнасцi» искони славилось партизанской привычкой зарыться поглубже в землянку, повесить в изголовье ржавую берданку и хранить гордое молчанье. Наш телезритель не приучен к диалогу: он боится ляпнуть что-нибудь «не в лыко», он не умеет толком выразить свою мысль ни по-белорусски, ни по-русски, ни даже на «трасянке», и вообще побаивается, как бы за излишнюю говорливость ему не дали по шапке. За всех говорит один политический деятель, которому и доверили главный государственный пост, зная, что за словом в карман не полезет.

Где, скажите, у нас белорусская телевизионная критика, свои Ирины Петровские и Анри Вартановы? Где - на уровне, доступном не слишком замыленному обывательскому глазу, - конкуренция и полемика между ведущими отечественными телеканалами? Где культовые персоны и знаковые фигуры? Информация, как и река, предполагает постоянное движение, смену лиц, впечатлений, образов. Болото не в пример спокойнее и разнообразнее в плане обитающей там фауны, но на нем нет никакой динамики: только лирическое сопрано лягушек и равнодушное хлюпанье трясины…

Белорусское телевидение и белорусское общество, к сожалению, существуют независимо друг от друга и абсолютно самодостаточны. Государство является владельцем БТ-1 и держателем контрольного пакета акций ЗАО «Второй национальный телеканал» (ОНТ) и ЗАО «Столичное телевидение» (СТВ), т.е. по существу монополистом национального эфира. Периодически, дабы напомнить о своем праве первой эфирной ночи, оно грозится перекрыть все российские каналы, наплодив на их месте новых белорусских - на базе БТ или областного вещания. Реакция общества проявляется в резком спросе услуг на кабельное и спутниковое телевидение. «Какой уклон хуже - левый или правый?» - спросили как-то у «отца народов». «Оба хуже», - ответил мудрый вождь. Да, нужен качественный национальный информационный продукт. Но продвигать его за счет ограничения доступа к остальным бессмысленно: телезритель будет пытаться увидеть их хоть через дырку в заборе, хоть через кабель, хоть через антенну.

БТ FOREVER

Если касаться Первого национального, то за него особенно обидно. Потому что именно этот канал должен быть визитной карточкой страны. От БТ-1 требуют всего и сразу, для всех слоев населения и во всех жанрах: комбайнерам - лявониху и гопака; домохозяйкам - «мыльных опер»; огородникам - советов по правильному разбрасыванию навоза на грядке; национальной интеллигенции - разговоров с ней же, национальной интеллигенцией, и о ней же, любимой; жаждущим зрелищ половозрелым и социально активным лицам обоих полов - качественной «развлекухи»… Итог предсказуем: тинейджер, включая телевизор, натыкается на бесконечную фольклорную трясуху-потоптуху вокруг кадки соленых огурцов, сельские старушки приходят в ужас от безудержного канкана на перекрестках и панелях Европы, а национальная интеллигенция слушает Евгения Новикова и навсегда теряет способность изъясняться как устно, так и письменно…

Между тем на канале имеют место быть интересные программы, талантливые кадры и радужные перспективы. Хотя бы то, что с ночным эфиром мы опередили РТР, уже вселяет надежду. Просто все это теряется в программной сетке, административной неразворотливости и излишней любви к идеологии.

Да, сложно в кустарных условиях склепать из танка Т-55 советской поры элегантный «шестисотый мерс». Но придется. Потому что это - Первый. Потому что - Национальный. Потому что основные технические, интеллектуальные и (пардон!) административные ресурсы сосредоточены именно здесь. Если переадресовать все идеологически окрашенные упреки к АТН, нельзя не признать, что БТ-1 потихоньку растет. Вопрос в том, когда массовая аудитория вкусит плоды этого роста.

ПРОПАГАНДА ПОСТФАКТУМ

Ежу понятно, государство проводило, проводит и будет проводить в подконтрольном эфире свою политику. Корить его за это бессмысленно. Электронные медиа - мощный и эффективный инструмент пропаганды, и это отлично понимают не только отдельные оппозиционно настроенные граждане, с кривой ухмылкой щелкающие пультом, когда им опять, как и много десятилетий подряд, начинают перечислять, сколько гектаров и центнеров в колхозе «40 лет без урожая» окучено, вспахано и перемолото. Это понимает прежде всего государство. Но в последние годы пропагандистские жанры на БТ, в свое время любовно взращенные к тогдашним выборам и референдумам, понемногу чахнут.

Наша телепропаганда, как референт с папочкой под мышкой, мчится вслед за неукротимым полетом мысли главы государства, отставая на шаг, на два, на три… Короче, пропаганда postfactum. Она уже чаще просто цитирует, чем комментирует, а процитировав, вновь погружается в глубокомысленное олигофреническое молчание, ожидая, что еще скажет Сам. Это вам не западные пиарщики, за полгода готовящие общественное мнение к очередному изгибу генеральной линии. Операцию по трепанации черепа нельзя сделать за пару минут посредством удара обухом по голове. Тем более, если держишь обух в руках первый раз.

Когда дамы околобальзаковского возраста в компании заведомо здравомыслящего молодого человека комментируют особо скользкие моменты текущей политической ситуации с теми же интонациями, с которыми их товарки обсуждают цены на растительное масло, подсознательно настраиваешься на покупку масла, а не на поддержку политики президента и правительства. Когда отставной правозащитник создает жанр на грани стилистики театра «Христофор» и видеосъемки патологоанатомической экспертизы, не хватает сил ни на смех, ни на испуг. Когда вам терпеливо объясняют, насколько по тому или иному индексу ООН, ЮНЕСКО или ВОЗ Беларусь обогнала Россию и прочих соседей, не забывая указать, что место РФ - где-то рядом с островом Маврикий, поневоле охватывает не гордость за РБ, не стыд за РФ, а жгучее любопытство: а как там на Маврикии?

Не берусь утверждать, что душераздирающий скрежет «тайных пружин политики» благозвучнее нынешней какофонии в политэфире. Но Муза пропаганды - слишком нежное создание: если делать ее то разгневанной фурией, то угрюмой заторможенной букой, то она будет работать против самой же власти эффективнее всех резидентур зарубежных разведок.

ОНТ: БТ ДЛЯ ДИАБЕТИКОВ

Идея открыть «БТ с человеческим лицом» или даже «БТ для диабетиков» давно витала в коридорах власти. Для ее реализации в ОНТ было востребовано изрядное количество профессионалов - от Андрея Остроуха («ФИТ») и Юрия Игруши («Око») до Егора Хрусталева. Понятна директорская гордость Григория Киселя: наконец в Беларуси появился канал, демонстрирующий новое качество вещания!

Исток успехов ОНТ прост: более или менее симпатичные ведущие, отобранные на кастинге, легкая стилизация под ОРТ, журналистская оперативность, нарочито приближенный к домашнему очагу формат «Наших новостей» и «Контуров» и т.д. - вплоть до грамотно разработанного логотипа, правильно подобранного слогана и изящно повязанного галстука. Ну и самое главное ноу-хау - программная сетка ОРТ.

Увы, при всех своих достоинствах ОНТ не стало ни «обще-», ни «национальным», произведя всего три собственных программных продукта. Бесконфликтность в трактовке собранного материала и стремление любой ценой обнаружить жемчужное зерно позитива в месиве социально-экономических реалий, напоминающих известную субстанцию из крыловской басни, заводит в тупик. Накануне своей годовщины «Наши новости» растрогали автора этих строк сюжетом о больных туберкулезом, которые под водительством врачей ремонтируют собственный санаторий. Фабула для Кафки была пересказана корреспондентом в тональности: «Если звезды зажигают…»

Наверное, на ОНТ отрезвляюще подействовало несколько высочайших окриков по поводу излишней критичности. Узлы на галстуках ведущих стали немного туже, в студиях запахло казенщиной, а количество орфоэпических ошибок спецкоров возросло настолько, что возникло подозрение, будто они буквально истолковали пожелания главы государства. Итог: все большее количество белорусов, искренне отождествлявших ОНТ с ОРТ, понимает, что имеет дело с информационным продуктом местного розлива. Так что нужно двигаться дальше. Причем «не вместо, а вместе», учитывая наличие сильной команды и неплохого опыта.

СТВ: NO COMMENTS

Про третий национальный канал пока сказать нечего, потому что национальным он сделался совсем недавно, а столичным так и не научился быть за все время своего существования. Ей-богу, я бы предпочел в промежутках между программами RenTV просто слушать Александра Зимовского и знакомиться с историей минских закоулков: остальное выглядит довольно сыро. Впрочем, по законам диалектики, регресс неизбежно сменяется прогрессом.

ОДИН УДАР - ЕЩЕ НЕ PR

Многообещающий знак перемен к лучшему - осознание конкуренции между каналами и реализация этой конкуренции во всевозможных промо-акциях. Безусловным лидером тут до сих пор являлось ОНТ. Но даже самые нашумевшие PR-начинания Общенационального несут на себе печать двусмысленности. Порою незначительная деталь, как соломинка, способная переломить хребет верблюду, дробит концептуальный каркас тщательно выстроенного действа. Стоило ли в декабре 2002г. сгонять 2,5 тыс. белорусов на коллективное исполнение обновленного гимна, собирать дорогостоящую технику со всей страны и везти недостающее из Москвы, перекрывать движение в центре Минска и тратить около $45 тыс., если внимательный зритель отметил как минимум два смысловых «ляпа»? Поющая гимн толпа стоит на лютом морозе спиной к Кафедральному собору и лицом к месту «белорусской Ходынки», на «Немизе кровави брезе», где «снопы стелютъ головами» (см. «Слово о полку Игореве»). Это больше напоминает коллективное жертвоприношение, чем акт массового патриотизма.

БТ «пиарится» куда слабее, хотя привлекает для этого Институт общественных связей. Да, Первый национальный может похвастаться победами: открытие прошлого телевизионного сезона прошло вполне удачно. Но в целом архаичная машина грузна и неповоротлива: даже о пустяшной пресс-конференции нашим акулам пера порой сообщают менее чем за сутки. Меняя эфирную сетку в начале сезона, БТ могло бы обзавестись нормальными оргструктурами, ответственными за промоушн канала, иначе о переменах никто не узнает. Внятное и элегантное позиционирование порою оказывается эффективнее, чем кадровая перетряска. Если на Макаенка, 9 «запиарят» всерьез, профессионально, то на остальных национальных телечастотах у ведущих просто отвиснут челюсти.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ

Самый характерный показатель образа жизни и ценностей нашего общества - содержимое рекламных телеврезок. С шумом перекрыв рекламные паузы на ретранслируемых российских телеканалах, государство сначала попыталось продавать эфирное время самостоятельно. В результате вместо прохладительных напитков, прокладок и моющих средств мы день и ночь лицезрели исчезающих зверей, птиц и пресмыкающихся родного края.

Когда продажу эфирного времени на самом лакомом сегменте ТВ-пирога (ОНТ и РТР, 65% рейтинговой доли рынка телерекламы) поручили частной структуре - СООО «ВидеоИнтернешнл», сразу появились и деньги, и рекламодатели, и конкуренция. По инерции более или менее коммерчески успешно заработала и рекламная дирекция БТ. По независимым оценкам, объем рынка телевизионной рекламы с 1999г. вырос в 2-2,5 раза. И это радует.

Не радует другое. Сравните качество отечественных рекламных роликов с качеством западных или даже российских. При всех скидках, которые понапридумывали для белорусского производителя, он предпочитает не просто дешевый, но и эстетически ущербный продукт. Ролик про волков, собравшихся «брать» Слуцкий мясокомбинат, сделал автора этих строк вегетарианцем, слоган «У нас дешевле» навсегда отучил от попыток экономить, а бесчисленные бобры с зубными щетками и мастерками, топорно слизанные с западных аналогов, заставили усомниться в собственной любви к отечественной фауне. Слава Богу, кабельное ТВ минимизировало мой личный контакт с рекламными поделками местных кустарей.

Деньги не пахнут, но накануне начала нового сезона «ВидеоИнтернешнл» и рекламной дирекции НГТРК стоило бы организовать худсовет по рекламе наподобие того, что действует при Мингороформлении. Рекламный эфир тоже грех засорять видеомусором, размещенным отечественным производителем с 90-процентной скидкой. Эфир, он, знаете ли, весьма тонкая субстанция… Даже если это эфир нашего многострадального теле-еле-видения, которое мы порой ругаем, не удосужившись посмотреть.
Добавить комментарий
Проверочный код