Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (394) 21 июля 2003 г. События. Оценки

«СТАЛIЦА» ПОПАЛА В «РАДИУС» ПОРАЖЕНИЯ

21.07.2003
Алексей ДЕМЬЯНОВ

№ 27 [394] от 21.07.03 - 12 июля в Беларуси начала вещание новая радиостанция «Радиус FM». Она заняла частоты, на которых раньше звучала радиостанция «Сталiца». Подготовительная работа продолжалась всего четыре месяца.

Этот год НГТРК объявила для себя годом радио и активно взялась ломать и отстраивать существующую систему. По словам председателя НГТРК Егора Рыбакова, в итоге реформирования будет четыре национальных канала радио. «Первый национальный телеканал радио» - по проводной сети. Второй канал - «Культура», вещающий в УКВ-диапазоне и на второй кнопке. Третий канал - это открывшийся «Радиус». Четвертый - информационный канал «Сталiца», который будет вещать на волнах, где раньше ретранслировался российский «Маяк».

Это изменения на национальном уровне. На региональном каждое облтелерадио обзаведется FM-передатчиком и собственной программой.

КТО В ЦЕНТРЕ?

Должность директора «Радиуса» пока вакантна, но уже подобрана команда под эту станцию. Как выяснилось, это просто особенности белорусского менеджмента. Заместитель отсутствующего директора «Радиуса» Юрий Царев исполняет его обязанности. И, как подчеркнул Рыбаков, «если оправдает доверие, станет директором». Хотя поверхностного знакомства с опытом белорусского стиля руководства достаточно, чтобы предположить, что занять кресло директора после того как все будет налажено, может совершенно другой человек. Кстати, Царев известен радиослушателям как Klaus Karlovich - «немец», говорящий по-русски в эфире радио «Би-Эй». Правда, пока он не планирует появляться в эфире - административная работа отнимает много времени.

Все белорусские FM-станции работают в американском формате, формулу которого Царев сформулировал так: «Говори пошло и ставь хиты!» Радиус не пойдет по этому пути, а станет первым, кто исповедует «европейский» формат, суть которого состоит в том, что в эфире не будет надоедливого трепа ди-джеев - линейные ди-джеи просто отсутствуют, вместо этого чередуются музыка, джинглы, реклама и новости. А все творческие силы станции работают над различными шоу-программами: утреннее пробуждение, обеденный перерыв и проч.

Как собственное know-how в белорусском радиоэфире заявлены юмористические-радиосериалы. Конечно, это новинка, если не считать уже нашедшего благодарных слушателей шоу «Саши и Сирожи» на «Альфа Радио», для неспособных высидеть три часа в оперном театре.

Что касается музыкальных особенностей эфира, то, по словам Царева, не будет медленной музыки.

«СТАЛIЦА» УМЕРЛА

Теперь уже можно смело говорить о том, что «Сталiца» была последней белорусскоязычной FM-радиостанцией. С одной стороны, Мининформации вводит жесткие нормы по 50-процентному присутствию белорусской музыки в эфире как меры по развитию белорусской культуры, а с другой стороны, Белтелерадиокомпания убирает белорусский язык из FM-эфира, заменяя его еще одной русскоязычной станцией. Оставшийся в FM-диапазоне Первый канал белорусского радио пока никак нельзя идентифицировать как FM-станцию. Это по-прежнему нудное бормотание со стены.

«Радиус» будет русскоязычной станцией с вкраплениями белорусского языка. Так, новости, по словам Царева, «будут в т.ч. на белорусском».

На вопрос «Белорусской газеты», почему НГТРК не реформировала «Сталiцу», если в этом была потребность, а создала новую станцию, Рыбаков ответил, что «это просто пример из учебников по маркетингу: проще добиться успеха с новым брендом, чем корректировать и реформировать прежний». При этом он подчеркнул, что коллектив «Сталiцы» не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным. Собственно, он и не видит тут проблемы, т.к. многие сотрудники «Сталiцы» перешли на работу в АТН и другие подразделения НГТРК, и только несколько человек написали заявления об уходе.

За время своего существования «Сталiца» создала самую крупную вещательную сеть в республике - 20 передатчиков и вещала практически во всех райцентрах, охватывая до 80% населения Беларуси.

 Игорь Гончарук, директор уже бывшей «Сталiцы», сейчас в отпуске и категорически отказался давать комментарии по этому поводу. До своего пятилетия «Сталiца» не дожила чуть больше двух месяцев… Кто и когда будет отстраивать новую «Сталiцу» на УКВ, как и кто ее будет слушать, пока неизвестно.

РАДИО БЕСЦЕННО

Стоимость проекта по запуску новой станции так и осталась за радиусом открытой информации. Рыбаков уклонился от ответа на этот вопрос, сказав, что все делалось исходя из бюджетных средств за счет «сокращения, экономии, оптимизации расходов и штатного расписания». Конечно, самой большой расходной статьей является фонд оплаты труда, а размер зарплаты - коммерческая тайна. Только непонятно, почему в бюджетной организации, существующей на деньги налогоплательщиков, может быть «коммерческая тайна» вместо прозрачности финансовой деятельности.

Также Рыбаков заявил, что «Радиус» «должен конкурировать с коммерческими станциями - это будет самая крупная и самая серьезная радиостанция в республике». Станция ориентируется не на платежеспособное, а на потребительски активное население. Так как мало просто иметь деньги - надо еще и охотно расставаться с ними. Но при этом неясно, как можно вести потребительски активный образ жизни не будучи платежеспособным.

«Радиус» в очередной раз продемонстрировал порочность госмедиа, являющихся жутким гибридом двух систем: кроме идеологического промывания мозгов в лучших традициях советской системы, приближенные к рубильнику на этом еще пытаются зарабатывать.

На идеологии в советские годы не экономили, но и не думали зарабатывать. Теперь же рассуждают о целевой аудитории и платежеспособности обрабатываемых индивидов. Кстати, «Радиус» не имеет своего собственного рекламного отдела - продажей рекламы будет заниматься коммерческая дирекция НГТРК.

НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ

Говоря о появлении «Радиуса», Рыбаков часто ссылался на немецкий опыт, а именно на продолжающееся сотрудничество НГТРК с немецкой общественно-правовой телерадиокомпанией MDR. Верхом откровения стало заявление, что у нас такая же модель, как и в Германии, имея в виду четыре канала радио, работающие в разных форматах и с разной аудиторией.

Все так, с той лишь разницей, что в Германии государственных масс-медиа просто не существует, а в остальном - как в Германии. Впрочем, немецкая история знает и иные примеры использования электронных медиа, далеко не всегда достойные подражания.
Добавить комментарий
Проверочный код