Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (396) 04 августа 2003 г. Экономика

ПРАВИЛА ИГРЫ

04.08.2003
Наталья ГРИБ

* Минэнерго не нужна приватизация * МАЗ-МАN потерял немцев-учредителей

МИНЭНЕРГО НЕ НУЖНА ПРИВАТИЗАЦИЯ

Приватизация ОАО «Белтрансгаз» на российских условиях не имеет смысла, считает заместитель начальника управления инвестиций Министерства энергетики Беларуси Валентин Мацкевич: «Белорусские условия по приватизации «Бел-трансгаза» абсолютно рыночные, либеральные, четкие. Наши условия взвешены и аккуратны».

Стоимость системы «Газпрома» в России - $80 млрд., так что продавать «Белтрансгаз» по балансовой стоимости нет смысла, тем более что предприятие приносит нормальную прибыль, - считает Валентин Мацкевич. По его мнению, правительство любого государства выдвинуло бы те же условия, которые Беларусь предложила «Газпрому». «80% всех энергоресурсов составляет газ. Если продать контрольный пакет «Белтрансгаза», значит, мы продадим контрольный пакет над государством», - заявил чиновник Минэнерго, превзойдя в риторике самого президента.

На прошлой неделе российская пресса активно писала о провале переговоров заместителя председателя «Газпрома» Александра Рязанова в Минске - за $5 млрд. никто ничего покупать не собирается. По всей видимости, «Газпром» склоняется к варианту взять «Белтрансгаз» в управление или просто продолжить коммерческие отношения, как это сделано со странами Балтии и Молдовой. Это означает, что Беларуси предложат газ по ценам $70-80 за тыс. куб.

Валентин Мацкевич в подобный сценарий не верит: «Это блеф. Если повысят цены, как было сделано в Болгарии, Венгрии и других странах бывшего соцлагеря, то появится очень быстрый путь к Западу, очень большой стимул для экономики, так как придется сразу же либерализовать экономику. Что отрежет Беларусь от России. В этом случае Беларусь будет вынуждена идти в Европу. Россия на это не пойдет, если у нее, конечно, нет цели вытолкнуть Беларусь на Запад. Мне кажется, это не в интересах нынешнего россий-ского правительства».

Мацкевич не исключает жесткого давления со стороны «Газпрома» ближайшей осенью, но не верит, что белорусские условия будут пересматриваться. «Газпром» бы устроили наши условия, если была бы угроза прихода другой компании... Но мы имеем дело с монополистом».

Что следует делать? «Следует сокращать долю газа в топливно-энергетическом балансе страны и постепенно приучать экономику Беларуси к высоким ценам на газ. Но для этого требуется реформирование всей экономики для появления у предприятий оборотных средств на оплату энергоресурсов, и конкурентоспособной продукции. Нужно начинать играть по мировым правилам, чтобы, кроме российского, на рынке появился и западный капитал на равных условиях», - рекомендует Мацкевич.

МАЗ-МАN ПОТЕРЯЛ НЕМЦЕВ-УЧРЕДИТЕЛЕЙ

Соучредитель СП ЗАО «МАЗ-MAN» с немецкой стороны - компания MAN Nutzfahrzeuge AG продала 43% акций финансовой австрийской компании. Об этом сообщил генеральный директор «БелавтоМАЗа» Валентин Гуринович, отвечая на вопросы «Белорусской газеты». Освободившись от контрольного пакета, немецкий концерн потерял интерес к белорусскому рынку и надежду раскрутить бизнес в нашей стране.

Имя австрийского инвестора не разглашается по условиям сделки. Алексей Тутубалин, директор по внешнеэкономическим связям «БелавтоМАЗа», уточнил, что вложенных средств достаточно для поддержания производства на должном уровне. MAN остается в составе учредителей и осуществляет на прежних условиях коммерческие поставки узлов и агрегатов, техническую поддержку этого проекта. MAN сохранил за собой 10% акций СП. Фирма «Лада-ОМС» продала 6% акций «Инфобанку». МАЗ сохранил долю в размере 41%.

Помимо состава учредителей, произошли изменения в руководстве СП ЗАО «МАЗ-MAN». Вместо немецкого менеджера сегодня предприятием руководит белорус «с коммерческим опытом», что пошло на пользу компании. Впервые в этом году за всю историю СП получена прибыль и «достаточно симпатичный портфель заказов». Если в 2002г. «МАЗ-МАN» выпустило 110 автомобилей, то за 6 месяцев нынешнего года - столько же и получило заказ еще на 140 автомобилей до конца года. «Мы сделали ошибку, передав коммерческое руководство полностью фирме MAN», - сказал Тутубалин. - Они не смогли соответствовать технологиям управления, которые существуют в белорусской промышленности». Ну не вписались немцы в нашу действительность и не дошли своим упорядоченным способом мышления до того, что десятью процентами от стоимости заказа принято делиться. Что тут поделаешь.
Добавить комментарий
Проверочный код