Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (394) 21 июля 2003 г. Экономика

В ЛЕС ПО ДРОВА

21.07.2003
Наталья ГРИБ

Ежегодно Беларусь импортирует энергоресурсов более чем на $2 млрд., что в общем объеме импорта страны занимает четвертую часть. 17 июля на совещании по вопросам импорта энергоресурсов Александр Лукашенко заявил: «Это приличная зависимость нашего государства, и от нее надо уходить». Почему надо уходить, а не наращивать экспорт, он не пояснил. И окончательно запутал, пообещав «покупать самую дешевую электроэнергию в мире».

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ В «КЛЕТОЧКУ»

Пресс-служба главы государства сообщила, что «в целом ситуация с поставками энергоресурсов контролируется и тем самым обеспечена энергетическая безопасность страны». В официальной версии это расшифровано, что Единый топливно-энергетический баланс России и Беларуси «полностью выполняется», оплата «текущего потребления энергоносителей производится в полном объеме» и задолженность за нефть погашена.

Однако энергобезопасность - понятие настолько же экономически глобальное, насколько и этимологически расплывчатое. Поэтому здесь, как в шахматах: смотря какими вы играете - белыми или черными. С одной стороны, сегодня Беларусь получает природный газ, нефть и электроэнергию в достаточных объемах. За шесть месяцев 2003г. импорт нефти составил 8,2 млн. тонн, газа - 8,7 млрд. кубометров, электроэнергии - 3,5 млрд. кВтч. Эти объемы незначительно превышают показатели прошлого года и полностью обеспечивают потребности промышленности и населения в топливе и электричестве. Никаких кризисов или сбоев в поставках за последнее полугодие не происходило.

С другой стороны, белорусская энергосистема полностью зависима от монотоплива, которое поступает в страну по одной трубе от одного поставщика - «Газпрома». Доля природного газа в балансе энергоресурсов концерна «Белэнерго» составляет 92-93%. Подобное положение вещей недопустимо с точки зрения западных стандартов энергобезопасности государства, которые предусматривают как минимум три вида топлива и двух поставщиков каждого из них. Поэтому одни и те же цифры и факты можно трактовать по-разному.

Поддержать немодернизированную промышленность и население с низкими доходами можно только используя дешевые виды топлива. А это значит, что белорусские энергетики оказались дальновидными, начав еще в советские времена повсеместную газификацию страны и продолжая ее в постперестроечный период. Это также означает, что равновесие энергетического баланса Беларуси будет сохраняться до следующего обострения взаимоотношений с «Газпромом» и не в последнюю очередь с Кремлем.

ГОСУДАРСТВО УМЫЛОСЬ НЕФТЬЮ

Из более чем $2 млрд., затрачиваемых Беларусью на закупку энергоресурсов, на долю нефти приходится $1-1,2 млрд. В ходе совещания у президента и.о. премьер-министра Сергей Сидорский, министр энергетики Владимир Семашко и председатель Комитета госконтроля, глава комиссии по закупкам нефти Анатолий Тозик «детально и в отраслевом разрезе» разложили всю цепочку прохождения энергоресурсов - «от импорта и переработки на предприятиях до ценообразования, использования потребителями и расчетов с поставщиками».

Осталось за кадром, сколько средств государство выделяет на закупку энергоносителей и какие меры приняты для «удешевления ресурсов и стабильного снабжения сырьем энергокомплекса республики в перспективе». Мы знаем другое. Прогноз «Белорусской газеты» о завершении передела на нефтяном рынке страны (см. статью «Свои люди сочлись, или нефтерынок фактически поделен» в N21 от 9.06.2003) полностью подтвердил Лукашенко. Он напомнил, что «поставка энергоносителей является высокодоходным занятием, отсюда и повышенный интерес к нему со стороны коммерческих структур». В этой связи, по мнению президента, «государство должно принимать больше участия в поставках энергоносителей, и это позволит белорусскому народу иметь ежегодно дополнительно в бюджете $100-120 млн., а также предотвратит коррупцию в этой сфере». Лукашенко потребовал «создания максимально прозрачных схем поступления» в Беларусь угля, электроэнергии, нефти и газа. «Энергоресурсы являются стратегическим и социально значимым товаром, и никто не должен наживаться на этом и получать сверхприбыли», - заявил он.

Государство серьезно преуспело в вопросе выдавливания коммерсантов с нефтяного рынка страны. Если три-четыре года назад нефть поставляли 10-15 крупных нефтетрейдеров и еще 20-30 мелких фирм-однодневок, то к концу прошлого года коммерческих нефтетрейдеров осталось меньше 10. А к середине нынешнего года их можно пересчитать по пальцам одной руки. Их место уже (а не в будущем!) заняли госструктуры.

В июне две трети всего объема нефти покрыли пять поставщиков: Новополоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы (300 тыс. тонн и 190 тыс. тонн соответственно), добывающее объединение «Белоруснефть» (100 тыс. тонн), сам концерн «Белнефтехим» (100 тыс. тонн). Впервые на рынок вышло предприятие управделами президента «Белая Русь» с по-настоящему серьезными объемами - 100 тыс. тонн. Именно эта компания заняла место таких традиционных коммерческих нефтетрейдеров, как «Шве-Бел», «Синтез», «Юримекс». Представители «Юколы» все еще суетятся в коридорах концерна. Однако если государственная политика в сфере закупок нефти будет доведена до абсолюта, то и «Юколе» не останется места в резервуарах НПЗ.

Свои позиции на рынке сохранили только дочерние структуры российских ресурсодержателей - «Славнефть-МНПЗ» и «Славнефть-Старт», «Лукойл-Интернешнл» и «Литаско» (вместо «Лукойл-Белоруссия»). Присутствие на рынке обозначили в июне политически благонадежный «Трайпл» (15 тыс. тонн) и московская структура «Бурстрой» (1 тыс. тонн). Очевидно, что при таких объемах поставок эти компании не делают погоды на рынке. Для остальных трейдеров белорусский нефтяной рынок сегодня закрыт.

Замена коммерческих нефтетрейдеров на госструктуры должна принести белорусской казне $100-120 млн. Кто нарисовал именно эти цифры и почему они в форме налогов должны поступать в бюджет - абсолютно непонятно.

Когда президент говорит о том, что нефтяники должны экономить бюджетные деньги, возникают вопросы: почему прибыльный во всем мире бизнес осуществляется в принципе за бюджетные деньги и почему эти сделки не приносят достойной прибыли? Может, квалификация менеджеров госструктур не позволяет работать с той степенью доходности по сделкам, какую обеспечивают менеджеры коммерческих компаний. Да и сама система заинтересованности кадров в госструктурах не стимулирует снижения закупочных цен.

17 июля президент потребовал от Минэнерго и «Белнефтехима» снизить «стоимость закупки первичных энергоносителей» и установить «жесткий контроль за ценообразованием в отрасли». Нам известны два пути покупки нефти: увеличение закупочной цены, что повышает привлекательность белорусского рынка для российских ресурсодержателей, но бумерангом возвращается в виде повышенных цен для автолюбителей и энергосистемы; либо поиск нефти по наименее низким ценам, что приветствуется конечными потребителями, но в любую минуту может спровоцировать дефицит топлива в стране. В последнее полугодие концерн «Белнефтехим» шел по первому пути, заключая контракты с «Сургутнефтегазом», а на концерновские цены равнялись и остальные поставщики. В итоге в июле закупочная цена нефти для Беларуси балансировала между $110-130 за тонну, продолжая расти ($93-110 - в июне, $90-106 - в мае, $86-98 - в апреле). Подталкивая концерн к административному снижению цены на нефть, глава государства должен отдавать себе отчет в последствиях такого решения.

В очередной раз Лукашенко распорядился «проработать и внести предложения относительно возможного участия Беларуси в разработке нефтяных месторождений в России». Все попытки сделать это дешево в прошлые годы ничем не увенчались. Сейчас Россия также предлагает покупать право добычи на месторождениях с доказанными запасами нефти за приличные деньги. Появились программы по увеличению добычи нефти и освоению новых месторождений в Беларуси. О них следует говорить подробно с учетом целесообразности наращивания добычи (до сих пор считалась оптимальной добыча на уровне 1,7-1,8 млн. тонн в год).

В целях защиты интересов работников сельского хозяйства (читай, сокращения посреднических накруток) Лукашенко потребовал продавать топливо колхозам и совхозам непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах. Открытым остается только вопрос, кто доставит колхозу имени Ленина в Гродненской области солярку с «Нафтана».

ПОЛИТИКИ НАДАВИЛИ НА ГАЗ

На природный газ Беларусь тратит примерно $600 млн. в год (в разные годы - от $500 млн. до $1 млрд.). В первом полугодии, когда Беларусь пользовалась в основном «газпромовским» газом ($29 за тыс. м куб.), страна сделала рывок в сторону улучшения платежей. Текущее потребление, как сообщил заместитель гендиректора «Белтрансгаза» Дмитрий Аннюк, оплачивается полностью, причем на 95% деньгами. С долгами прошлых лет все несколько сложнее, но «над этим вопросом работаем». С 1 января 2004г. все бартерные операции и схемы по взаимозачетам в Беларуси ликвидируются, поставил задачу президент. Нам остается напомнить, что бартер должен был исчезнуть с 1 января 2003г.

Т.н. независимые производители пока полностью удовлетворяли требованиям Беларуси: «Итера» поставляла газ по $42, московская компания «Транснафта» незначительный объем газа - по $40. Во втором полугодии ситуация ухудшится в связи с повышением Россией с 1 августа 2003г. тарифов на транспортировку газа для независимых производителей на 20%. И хотя в «Белтрансгазе» заверяют, что средневзвешенная цена для потребителей включает все издержки, представители промышленных предприятий ожидают роста цен на энергоресурсы. Как сообщили в АО «Гродно Азот», потребности предприятия в сырье - свыше 1,4 млрд. куб. м газа в год - покрываются за счет поставок «Газпрома» (64%) и независимых поставщиков. «Ежемесячно мы закупаем по прямым контрактам с ЗАО «Газойл» (Калининград) до 50 млн. куб. м газа, и если транспортировка газа станет для нашего партнера дороже, наша цена удобрений незначительно, но поднимется», - сказал источник в АО «Гродно Азот». Такое же мнение высказали в руководстве АО «Полимир» (Новополоцк). В АО «Нафтан» сообщили, что поставщиком природного газа заводу до конца 2003г. является компания «ИТЕРА», выигравшая тендер, и повышение стоимости сырья было вполне предсказуемо: учитывая, что удельный вес затрат на транспортировку газа составляет порядка 70% от его стоимости, для компенсации роста затрат на транспорт конечная цена будет повышена минимум на 15%.

В правительстве Беларуси считают, что значительного повышения цен на природный газ не произойдет. «Будут приняты все меры, чтобы не допустить повышения стоимости энергоресурсов для промышленных групп потребителей», - сообщил источник в правительстве.

Не стоит забывать, что ценовой фактор газа остается рычагом давления Кремля и «Газпрома» на конечную стоимость «Белтрансгаза». Чем дешевле Беларусь продаст «Белтрансгаз», тем ниже будет коммерческая цена «газпромовского» газа на 2004г.

«САМАЯ ДЕШЕВАЯ ЭНЕРГИЯ В МИРЕ»

Импортом электроэнергии Беларусь занимается только в том случае, если не хватает дешевого газа и запасов мазута. За первое полугодие «Белэнерго» импортировало 3,5 млрд. кВтч из России и Литвы. За оставшееся время может быть импортировано столько же (если потребуется). Лукашенко удивил журналистов, пообещав на совещании «покупать самую дешевую энергию в мире». Где она продается?

Как пояснили в концерне «Белэнерго», в России и Литве невозможно купить энергию напрямую у производителей, поскольку между продавцом и покупателем стоят сетевые посредники - ФЭК и «Летувос энергия» соответственно. В России в ближайшие год-два будет отлажен механизм свободного рынка, и в этих условиях у белорусов появится возможность покупать энергию напрямую. Правда, это все гипотетические возможности в очень небольших количествах и в основном в период пиковых нагрузок. Так что возводить в ранг государственной политики данные схемы нецелесообразно. О них скорее надо молчать, чем говорить на высшем уровне.

Стратегическим курсом на совещании названо «развитие местных ресурсов для получения энергоносителей», строительство малых электростанций на реках. Добавим к этому, что сегодня энергетики всерьез обсуждают проект строительства котельных на дровах. «Леса в стране много, он растет, и он значительно дешевле импортных ресурсов», - пояснил заместитель министра энергетики Беларуси Александр Сивак.

Еще президент потребовал в очередной раз «в энергетической отрасли, как и в целом по стране, уходить от посредничества, находить контакты и работать напрямую с поставщиками». Сегодня Беларусь не имеет долгов перед Литвой, и вопрос о покупке энергии без банковских гарантий третьих лиц сегодня обсуждается более обоснованно, чем год или два назад.

ПОСЛЕВКУСИЕ

В целом президент вынужден был признать, что топливно-энергетический комплекс функционирует исправно. Нам остается лишь добавить, что чем меньше политического влияния на международных переговорах по газу и нефти, тем стабильнее работает белорусская энергосистема.
Добавить комментарий
Проверочный код