Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (394) 21 июля 2003 г. Тема недели

ЦИК ГОТОВ К РЕФЕРЕНДУМУ

21.07.2003
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ

Референдум по снятию конституционного ограничения, согласно которому президент может находиться на своем посту не более двух сроков, пока не объявлен. Однако эта проблема дискутируется все более активно. Интерес к теме подогревается неоднократными заявлениями Александра Лукашенко о возможности проведения такого референдума. Каким образом могут быть внесены изменения в Конституцию? На эту тему рассуждает секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николай ЛОЗОВИК в интервью корреспонденту «Белорусской газеты».

- Я хочу подчеркнуть, что это не официальная точка зрения Центр-избиркома, а мои личные рассуждения. Не так давно Александр Лукашенко заявил, что если ему разрешат избиратели, он не исключает возможности, что будет баллотироваться кандидатом в президенты на предстоящих выборах. Как работник Центризбиркома я заинтересовался, каким образом этот вопрос может быть поставлен. Сегодня, как известно, существует конституционное ограничение, которое предполагает, что президентом можно быть не более двух сроков. Для изменения данной нормы необходимо провести референдум.

На мой взгляд, существует два способа решения этого вопроса. Возможно, юристы найдут больше, но я вижу только два.

Первое - вынесение на референдум вопроса об изменении Конституции, чтобы исключить или изменить норму, которая не позволяет президенту занимать свой пост более двух сроков.

Второе, как мне видится, - не изменение самой Конституции, а принятие конституционного закона путем голосования избирателей на референдуме. Такой закон мог бы решить конкретную проблему - предоставить Александру Лукашенко право баллотироваться в качестве кандидата в президенты на третий срок. Это не отменяло бы существующую норму Конституции, а временно, на период проведения президентских выборов, приостанавливало бы ее. После проведения выборов закон перестал бы действовать. Т.е. этот документ имел бы отношение только к одним выборам и только к одной персоне.

Отмечу, что второй вариант менее вероятный, так как с юридической точки зрения он небезупречный.

 - Возможно ли внесение изменений в Основной закон без проведения референдума?

- В принципе возможно, но только не в данном случае. Норма, которая определяет, что президент может занимать свой пост не более двух сроков, заложена в 4-м разделе Основного закона, который был принят на референдуме 1996г., а значит, и изменить ее возможно только посредством всенародного голосования. Напомню, что в 1996г. были изменены разделы Конституции 1, 2, 4, 8, и любые изменения в них могут быть внесены только таким же путем.

 - В недавней резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ говорится, что белорусское избирательное законодательство не соответствует стандартам ОБСЕ, следовательно, выборы и референдумы, проведенные по существующим законам, не будут признаваться.

- Я могу сказать только одно: заявления о несоответствии белорусского избирательного законодательства международным стандартам - голословные декларации, не подтвержденные никакими фактами. Мы обсуждали этот вопрос с представителями ОБСЕ и предложили провести сравнительный анализ избирательного законодательства стран ОБСЕ, в т.ч. Беларуси, чтобы выявить положительные и отрицательные моменты. ОБСЕ на это не идет, понимая, что сравнительный анализ покажет: оснований для критики нет.

В любой стране есть слой населения, который определенным законом недоволен. Особенно если этот закон предполагает разделение каких-то благ. А когда речь идет об избирательном законодательстве и есть силы, которые не согласны с политикой действующего правительства, - конечно, они будут недовольны. И в ближнем, и в дальнем зарубежье есть люди, которые критически настроены по отношению к своему национальному избирательному законодательству.

Мы выступаем за стабильность закона и его неизменность, особенно в преддверии выборов. Избиратели уже достаточно изучили его и ориентируются в нем, отработана практика его применения. А это более важно, чем менять закон в угоду двум-трем субъектам.

Насколько мне известно, ряд депутатов парламента предложили внести изменения в избирательный кодекс. Это не относится к компетенции Центризбиркома. Если парламент сочтет необходимым внести поправки, мы будем работать с новым законодательством.

 - Ведется ли в Центризбиркоме предварительная проработка вопросов, связанных с возможным проведением референдума?

- Никаких официальных действий, даже официальных разговоров никто на эту тему не ведет. Пока это активно обсуждается только в журналистской среде.

 - Если рассуждать теоретически, как быстро может быть назначен референдум?

- Если он инициируется парламентом или гражданами, то достаточно много времени тратится на процесс инициирования - сбор подписей либо голосование в парламенте. Если референдум проводится по инициативе президента, то время на инициирование не нужно. По законодательству, референдум должен быть проведен не позднее чем через три месяца после издания соответствующего указа.

 - Т.е. возможно, что в случае издания такого указа референдум может быть проведен в более сжатые сроки, скажем, в течение месяца?

- Это практически нереально. На подготовительные мероприятия нужно время, как раз около трех месяцев. Время необходимо, чтобы население ознакомилось с выдвигаемыми вопросами, чтобы прошла агитация. Кроме того, нужно сформировать, обучить и подготовить избирательные комиссии.

 - Как вы считаете, теоретически существует возможность, что референдум может состояться до конца этого года?

- Я на этот счет ничего не считаю, поскольку этот вопрос не входит в сферу моей компетенции. Могу утверждать только одно: Центризбирком располагает достаточной нормативно-правовой базой, чтобы после назначения референдума провести его в установленные сроки. Никаких нерешенных вопросов, связанных с подготовкой и проведением референдумов, у нас нет. А назначение референдума - вопрос политический, а значит, не находится в компетенции Центризбиркома.
Добавить комментарий
Проверочный код