Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (392) 07 июля 2003 г. Тема недели

КАК СНЯТЬ ЗА $1 МЛН. «АНАСТАСИЮ СЛУЦКУЮ»

07.07.2003
Константин МАХНО

Свершилось! На экраны пришло новое белорусское кино. И не простое, а изначально заявленное как чисто белорусский национальный продукт и воплощение новой государственной идеологии. Государство вспомнило о душах простых граждан и решило порадовать их не только дежурным «Славянским базаром» и очередным парадом унылых весельчаков из КВН. «Анастасия Слуцкая» - вещь посильнее «Фауста» Гете.

ЗВОН КОЛЬЧУГ, ПОЛЕТЫ СТРЕЛ

Костюмное историческое кино мило сердцу самого широкого зрителя. Мужчины в восторге от яростных стычек небритых героев в помятых латах, дамы переживают повороты любовных интриг и оценивают крой старинного платья, дети просто в восторге от того, что всё ярко, красиво и куда-то несется. Скептики, знатоки и специалисты остаются в меньшинстве. Увы, публика идет в кино не за правдой истории, а за красивой сказкой. И ей на самом деле абсолютно неважно, что на экране отважно сопряжены дама в костюме XIII века и кавалер из XIV. «Анастасия Слуцкая» поэтому вполне способна доставить тихую радость непритязательному зрителю. Право же, местами это выглядит не хуже среднего костюмного телесериала типа «Королевы Марго». А дальше начинаются вопросы.

ЗА РЕЖИССЕРОМ РЕЖИССЕР

Пару лет назад было решено срочно создать белорусскую идею. Под это дело была собрана команда лояльных гуманитариев и одновременно запущен в производство белорусский блокбастер нового поколения. На место привычных «Черного замка Ольшанского» и «Знака беды» должна была прийти обновленная национальная мифология. Первой в новом параде героев стала белорусская Жанна д’Арк - Анастасия Слуцкая. Выбор был абсолютно точным: женщина с оружием - верная приманка для массового зрителя. Примерам несть числа: от фигуристой Рыжей Сони, рубившейся с самим Конаном-Шварценеггером, до лихой Никиты с «Магнумом» в декольте и шустрых «Ангелов Чарли». А уж после успеха бессоновской «Жанны д’Арк», сработанной в жесткой клипово-декоративной манере, наша «Анастасия», казалось, была обречена на успех.

Первым на фильм пришел клипмейкер Владимир Янковский и принес планов громадье: привлечение иностранных спонсоров, реконструкция укреплений в Слуцке, доставка на съемки специальных пород низкорослых коней для татарского войска, упор на батальные сцены и большую откровенную любовь. Но тут ударил гром: было заявлено о решении делать чисто белорусский продукт без привлечения «чужих» денег. Бюджет ограничился скромными госдотациями в $1 млн., возможные спонсоры отпали, а затем ушел и сам Янковский. Новым режиссером стал оператор «Буратино» и «Красной Шапочки», автор нескольких фильмов Юрий Елхов. Как говорят, потому, что никто другой не соглашался.

ИСТОРИЯ НЕ ИСТОРИЯ, СКАЗКА НЕ СКАЗКА

Дела с самого начала пошли на лад, в стиле «Кавказской пленницы»: «Кто нам мешает - нам поможет». Слабоват сценарий? Неважно, возьмем фактурой. (Костюмы, к слову, действительно хороши.) Не хватает реквизита и массовки? Позовем ребят из рыцарских клубов и безотказных солдатиков. Нет аутентичных костюмов крымских татар? Поможет дружественный «Узбекфильм», там как раз не знают, что делать с костюмами нереализованного «Чингис-хана». Да и актеров на две главные татарские роли подбросят. А вообще, главное - красивые герои. Мысль, в целом, верная. Только красоту искали в странных местах: то на балетной сцене (кандидатка N1 Анастасия Волочкова), то на подиуме (кандидатка N2 модель Ольга Сидорова), то на телеэкранах (кандидатка N3 Олеся Судзиловская). А первый мужчина отыскался в московском стрип-баре. Знойный красавец Тарзан, обладатель рельефной мускулатуры, влажного взгляда и улыбки младенца, получил предложение, которого наверняка не смел и ожидать.

Все вместе - разношерстная массовка (многие рыцари снимались в своей пестрой амуниции разных веков), рекламного вида герои, предельно упрощенные сюжетные ходы и одномерные персонажи - должно было сложиться в фильм, предусмотрительно названный авторами «романтической средневековой легендой». Что значит - может, было, а может, и нет. Мы так придумали. А какой спрос с кинофантазии?

КАК ЭТО СМОТРЯТ

Тем, кто побывал на премьерных показах, можно позавидовать и посочувствовать. Позавидовать, поскольку они первыми узнали, что, собственно, нам сегодня предлагают в качестве национального кинопродукта. А посочувствовать, поскольку радоваться тут особо нечему. После долгого ожидания и сомнений «будет - не будет» мы получили честно сработанный на малые деньги скромный фильм в лучших традициях советского кино эпохи позднего Брежнева. Увы, несколько человек в лисьих шапках, кочующих из кадра в кадр, - это не многотысячные орды негодных захватчиков, ансамбли «Контрданс» и «Палац» в весьма условных костюмах - не средневековые менестрели, Тарзан - совсем не Олег Видов и даже не Анатолий Кот, а диалоги о христианской вере обнаженного Будимира и полуодетой Анастасии по пояс в озере способны вызвать лишь нездоровый смех.

Легенда оказалась очень простой и начисто лишенной того заводного национально окрашенного пафоса, без которого немыслимы ирландский «Роб Рой», шотландское «Храброе сердце» или польский эпос «Огнем и мечом». Есть доспехи - нет героизма, есть красивые герои - нет ярких образов. Смотреть это можно. Любить - вряд ли. «Анастасия Слуцкая» попала в ножницы между идеологическим заказом и законным желанием коммерческого успеха. Хотели всего сразу. И много. А вышло то, что вышло.

КОКТЕЙЛЬ «АНАСТАСИЯ»

1. «Конан-варвар»
(1981, реж. Джон Миллиус)

Боевая киносказка о стране Нигде с фактурным австрийским культуристом Арни Шварценеггером в главной роли - 20%.

2. «Жанна д’Арк» (1999, реж. Люк Бессон)

Монументальная историческая фреска о деве-воительнице, спасшей родную Францию от британских оккупантов - 50%.

3. «Унесенные ветром» (1939, реж.Виктор Флеминг)

Романтическая история любви двух сильных людей на фоне бурных исторических событий и активно двигающейся во все стороны массовки - 30%.

ПЕРВЫЕ ОТЗЫВЫ

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь.
Любовь к Родине, гордость за ее славное прошлое - вот те чувства, которые пробуждает в зрителях фильм об Анастасии Слуцкой. Создателям фильма удалось сделать максимум возможного за короткое время и за выделенные на эти цели средства. (По информации БЕЛТА)

 Юрий Будько, издатель. Мне фильм понравился, хотя сюжет абсолютно предсказуем. Но ведь в таком кино «наши» всегда побеждают! Там, где не требовалось больших затрат, все сделано хорошо: нормальная, голливудского качества киномузыка, интересная работа оператора. Там, где нужны были массовка и спецэффекты, - там, конечно, провалы. Актерам нечего играть, они особо и не играют. Но для белорусского кино это, безусловно, удача: кино голливудского типа на крепкую «четверку».

Андрей Курейчик, драматург. Мое первое впечатление - недоумение. Я очень ждал это кино, считал, что оно заставит нас по-новому отнестись к собственному прошлому. Меня озадачило столь лобовое понимание истории. Нет интриги, нет психологической глубины. Герои одномерны: хороший - просто хорош, злодей - по жизни негодяй. Нехватка денег здесь не главное, я не увидел цельной авторской концепции. Прямолинейное идеологическое кино. На нынешнем «Беларусьфильме» другого фильма сделать просто не могли.

 Роланд МакГир, рыцарское братство «Дикая охота» (Минск). Мы работали на «Анастасии Слуцкой». На съемках старались как могли. Хотя, по-моему, лучшие боевые эпизоды в кино почему-то не попали. Фильм - на «три с плюсом», за что плюс - не знаю. Но один раз можно посмотреть с интересом. Да и как я могу ругать фильм, в котором снимался мой клуб?!

5 причин посмотреть «Анастасию Слуцкую»

1. Во время финального поединка Анастасии и татарского хана можно скандировать «Жыве Беларусь!» (если не повяжут).

2. Актер Александр Кот (князь Владимир) на диво хорош.

3. Не надо ехать на фэст в Несвиж, чтобы увидеть знакомых парней из рыцарской тусовки.

4. А в Москву - чтобы лицезреть филейные части Тарзана.

5. Вероника Круглова поет, ворожит и ножки показывает.

5 причин не смотреть «Анастасию Слуцкую»

1. Где тут, скажите на милость, белорусская идея?

2. Сюжет избит до безобразия.

3. Вы - не мазохист, и помните, что на дворе лето.

4. Мила Йовович круче Светланы Зеленковской.

5. У вас еще сохранился набор кассет с «Зеной - королевой воинов».
Добавить комментарий
Проверочный код