Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№29 (396) 04 августа 2003 г. Архив БГ

МОБИЛУ НАДО БЫ…

04.08.2003
Ольга МИКША

За прошедшие 10 лет c момента появления в Беларуси сотовой связи мобильники стали компактнее по размерам и дешевле по стоимости тоже раз в десять. Однако громоздкие аппараты имели свою прелесть - его владельцу не надо было чем-то иным доказывать свою значимость: достаточно было просто поставить на стол ящичек с антенной и переложить барсетку из левой руки в правую.

Возможность быстро обмениваться информацией всегда была и, пожалуй, останется статусной вещью. Просто сначала на особом положении были те, кто мог с улицы поговорить с нужным человеком в любое время суток, теперь - те, кто может в любое время быстро и качественно передать или получить данные.

Родоначальницей мобильной связи принято считать радиотелефонную систему, организованную в 1946г. в Сент-Луисе (США). Она базировалась на одном шестиканальном передатчике, свободный канал пользователям приходилось искать вручную. Такая система была очень неудобной в работе, а аппаратура - громоздкой и несовершенной.

Время шло, оборудование уменьшалось в размерах и модифицировалось, появились функции транкинга (автоматического выбора свободного канала). В 1956г. впервые в Европе в Швеции введены в эксплуатацию две коммерческие системы мобильной связи с радиусом действия 25-30 км. Беспроводные телефонные трубки, разработанные для них, предназначались для автомобилей. Системы насчитывали 120-130 абонентов и просуществовали до конца 60-х гг.

СОТЫ БЕЗ ПЧЕЛ

Однако с ростом спроса на беспроводные услуги связи разработчики все чаще стали сталкиваться со следующей проблемой. В любой цивилизованной стране для каждого вида радиосвязи выделяется свой определенный частотный диапазон, который утверждается госкомитетом по используемым частотам. Число фиксированных каналов в любом выделенном диапазоне невозможно бесконечно увеличивать, поскольку телефоны, работающие с близкими по частотам каналами, будут создавать взаимные помехи (обладатели обычных бытовых радиотелефонов наверняка неоднократно сталкивались с этим явлением, если у соседей обнаруживался подобный аппарат).

Поэтому еще в середине 40-х годов учеными исследовательского центра Bell Laboratories (США) было предложено гениальное по своей простоте решение вопроса: территория покрытия разбивается на небольшие участки (соты), каждый из которых обслуживается собственным маломощным передатчиком фиксированного радиуса действия. В одной соте устанавливается аппаратура с определенным набором частотных каналов, в соседней соте - станция с набором каналов, отличным от первого. В третьей соте, граничащей со второй, но не граничащей с первой, ставится передатчик с набором каналов, характерным для первой соты, и т.д.

Такой принцип позволил решить сразу две проблемы: обеспечить на всей территории покрытия приблизительно одинаковый уровень качества связи и повторно использовать без всяких помех одни и те же частотные каналы в разных сотах. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы эта идея была воплощена в жизнь.

В 1969г. на телекоммуникационной конференции стран Северной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция) принят проект создания Северной группы мобильной телефонии NMT (Nordic Mobile Telephone - «Северный мобильный телефон»). В 1975г. в отчете группы NMT отмечалась также необходимость непрерывного автоматического сопровождения абонента, перемещающегося из одной соты в другую (handover) или из сети одного оператора в сеть другого (roaming).

Примечательно, что первая сотовая сеть стандарта NMT-450 была построена и введена в эксплуатацию не в этих пяти странах, а в Саудовской Аравии 1 сентября 1981г. В Северной Европе она появилась ровно через месяц.

В начале марта этого года исполнилось 20 лет со дня выпуска первого в мире коммерческого портативного сотового телефона. В 1983г. Motorola представила на рынок аппарат DynaTAC 8000X - результат разработок, занявших 15 лет, на которые было потрачено более $100 млн.

Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33x4,4x8,9см - эдакий плоский кирпич. Заряда аккумуляторов первого мобильника со светодиодным дисплеем хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров. В розницу новинка стоила баснословные деньги - $3.995. Однако даже несмотря на высокую цену, сама идея быть всегда на связи настолько воодушевила пользователей, что в очередь на покупку DynaTAC 8000X записывались тысячи американцев.

СПУСТИЛИСЬ С ГОР

В Советском Союзе в те времена мобильную связь представляла радиостанция «Алтай». Это была радиальная система сухопутной подвижной связи, которая в силу технологических причин не могла обслуживать большое количество клиентов. Ее коммерческая эксплуатация началась в 1981г. в Архангельске, потом система распространилась по всему Союзу - она предназначалась для оперативной радиосвязи различных управленческих структур, предприятий и организаций, УВД, скорой помощи. В Беларуси «Алтай» обслуживал высшее руководство страны, столицы, областных центров. Дальность связи в городских условиях составляла 8-15 км, если вывести внешнюю антенну - трезубец, зона покрытия несколько увеличивалось. На открытой местности «Алтай» брал и побольше, а использование усилителя увеличивало дальность связи (вместе с ней - и габариты) в полтора-два раза. Однако физическому лицу получить в пользование станцию «Алтай» в те времена было весьма затруднительно, для подавляющего большинства - просто невозможно.

К началу 90-х стало понятно, что радиостанций для мобильной связи недостаточно. В 1991г. американская консалтинговая компания Commstruct International Inc. начала переговоры с белорусским правительством о возможности развертывания в Беларуси сети сотовой связи. После изучения технических возможностей страны американцы пришли к выводу, что час мобилизации пробил и здесь, и предложили строить сотовую сеть в аналоговом стандарте NMT-450, который уже более 10 лет успешно эксплуатировался в североевропейских странах и активно развивался. К 90-м гг. там было обеспечено хорошее покрытие и автоматический роуминг. А цифровой стандарт GSM к этому времени только родился, распространялся в основном в странах Западной Европы и как более продвинутая по сравнению с NMT технология решением комитета по экспорту технологий был попросту закрыт для распространения в государствах, не входящих в НАТО.

К слову, эта же американская компания сотрудничала и с российским оператором «Дельта Телеком», который начал строить в Санкт-Петербурге сеть NMT-450 практически одновременно (разница составила несколько месяцев) с первым белорусским сотовым оператором - компанией «БелСел».

Совместное предприятие «БелСел» было образовано в 1992г. госпредприятиями связи Беларуси и одной из крупнейших британских телекоммуникационных компаний Cable & Wireless Plc., которой американцы из Commstruct International Inc. передали технологические наработки по белорусскому рынку мобильной связи. Название компании - «БелСел» - является русским вариантом английского названия BelCel (Bеlarussian Cellular - Белорусская Сотовая).

СПРАВКА «БГ». Cable & Wireless Plc. основана в 1865г., к моменту создания в Беларуси совместного предприятия занимала 4-е место в мировом рейтинге крупнейших телекоммуникационных компаний. В середине XIX в. осуществила революционный по тем меркам проект - прокладку трансатлантического телеграфного кабеля, соединившего Европу с Америкой. Помимо Беларуси участвует в совместных проектах в России - на Дальнем Востоке, в Петербурге и Тюмени. Впоследствии компания продала свой пакет акций в «БелСел» американской корпорации MetroMedia, которую, в свою очередь, сменила голландская компания Commstruct International Byelorussia B.V., являющаяся в настоящий момент зарубежным участником совместного предприятия.

Акции «БелСел» были поделены наполовину между белорусской и английской сторонами. Cable & Wireless Plc. - достаточно мощная с точки зрения финансового состояния компания - имела возможность самостоятельно выбирать страну для вложения своих инвестиций. Как и сейчас, в начале 90-х западные инвесторы рассматривали Беларусь как страну с высокими рисками для инвестиций. Стоимость развертывания GSM-сетей была намного выше, чем NMT, более того, телекоммуникационный гигант критически оценивал наши возможности с точки зрения востребованности здесь услуг мобильной связи в стандарте GSM. В итоге англичане посчитали, что инвестиции в белорусский GSM невыгодны и в переговоры с правительством страны относительно цифрового стандарта мобильной связи не вступали. А белорусское руководство «БелСел» западных партнеров также к этому не подталкивало - компания показывала весьма неплохие экономические показатели, и все довольствовались этим.

КТО ПЕРВЫМ СНЯЛ РУКАВИЦЫ

Коммерческие продажи услуг мобильной связи в Беларуси начались в мае 1993г. «Конечно, радиотелефон еще не стал у нас, как во многих странах мира, естественным атрибутом экипировки, доступным практически каждому и подбираемым в тон одежде, - сообщал один из первых пресс-релизов оператора. - Однако перестал быть диковинкой, и для его владельцев архаизмом стала некогда расхожая фраза: «Полдня был привязан к телефону». Сначала «БелСел» предложил своим клиентам простые переносные телефоны Ericsson Hotline весом три килограмма - в инструкции по эксплуатации производитель отмечал необычайное удобство «ящичка»: «Клавиши аппарата расположены так, чтобы вы, даже находясь на буровой установке, смогли набирать номер, не снимая рукавиц». Можно предположить, однако, что первые мобильные пользователи в Беларуси все же снимали рукавицы перед тем, как прикоснуться к «Эрикссону». Сам аппарат стоил $1.000, столько же стоило подключение. Абонентская плата в те времена составляла $500 в месяц, а минута мобильных разговоров - 50 центов. В течение первых шести месяцев работы оператора возможность единовременно выложить $2.500 нашли 320 человек - в первую очередь, это руководство страны, а также крупные предприниматели.

Факт предоставления услуг мобильной связи в Беларуси трудно переоценить. На церемонии открытия с белорусской стороны присутствовал премьер-министр Вячеслав Кебич (которому технический директор «БелСел» докладывал о возможностях системы NMT), министр связи, чиновники Совмина; из Великобритании - руководство Cable & Wireless Plc, а также члены английского парламента.

Как сообщал один из первых пресс-релизов компании, «БелСел», образно говоря, прорубил окно в мир для возрождающейся экономики республики, поскольку мобильная связь выступает в роли катализатора экономической активности, ускоряет темп деловой жизни». Сотовая связь позволяет вести дела на мировом уровне - не случайно «именно лидеры белорусского бизнеса стали первыми абонентами «БелСел» - преимущества сотовой связи по достоинству оценили крупнейшие белорусские и зарубежные компании, такие как «Дайнова», «Пуше», Tetra Pak Alfa-Laval, «Минск-Лада», «Нов&К», «Максим», I.B.S. Group, «Плутос», «Трансавиаэкспорт», Enka Constructions, «Лад», «Тамира», «Белтрансгаз», Белорусская железная дорога, банки «Поиск», «Комплекс», «Приор», «Белвнешэкономбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белбизнесбанк», посольства США, Великобритании, Японии, Франции.

Уже вскоре после начала коммерческой эксплуатации «БелСел» пришлось обеспечить связь на футбольных матчах, которые проходили в Беларуси. В частности, на одной из отборочных игр чемпионата Европы специалистам компании пришлось развернуть передвижной пресс-центр из мобильных телефонов Ericsson Hotline, чтобы западные корреспонденты могли позвонить в свои редакции и передать информацию о матче. А поскольку в конструкции стадиона использовано много бетона, даже мощности этого телефона было маловато. Поэтому проложили радиофильтры, поставили дополнительные антенны, но все же дали людям связь. Об этом событии сообщила даже корпоративная газета английского партнера «БелСел».

ТЕЛЕФОН-ЩИТ

В конце 1995г., отчитываясь о проделанной работе за два с половиной года, руководство компании отмечало, что «все акционеры и персонал фирмы понимают, что «БелСел» - это быстрорастущая и перспективная компания, которая должна работать на основе научно-технического прогресса, четкой организации деятельности и правильной ценовой политики. (...) О том, что мы на правильном пути, свидетельствует стабильный рост числа абонентов сотовой связи». Подключив за первые шесть месяцев работы три сотни абонентов, оператор в 1994г. увеличил их количество более чем в пять раз - к концу того года количество абонентов в сети составило 1.725. Год 1995-й начался также довольно быстрым приростом абонентов - около 200 в месяц. Вторая половина года характеризовалась еще большим притоком клиентов - около 400-500 в месяц, что позволило прогнозировать превышение общего числа абонентов «БелСел» к концу 1995г. отметки 5 тыс.

По мнению аналитиков компании, такая динамика прироста была обусловлена соответствующей политикой фирмы: регулярным снижением тарифов, расширением географии действия сотовой связи, постоянным обновлением ассортимента предлагаемого телефонного оборудования. Действительно, многие абоненты «БелСел» до сих пор помнят знаменитое снижение расценок в 1994г., когда единовременная плата за подключение снизилась с $1.000 до $500, ежемесячная абонентская плата - со $100 до $50, а тариф за минуту местных разговоров - с $0,5 до $0,3.

В середине 90-х бизнесмену, имеющему сотовый телефон, было значительно комфортнее на деловых встречах - владелец «ящичка» был в явном преимуществе по сравнению с партнером, обходившимся фиксированной связью. Чтобы уравнять позиции, некоторые компании шли на покупку хотя бы одного аппарата, которым могли пользоваться сразу несколько сотрудников, уполномоченных вести переговоры.

Начав коммерческую деятельность с Ericsson Hotline, далее «БелСел» предложил своим клиентам более продвинутые модели телефонов - Nokia 720, Benefon Delta и Nokia 250. Будущие пользователи зачастую оказывались в затруднении - какую из этих моделей предпочесть? - поэтому оператор пошел навстречу клиентам и составил краткое описание особенностей всех трех трубок. Так, Nokia 720 - это самый большой по габаритам аппарат по сравнению с другими. Он весит 1,4 кг и по размерам сопоставим с обычным телефоном - «его не положишь в карман, зато он незаменим, если вы решились пользоваться им где-нибудь за городом, вдали от базовой станции: по мощности он в несколько раз превышает остальные модели». Словом, «если вы предполагаете пользоваться им не один, лучше купить именно его». А вот для Benefon Delta «нужен Хозяин». Это «очень красивый, элегантный телефон, но он не терпит чужих рук». Весит он всего 350 граммов и по продолжительности работы в режиме разговора и ожидания ему нет равных. Nokia 250 весит всего 275 граммов и имеет плоскую, обтекаемую форму. «Он настолько невесом, что его можно проносить весь день, не ощущая дискомфорта».

Технические специалисты «БелСел» до сих пор не уверены, что миниатюрная телефонная трубка, как у GSM, лучше, чем увесистые аппараты аналоговой связи - «телефон по эргономике должен соответствовать ладони человека». И несколько реальных историй дают этому мнению право на жизнь. Например, в истории компании был случай - в период, когда уже стали продаваться телефонные трубки, а не «ящики» - телефон переехал автомобиль, его отремонтировали и восстановили к работе. Или другая история, которая произошла в Минске: абонент «БелСел»шел по улице и разговаривал по телефону Benefon Delta. Внезапно в аппарат попала пуля. Телефон, по сути, спас ему жизнь - «если бы абонент шел с маленьким GSM-телефоном, все, лег бы наповал». Кстати, пуля попала в дуплексный фильтр телефона, органы МВД пулю изъяли, а специалисты «БелСел» восстановили телефон, и он еще долго служил своему хозяину.

ЗАКАТ АНАЛОГОВ

Заоблачные тарифы на сотовую связь у «БелСел» были первое время, пока государство не вмешивалось в ценообразование. Предприятие формировало эти цены без каких-либо ограничений, ориентируясь лишь на интересы западного инвестора. А тот, в свою очередь, диктовал величину тарифов на основе собственного опыта международной деятельности. Госрегулирование деятельности первого сотового оператора, которое началось после прихода к власти первого президента, привело к тому, что цены на услугу значительно снизились. Однако это обстоятельство не позволило «БелСел» удержать всех своих клиентов, когда в Беларуси заработал GSM-оператор Velcom, предоставивший услуги цифровой мобильной связи со значительно лучшим качеством передачи голоса. Многие абоненты переходили на Velcom даже несмотря на то, что их расценки были вдвое выше, чем на «БелСел» - как сказал один из бывших пользователей первого оператора, который вскоре после появления GSM-связи сменил трубку: «Было так плохо слышно, что приходилось орать и по нескольку раз переспрашивать, а на GSM - сказал один раз и все услышал, так что затраты оказались сравнимы».

Сейчас стандарт первого поколения сотовой связи, к которой относится NMT, постепенно сходит со сцены, уступая место новой технологии, которую продвигает «БелСел» - cdma2000. Если сначала для пользователей была важна сама возможность мобильных звонков, невзирая на бульканье и треск, то следующие поколения мобильной связи делают упор на качество и экологичность, как GSM, и новые виды услуг - например, высокоскоростную передачу данных, как cdma2000.

Редакция благодарит компанию «БелСел» за помощь в подготовке материала
Добавить комментарий
Проверочный код