Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (394) 21 июля 2003 г. Экономика

ТРУБОДЕЛЫ

21.07.2003
Сергей ЖБАНОВ

Прошло первое заседание президиума Совмина под председательством и.о. премьера Сергея Сидорского, где с учетом внесенных поправок одобрена концепция основных направлений деятельности правительства на 2004г. в области бюджетно-налоговой политики. Ее результатом должен стать бездефицитный бюджет, который предполагает увеличение внутренних заимствований правительства, снижение налогов для предприятий и увеличение расходов населения на ЖКУ и водку.

О ДОХОДАХ

Можно утверждать, что дело Новицкого живет и побеждает, поскольку смена премьера никак не отразилась на стратегических планах правительства.

Оно и в 2004г. собирается наращивать свой внутренний долг за счет более активного использования государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций, особо не надеясь на доходы от приватизации. И это настораживает, потому что радикальное решение проблемы дефицита бюджета и его сбалансированности возможно только двумя путями: посредством увеличения инфляции или продажи госсобственности.

Отказываясь от активной приватизации, правительство тем самым ставит под угрозу одно из двух: или идею бездефицитного бюджета, или сохранение курса на дальнейшее укрепление белорусского рубля.

Причем ускорение инфляции наиболее вероятно, так как поддержание курса национальной валюты в последний год ее существования может стоить государству значительно больше, чем $50 млн. золотовалютных резервов.

Очевидно, что и население, и предприятия начнут избавляться от белорусской валюты еще до 1 января 2005г., воспользовавшись для этой цели конвертируемой валютой третьих стран, не дожидаясь специального приглашения к началу грандиозной обменной акции. К тому же Россия - немногим менее долларизированная страна, чем Беларусь.

В такой ситуации правительству и Нацбанку могут понадобиться не только наличные золотовалютные резервы, но и дополнительные. Однако в концепции нет информации, указывающей на привлечение дополнительного внешнего финансирования. Зато о планах по снижению налоговой нагрузки на предприятия можно узнать очень подробно.

Намерение правительства сократить сборы и налоги с выручки вызывает одобрение - это неизбежно скажется на предпринимательской активности в будущем. Но решению проблемы сокращения дефицита бюджета в 2004г. это вряд ли поможет.

Исходя из самых лучших побуждений правительство хочет снизить на 2,3% косвенные налоги, а дополнительные доходы бюджета в размере 0,5% получить за счет повышения акцизов на водку (белую) - с 3,9 до 4,4 евро - и увеличения налогов на прибыль. Оценивая эти намерения, не стоит забывать, что речь идет об экономике страны, где половина предприятий официально убыточна и прибыли давно уже не имеет.

К тому же есть вполне реальные опасения, что с 1 января 2004г. «Газпром» может поднять тарифы как на транспортировку природного газа, так и цену на сам газ. Для поставщиков коммерческого газа, обеспечивающих половину потребностей всей республики, тарифы на транспортировку возрастут уже с 1 августа текущего года. В результате повышения тарифов на прокачку газа по российской территории на 20% возрастет себестоимость продукции белорусских металлургических, машиностроительных и энергетических предприятия. Насколько болезненной может оказаться эта мера, нетрудно представить, если учесть, что 80% национальной экономики ориентировано на потребление природного газа.

С целью сохранения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий возникает необходимость повышения тарифов на прокачку природного газа по белорусской территории. Осенью прошлого года Александр Лукашенко угрожал этой мерой «Газпрому», но сегодня белорусская позиция уже более осторожная, так как сейчас почти официально признано, что эта мера позволит лишь частично компенсировать белорусские потери.

При сложившихся объемах транспортировки природного газа (это чуть более 30 млрд. куб. м) и доведения тарифа до украинского уровня (немногим более $1 за транспортировку 1.000 куб. м на расстояние 100 км) Беларусь сможет получить доход в размере не более $180 млн. в год. Но тогда и «Газпром» будет вправе поднять цены на газ с сегодняшних $24,5 до украинских цен в $55 за 1.000 куб. м. После чего в Беларуси не останется конкурентоспособной продукции, а число прибыльно работающих предприятий сократится до минимума, которые совершенно «случайно» окажутся сосредоточенными в управлении делами президента. И данному хозяйственному подразделению президентской власти можно будет смело присваивать статус Национального парка реликтов белорусской экономики.

Между тем сумма дохода, получаемого Беларусью от транзита природного газа, позволяет вновь вернуться к проблеме «рыночной оценки» акционированного «Белтрансгаза». Если допустить, что сумма прибыли от эксплуатации газотранспортной системы Беларуси составит половину от рассчитанной по украинским коммерческим тарифам суммы, т.е. $90 млн. в год, то для полной окупаемости $4,5 млрд. стоимости «Белтрансгаза» понадобится 50 лет. Исходя же из нормативного срока окупаемости в 5 лет стоимость данного предприятия никак не может быть больше $500 млн.

Начав неоправданно завышать цену акций «Белтрансгаза», белорусские власти опасно рискуют, и не только бюджетом следующего года.

О НЕКОТОРЫХ РАСХОДАХ

До сих пор благодаря низким ценам на природный газ, получаемый от «Газпрома», Беларуси удавалось ограничивать рост внутренней энергетической задолженности, которая досаждает некоторым другим странам СНГ. С 1 августа текущего года ситуация начинает меняться.

Правительство решило повысить уровень возмещения населением затрат жилищно-коммунальных расходов в 2004г. до 60% их себестоимости. Эта мера предполагает увеличение номинальных тарифов на 40% к уровню текущего года.

Чтобы представить, во что это обернется для жителей республики, стоить принять во внимание уже состоявшееся в июне-июле повышение тарифов на горячую воду и отопление на 31%. Это произошло несмотря на требование Лукашенко ограничить рост тарифов в текущем году для населения 50% к уровню себестоимости ЖКУ. Но Минэкономики презрело указания президента, избрав мотивом для такого решения «платежи за природный газ, купленный за пределами Беларуси» и «нужды жилищных организаций». По новым расценкам, с октября текущего года за трехкомнатную квартиру семье из четырех человек придется ежемесячно выкладывать $50 в эквиваленте.

Если учесть планы правительства на 2004г., становится ясно: это не предел, и отданная за ЖКУ половина среднемесячной зарплаты в $150 с учетом намечаемого повышения тарифов на 40% - это не фантастика. К тому же правительство намерено «осуществлять опережающее повышение ставок платы для граждан за техобслуживание относительно тарифов на другие услуги ЖКХ (до 150-160 рублей за 1 кв. м общей площади жилых помещений в среднем в 2004г.)». В результате, согласно статистике, одну половину зарплаты жители Беларуси будут тратить на продукты, а вторую - на возможность комфортного использования унитаза в холодное время года.

Для полноты восприятия намеченных планов следует также учесть, что в квартирах проживают не только труженики с вожделенной средней зарплатой, но и ветераны труда с пенсией, составляющей в лучшем случае половину зарплаты. Воплощение планов правительства в жизнь вынудит их сменить жилище на более скромное, а может быть, и вообще сменить привычный городской уклад жизни на непривычный, но более здоровый сельский.

Не следует также забывать, что $150 средней зарплаты - это только планы. Их выполнение предполагает почти такой же темп роста оплаты труда, как и в год президентских выборов. А для этого, как показал опыт 2001г., надо будет резко увеличить ВВП (не менее чем на 7-8%) и сократить инвестиции в экономику в случае отказа от активной приватизации госпредприятий. Какие последствия для экономики будет иметь увеличение совокупного фонда оплаты труда в 1,5 раза, представить нетрудно, как и то, что надвигающаяся зима станет самым дорогим сезоном для жителей Беларуси за время президентства Александра Лукашенко.
Добавить комментарий
Проверочный код