Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (394) 21 июля 2003 г. Визави

ЛИЦЕНЗИЯ НА УБИЙСТВО ВЫДАВАТЬСЯ НЕ БУДЕТ

21.07.2003
Ольга МИКША

На прошлой неделе вступил в силу декрет президента N17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», сокративший количество подлежащих этому видов деятельности со 165 до 49. Руководство страны назвало документ фундаментальным и прогрессивным, выгодно отличающимся от аналогичного законодательства России и Украины. О том, что реально означает его принятие для предпринимательства и какие просчеты необходимо устранить в ходе работы над законопроектом о лицензировании, который уже находится в парламенте, корреспонденту «Белорусской газеты» рассказали президент Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий БАДЕЙ и депутат ПП НС, член постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и предпринимательству Андрей НАРЕЙКО.

Георгий БАДЕЙ: «ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ГОТОВО К РЕВОЛЮЦИОННЫМ МЕРАМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

СПРАВКА «БГ». Георгий Бадей. Академик международной академии менеджмента. В октябре 1994г. стал министром по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь. Далее - министр экономики.

- Как вы оцениваете декрет?

- По крайней мере лучше позже, чем никогда, получить документ, который подходит к вопросам лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Хотя, как мы видим, в названии декрета слово «предпринимательская» или «коммерческая» отсутствует. Мы считаем, что юридический документ должен быть исчерпывающим и не допускать различных толкований. Но принятие декрета - это положительный фактор, и теперь есть некоторая ясность. Сократилось количество лицензируемых видов деятельности, хотя непонятно насколько. Можно было подойти и более радикально к пересмотру этого перечня.

 - Возможно, в законе перечень лицензируемых видов деятельности еще более сократят.

- Говорить об этом пока нет оснований. У нас в стране декрет имеет высшее значение по сравнению с законом. Принимая закон, депутаты будут сверяться с декретом. Для принятия новой нормы вопреки декрету депутатам надо иметь две трети голосов. Поэтому необходимо обязательное согласие администрации президента и правительства на изменение какой-либо нормы, иначе ее изменить вообще невозможно.

 - Раз президентский декрет более значим, нужен ли вообще закон о лицензировании?

- Нужен - как следующий шаг к снятию дополнительных барьеров, оставшихся после принятия декрета. В 1995-96гг., я, будучи министром экономики, принимал участие в подготовке первого постановления Совмина по лицензированию. И у нас был перечень сравнительно небольшой - 158 конкретных видов деятельности. И даже тогда Всемирный банк делал нам замечания, что слишком многие виды требуют лицензии. Мы подсчитали, что к перечню со временем было принято более 60 постановлений Совмина по его расширению. В конце концов их оказалось более полутора тысяч. Поэтому понятно, что отдать перечень на рассмотрение Совмину - это наступить на те же грабли. Поэтому и настаивали, чтобы перечень прошел через закон для стабилизации законодательства, ограничения возможностей для дополнений списка. Впрочем, положительный момент сегодня в том, что список будет рассматривать и утверждать Совмин. Раньше это делали лицензирующие органы - министерства и ведомства.

 - В тексте декрета много изменений по сравнению с действовавшим до этого положением?

- Прежде единого документа о лицензировании не было. Существовало постановление Совмина, которое утверждало положение о лицензировании, но оно не охватывало всех видов деятельности. Поэтому появление единого положения - это хорошо. Хотя и здесь есть исключения: например, должна лицензироваться деятельность, связанная со специфическими товарами и работами, но не разъясняется, что это значит. Совмину поручено до сентября подготовить положение о специфических видах, а сегодня специфическим видом деятельности могут быть поставки рыбы, завтра - сахара, послезавтра - пива и т.д. Также неясно, почему еще почти год - до мая 2004г. - должны действовать лицензии на виды деятельности, которые не вошли в принятый перечень как лицензируемые.

 - От каких лицензий на предпринимательскую деятельности можно еще отказаться?

- Во всем мире лицензируется деятельность, связанная с охраной здоровья и окружающей среды, обеспечением безопасности. Но в нашем перечне лицензируемых видов, например, осталась деятельность, связанная с оздоровлением за рубежом. Отказ от лицензии не нанес бы никакого вреда безопасности Беларуси, а страна получала бы больше помощи и больше детей отправляла на оздоровление. Убежден, что не надо лицензировать и туристическую деятельность, внутренний туризм - однозначно: надо расширять поле для его развития. А какой ущерб здоровью может нанести образовательная деятельность? Или распространение правовой информации. Считаю, что это положение кто-то хорошо пролоббировал - прежде всего республиканские госиздания, чтобы только они имели право публиковать правовую информацию. Чем грозит государству более грамотное в правовом отношении население? Это касается и деятельности, связанной с осуществлением контроля за радиоактивным загрязнением. По-хорошему, каждый крестьянин должен иметь у себя дозиметр и контролировать выращиваемую продукцию.

 - Надо ли платить за лицензию?

- По сути дела лицензия - это разрешение на работу. Если это разрешение на работу, то о каком лицензионном сборе может идти речь? За что человек, получающий лицензию, должен платить? Если это функция госуправления, то работу этих органов мы все оплачиваем через налоги. Здесь же - дополнительный налог в начале хозяйственной деятельности. И немалый.

 - Сопоставима ли цена лицензии с затратами госорганов?

- Если бы цена лицензии покрывала затраты лицензирующего органа на подготовку документов, это куда ни шло. Но здесь сразу определено, что общая стоимость - 100 евро (90 евро - за лицензию, 10 евро - затраты на рассмотрение документов. - О.М.). Для крупного предприятия или предпринимателя это небольшие деньги, но для того, кто только начинает, это много.

 - А какова реальная цена лицензии?

- Максимум 10 евро. Это покрыло бы все расходы. А тут государство хочет на этом еще и заработать. Это неразумно, хотя желание Минфина пополнить казну понять можно.

 - В декрете определен конечный срок действия лицензии - 10 лет. Это нормальная практика?

- Мы ставили вопрос о двух видах лицензии - генеральной бессрочной и срочных лицензиях (как в Казахстане). Согласитесь, если инвестор пришел в страну, он должен знать, что при соблюдении законодательства и единожды потратив деньги на лицензию, ему не надо через 5-10 лет опять идти на поклон. Мы предлагали Минэкономики свой вариант, но там пошли на половинчатые меры. Получается, что если предпринимателю через 10 лет не продлят лицензию, придется сворачивать производство?

 - Принятие декрета - это попытка президента завоевать симпатии предпринимателей?

- Я совершенно не связываю появление этого декрета с политическими событиями. Но из декрета можно сделать вывод, что правительство к революционным мерам, снятию барьеров для развития предпринимательства через отмену лицензирования не готово.

Андрей НАРЕЙКО: «ДЕКРЕТ ВЫДЕРЖАН В ДУХЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

СПРАВКА «БГ». Андрей Нарейко родился в 1963г. в Минске. Закончил Минский радиотехнический институт. В 1986-89гг. работал наладчиком 6-го разряда в конструкторском бюро завода «Электромаш». В 1991г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1995г. - гендиректор СП «Тревелинк-инвест». С 2001г. - депутат ПП НС. Женат, имеет троих детей.

- Как вам декрет?

- Надо отдать должное нашему президенту, он оказался человеком последовательным: обещал подписать его и подписал.

 - Ждали долго - больше двух лет.

- Обещанного вообще три года ждут. История появления этого декрета такова. Сначала планировалось принятие закона, закон был подготовлен, он находится у нас в комиссии, но потом остановились на вопросе видов деятельности. Я несколько раз участвовал в работе группы, которая вырабатывала подходы к формированию этого перечня. Много раз собирались, но работа не была закончена, и появилось мнение, что нужен декрет. Декрет как законодательный акт нужен, чтобы отменить действие достаточного количества декретов и указов, регулировавших отношения в сфере лицензирования. А уже потом принять закон. Собственно, такая последовательность и формируется - есть декрет, и на осенней сессии, видимо, будет закон. Причем сейчас можно ножницами вырезать перечень лицензируемых видов деятельности и приклеить их к нашему закону.

 - Что уже сейчас можно переносить в закон?

- Четко определен порядок выдачи лицензий, дубликата, продления лицензии, определена ее стоимость, продлен срок действия, определено, кто принимает решение о выдаче лицензии, прописана ответственность за невыдачу. Этот декрет не либеральный, приводит положение вещей в жесткий порядок, больше выдержан в духе нашего времени.

 - На ваш взгляд, адекватна ли установленная стоимость лицензии - 90 евро?

- Мне кажется, что экономического обоснования этой цифры нет.

 - Нужно ли вообще брать деньги за выдачу лицензии?

- Действительно, парадоксальная ситуация - человеку говорят, что надо заплатить деньги, чтобы стать налогоплательщиком. С другой стороны, бесплатно давать лицензию тоже неправильно - хотя бы потому, что надо содержать госслужащих, которые проводят экспертизу, готовят документы.

 - Намерен ли парламент рассматривать вопрос о дальнейшем сокращении лицензируемых видов деятельности?

- В принципе, да. Поскольку мы уже получили этот декрет и начинаем работать над законом, можно говорить о начале работы совместно с администрацией президента и исполнительной властью над формированием того количества видов, которые нам нужны.

 - Парламент уже готов сформулировать виды деятельности, которые надо исключить из теперешнего списка?

- Таких предложений нет, поскольку декрет появился на днях. Я бы остановился на конкретных подвидах лицензируемой деятельности - работая над законом, мы попытаемся продумать механизм, чтобы количество подвидов не могло стремительно расти в случае, если это будет необходимо исполнительной власти. Но о самом механизме я еще не готов говорить. Самый простой - и виды, и конкретные подвиды лицензируемой деятельности включить в закон. Тогда увеличение их числа будет возможно только через внесение изменений в закон, что предполагает довольно сложную процедуру. Но я считаю, что минимальную лазейку для расширения этого списка Совмину все же надо оставить - для корректировки действующих положений, ведь жизнь постоянно меняется, какие-то виды деятельности появляются, а что-то отмирает.

 - После принятия декрета вырастет ли степень доверия предпринимателей к власти?

- В определенной степени, да. Но я не уверен, что только этот декрет, в чистом виде, улучшит предпринимательский климат в стране.

 - Вы не думаете, что декрет - достаточно конъюнктурный шаг, направленный на завоевание симпатий предпринимателей накануне готовящегося референдума?

- Не знаю. Это документ, которого мы давно ждали. Что было обещано, то и сделано. Но вы же слышали, президент озабочен тем, что некоторые силы пытаются использовать предпринимателей в политических целях. Его озабоченность понятна. Но озабочен он по вине тех, кто готовит декреты, создающие социальную напряженность в предпринимательских кругах. Можно же было предположить, какие последствия будут, и избежать ошибок с декретами о социальном страховании предпринимателей, введении кассовых аппаратов и т.п.

 - Однако и этот декрет принят со многими сомнительными моментами.

- Я считаю, что с ним можно уже работать, хотя достаточно много вопросов еще осталось открытыми. Этот декрет все же несколько лучше по сравнению с предыдущими «шедеврами». Принятие таких документов - диалектический процесс. Если бы не было противодействия предпринимателей, мнения парламента, предпринимательских союзов по этим декретам, вообще ничего бы не менялось.

Знаете, на проводившемся в этом году конкурсе на звание лучшего предпринимателя меня поразила музыка, которую организаторы выбрали для сопровождения, - арию Мистера Икс «Всегда быть в маске - судьба моя». Это почти по Фрейду - получается, у наших предпринимателей судьба быть в маске. Но пора снимать маску и нормально работать.
Добавить комментарий
Проверочный код