Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№25 (392) 07 июля 2003 г. Тема недели

«ОНИ ДО СИХ ПОР ЖИВУТ В 1970-Х...»

07.07.2003
Марина ГУЛЯЕВА

№ 25 [392] от 07.07.03 - Кинорежиссер Владимир Янковский отказался быть режиссером «Анастасии Слуцкой» по двум причинам: он полагал, что средства, выделенные на картину, более чем недостаточны, и его не устраивал контроль «Беларусьфильма» над, как сказал Янковский, «моим творчеством». Владимир Янковский желает успеха «Анастасии Слуцкой» на экранах и у зрителя и собирается снимать свое кино. Сущность разговора обозревателя «Белорусской газеты» c Владимиром ЯНКОВСКИМ точнее всего определил сам интервьюируемый - абсурдный.

- Как вы оцениваете состояние белорусского кинематографа?

- Мне задавать этот вопрос неэтично, потому что я нахожусь в несколько другом положении. Вы, когда поднимались ко мне в кабинет, видели студию? По коридорам прошли? Заметили, в каком состоянии все находится? А когда зашли в нашу студию, почувствовали разницу? «Беларусьфильм» сидит практически без денег, и поэтому не со мной стоит обсуждать состояние белорусского кино. Я работаю в Москве, для Беларуси делаю что-то очень редко - у белорусских заказчиков очень мало денег. В стране проблемы с бизнесом, для вас ведь это не новость, откуда могут быть хорошие бюджеты на рекламу? А я работаю в основном с большими бюджетами. Поэтому мне давать оценки про несчастное белорусское кино как-то не очень правильно.

 - Оно вообще есть?

- Я могу судить лишь умозрительно: в наших павильонах снимаются московские сериалы, собственно белорусского кино - одна-две картины в год, и то для галочки.

 - В начале 90-х гг. российский и белорусский кинематографы имели одинаковые стартовые условия. Однако российский кинематограф сегодня на подъеме, там появились интересные молодые режиссеры, которые снимают, как мне кажется, очень приличное кино.

- Ничего приличного в России пока нет. Давайте называть вещи своими именами: если понимать под приличным местечковый уровень - то да, это кино таковым можно назвать. Если говорить о мировом уровне, то русского кино в мире никто не знает. Кино мирового уровня у нас не производится - ни одной картины нет.

 - А вы сами смотрите кино?

- Я не просто смотрю кино - я киноман. Не проходит дня, чтобы я не посмотрел нового фильма, я в курсе всех последних новинок мирового кино.

 - Кино мирового уровня не снимается лишь из-за отсутствия денег?

- Причина в менталитете - за 70 лет большевики уничтожили всю культуру и искусство.

 - Вы хотите сказать, что в те годы хорошего кино не было?

- Секундочку. Во все времена есть «белые вороны» - в России был Тарковский, у нас Рубинчик - он был настоящим романтиком, это, пожалуй, единственный режиссер, которого я могу выделить. Все остальное кино было традиционным, советским - как и всё в то время. В любой пустыне пробиваются ростки, но леса из них не получится! Было очень много талантливых авторов, но идеология настолько мешала им самовыражаться, делать нормальное человеческое кино, понятное всему миру, что это 70-летие нашего кинематографа просто канет в бездну истории - его как будто и не было.

Мы очень любим говорить, что наше кино никто не понимает. Почему понимают французское, испанское, немецкое кино? Национальных барьеров в кинематографе нет, есть один критерий - плохое и хорошее кино, талантливое и бездарное. Если ты будешь снимать о людях, на вечные темы - тебя поймут. Если же ты будешь снимать вроде бы про человека, но через призму некоей идеологии, потому что партия приказала... Когда я начинал работать над «Анастасией Слуцкой», я прошел шесть советских худсоветов - типичных советских худсоветов!

Да, мы с Россией начинали в равных условиях, но там другая ситуация: и бизнес развивается, и законы нормальные, и денег много - не везде, конечно, но в Москве их много. И эти деньги вкладываются в кинематограф, поэтому он развивается. А здесь - мне приходится привозить свет из Москвы, потому что наш на уровне 70-х гг. Хотим мы этого или не хотим, интеллигенция очень не любит этого слова, но все решают деньги. Будут деньги в стране - будет культура. Нет - ничего не будет.

 - Цитируя известного литературного героя: «Если в стране водятся денежные знаки, должны же быть люди, у которых их много».

- Да не много их у нас, поверьте - в Беларуси денег мало. Во всяком случае, на кино их точно нет. Когда я работал над «Анастасией Слуцкой», пытался искать деньги, но... Их либо нет, либо не хотят давать, либо боятся, либо никого это не интересует - не та ситуация в стране. Почему в России снимается так много фильмов? Компании, которые вкладывают деньги в кино, освобождаются от уплаты некоторых налогов, поэтому люди готовы инвестировать. А просто так, от «балды» тратить деньги... Вообще, у нас с вами получается абсурдный разговор. Мы говорим о поиске денег на кино. У нормального кинематографиста главная задача - снять кино, чтобы самому заработать деньги и опять снимать. И не просить денег ни у дяди, ни у тети, ни у президента. Но ни в России, ни здесь этой задачи пока нет. Ну снимают в России кино, но прибыли-то нет - ни один фильм не «отбился». Очень слабый прокат, мало кинотеатров. Вы представляете, какое количество залов в США, если «Матрица-2» за один уик-энд собрала более $120 млн.! У нас нет хороших фильмов, нет идей, не развита система кинопроката, наш зритель отучен ходить в кинотеатры, потому что есть видео. Это раньше в кинотеатры ходили просто валом, потому что ничего другого не было. Мы всегда с гордостью говорили, что наша нация самая духовная, самая образованная - это неправда. У нас, к примеру, симфонических оркестров в три раза меньше, чем в Америке. И библиотек у нас меньше. Потому что там библиотеки и симфонические оркестры субсидируются государством.

 - Вы сказали, что национальных барьеров в кинематографе быть не может. «Анастасия Слуцкая» создавалась как национальное кино. Что в вашем понимании национальное кино - созданное на белорусские деньги, кино, проповедующее некую белорусскую идею?

- Мы опять возвращаемся к началу разговора - к менталитету советского человека. В маленькой стране Дании есть Ларс Фон Триер - он снимает национальное кино? В Швеции есть Ингмар Бергман - какое кино снимает он? Я как-то смотрел передачу по БТ, где обсуждали белорусский кинематограф все в том же советском духе: где кино о нашем человеке? Надо снимать кино просто о человеке, неважно кто он - белорус или африканец. Снимай кино о человеке, и тогда можно будет говорить, национальное кино или нет. Национальное кино - идеологическая формулировка, придуманная государством. Но мне кажется, главная задача - делать хорошее кино.

 - Какова роль государства в этом?

- В финансовой поддержке, разумеется.

 - А разве у нас кино не поддерживается? Последний проект «Анастасия Слуцкая» продемонстрировал это вполне наглядно.

- Это не та поддержка - если я скажу, сколько во Франции в год выделяется средств на кинематограф, вы в обморок упадете. Нам нужно хотя бы свет купить для «Беларусьфильма». Я вам с самого начала сказал: нет денег. Появятся деньги - появятся идеи, кинематограф, появится все, что хотите.

 - Вы видели «Анастасию Слуцкую»?

- Мне нельзя на эту тему говорить - это просто неэтично. Ну сделали и сделали - молодцы. Если бы сняли его за $4 млн., как предполагалось - наверное, это было бы другое кино. Я желаю успеха этому фильму на экране и у зрителя.

 - Одна из составляющих успеха картины - большой бюджет?

- Чтобы она была зрелищной - безусловно. Камерное кино можно снять за копейки.

 - Почему же тогда оно не снимается в Беларуси?

- Опять начинаем по новой... В нашей стране не было хорошего кино. Валерий Рубинчик давно уехал, все остальные режиссеры не снимают лет по десять. Но не все так печально: появятся деньги, все оживет.

«НАША СЛУЦКАЯ - БЛУДНИЦА?»

- Создание «Анастасии Слуцкой» проходило под патронажем президента, и он впредь пообещал поддержку подобным национальным проектам. Можно ли говорить, что кино становится частью идеологического аппарата государства?


- Мне кажется, вы слишком глубоко копаете - все намного проще. Государству, по-моему, все равно, какое кино снимается, главное, чтобы оно было. Государство не делает упор на идеологию в кино, как в свое время Ленин: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Ей-богу, это не так. У государства другие проблемы - совхозы, колхозы и проч. Надо создать видимость, что есть белорусское кино. Так было принято в советские времена, только тогда снималось 30 фильмов в год, а сегодня - один-два. Система не изменилась.

Когда я был на худсоветах по «Анастасии Слуцкой», у меня было чувство, что сработала машина времени: раз - и ты опять там, на комсомольских собраниях. По драматургии нормального кинематографа, в кино должен быть любовный треугольник, и мы придумали такой треугольник в «Анастасии Слуцкой». Я ведь хотел снять фильм о любви, о том, как трудно бывает в жизни принять решение... И вот на одном из худсоветов прозвучало: если Жанна д’Арк - Орлеанская девственница, то что, наша Слуцкая - блудница? И тогда я понял: все, приплыли окончательно. А ведь на дворе был 2000г., а они до сих пор живут в 1970-х...

СПРАВКА «БГ». Владимир Янковский родился в 1960г. Закончил Белорусский театрально-художественный институт, отделение «актер театра и кино». 10 лет играл в театре им. Горького. Работал брокером на Российской товарно-сырьевой бирже. В 1995г. создал кинокомпанию Irreal Pictures. Снял более 300 рекламных роликов и видеоклипов в России и странах дальнего зарубежья.
Добавить комментарий
Проверочный код