Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (392) 07 июля 2003 г. События. Оценки

МЕСТЬ ГОСУДАРСТВА

07.07.2003
Марина ГУЛЯЕВА

С 1 июля вступил в силу специальный протокол Совета Европы, отменяющий смертную казнь при любых обстоятельствах во всех 45 странах - членах Совета Европы. В Беларуси с 1995г. было осуществлено 216 смертных приговоров. По словам представителей комиссии по вопросам помилования при президенте, год от года их количество снижается, а в нынешнем году пока еще не было исполнено ни одного.

Член комиссии Владимир Самусев полагает, что постепенно и наша страна придет к отмене смертной казни, а пока ссылается на результаты референдума 1996г. - около 80% граждан выступили против отмены смертной казни. По словам правозащитника Любови Луневой, перспектив отмены смертной казни в Беларуси в ближайшем будущем нет никаких, поскольку для государства это «акция устрашения, рычаг давления на общество, при этом государство, гарантируя право на жизнь, само выступает в качестве убийцы».

Обозреватель «Белорусской газеты» беседует с советником президента России Владимира Путина по вопросам помилования Анатолием ПРИСТАВКИНЫМ.

- Россия не подписала этот протокол, хотя, насколько мне известно, с 1996г. в вашей стране не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора.


- Это действительно так. Государственная дума пока еще не приняла закон, отменяющий смертную казнь, но гарантией того, что это произойдет, для меня являются слова Владимира Путина: «Я прекрасно знаю и уверен, и это знает любой юрист, что ужесточение наказания само по себе к искоренению преступности не ведет... Это было бы простым решением, но это, к сожалению, не так. Мы с вами хорошо знаем, что в некоторых странах в разное время даже за очень незначительные правонарушения, скажем, карманные кражи, назначалась смертная казнь, причем публичная. И больше всего карманных краж совершалось как раз на площадях во время этих публичных казней. Если правильным является тезис, что больше всего мы страдаем от того зла, которое находится внутри нас самих, то можно сказать, что ужесточая наказание - а смертная казнь, по сути, наказанием не является, она является, скорее, местью со стороны государства, - так вот, ужесточая наказание, государство не устраняет жестокость, а только порождает ее вновь и вновь. Государство не должно присваивать себе право, которое в действительности принадлежит только Всевышнему, - лишать человека жизни. Поэтому могу твердо сказать: я против восстановления в России смертной казни».

 - И вместе с тем в одной из своих статей вы пишете: «...Большевистские традиции с их ориентировкой на казни у нас нисколько не поколеблены... Как мы верили всенародно, что надо побольше убивать преступников, так и продолжаем в это верить».

- 70-75% российского общества выступает за смертную казнь. Более того, год назад около 100 известных российских деятелей культуры и науки обратились с открытым письмом к президенту, где просят отменить мораторий на смертную казнь. В числе подписавшихся - лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, драматург Виктор Розов, писатель Александр Солженицын и др. С противоположным призывом выступили не менее значимые в России деятели, но их обращение осталась фактически незамеченным.

У меня против мнения авторитетных коллег есть только один довод, но это довод Льва Толстого.

В молодости он выступал в суде защитником одного солдата, посмевшего в сердцах ударить своего офицера и потому осужденного к расстрелу. Толстой не смог защитить солдата и в конце жизни написал рассказ «Воспоминания о суде над солдатом». Этот случай, как он сам пишет, имел на всю его жизнь гораздо большее влияние, - обратите внимание! - «чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря и поправление состояния, успехи и неуспехи в литературе, даже потеря близких людей».

 «...То, что жизнь каждого человека священна, что не может быть права одного человека лишить жизни другого, - пишет Толстой, - это знают все люди... Должно только одно: постараться освободить людей-судей от того одурения, которое могло привести их к такому дикому человеческому намерению. Ведь доказывать это - все равно, что доказывать человеку, что ему не надо делать то, что противно и несвойственно его природе: не надо зимой ходить голому, не надо питаться содержимым помойной ямы...»

- Почему общество так ратует за смертную казнь?


- Десятилетия тоталитарного режима - вот ответ. Когда цена жизни была доведена до нуля. Люди привыкают к смерти, разницы между жизнью и смертью для них нет. И потом, чем больше казнят, тем спокойней на улицах, напуганный человек ищет защиты. Но над кем исполняют смертные приговоры? Не над главарями мафиозных группировок, не над киллерами, а над теми, кто не может себя защитить, государство казнит людей самого низшего и незащищенного слоя, споенного водкой и доведенного до скотского состояния. 70% населения, голосуя за высшую меру, выступают за собственную смертную казнь. Если в Германии в школе задать вопрос: «Кто за смертную казнь?» - нет ни одной поднятой руки. У нас - лес рук.

 

- Насколько степень развития демократии в обществе взаимосвязана с отменой смертной казни?


- Напрямую. Вспомним Германию, которая сразу после войны отменила смертную казнь, желая смягчить нравы общества. А вообще, на мой взгляд, лучше Андрея Сахарова об этом никто не сказал: «Государство в лице своих функционеров присваивает себе право на совершение самого ужасного и непоправимого - лишать жизни. Такое государство не может ожидать улучшения моральной атмосферы в стране».

СПРАВКА «БГ».
Анатолий Приставкин родился в 1931г. в Люберцах (Московская обл.). Во время войны остался сиротой, воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе. Отслужив в армии, поступил в Литературный институт им. М.Горького. Занимался на семинаре Л.Ошанина. В 1958г. в журнале «Юность» напечатал цикл рассказов «Военное детство». После окончания института поехал на Братскую ГЭС, работал в бригаде бетонщиков на котловане будущей станции, одновременно являясь корреспондентом «Литературной газеты». В эти годы пишет документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). Вернувшись в Москву, Приставкин не оставил «сибирскую» тему, позже написав очерки о строительстве БАМа. В 70-е гг. печатает рассказ на тему войны «Солдат и мальчик». В 1987г. Приставкин опубликовал самое значительное свое произведение - повесть «Ночевала тучка золотая...» В начале 1992г. возглавил комиссию по вопросам помилования, которая была распущена в 2001г.
Добавить комментарий
Проверочный код