Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№25 (392) 07 июля 2003 г. Общество

ШЕВЧУК СПЕЛ ПРО «БАТЬКУ»

07.07.2003
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Двойной государственный праздник посреди лета - хороший повод для концертных организаторов всерьез нарушить традиционное вялое течение гастрольного межсезонья и поиграть мускулами. Из общего ряда выделялись два мероприятия. Во-первых, большой концерт звезд советской эстрады на стадионе «Трактор» - дело, по идее, достаточно привлекательное и во многом даже поучительное, если бы не замеченное еще во время дневной трансляции по БТ обилие выступлений под фонограмму. А потому было принято решение отправиться на мероприятие номер два - начинавшийся несколько позже концерт давно не гостивших у нас «ДДТ».

Монстры русского рока выступали на стадионе «Динамо», где все по понятным причинам кишело стражами порядка. Работали они достаточно медленно, а потому даже на момент начала концерта на входах еще толпилось много людей. У всех старательно изымались любые (в т.ч. пластиковые) бутылки с напитками и даже по возможности зажигалки. После досмотра суровый инструктаж: «Не курить, не пить и не нюхать!»

К началу концерта отведенные под него десять тысяч мест были заполнены процентов на 80 (по ходу эта цифра дошла где-то до 90). Публика стала требовать музыкантов на сцену еще до времени начала концерта. «Дэ-дэ-тэ!» - скандировали зрители, но, слетаясь с разных сторон, сочетаясь с эхом по воле какого-то звукового обмана, этот слоган то и дело превращался в комичное в этой ситуации «Э-нэ-рэм!».

Поднимаясь на сцену под одобрительный визг публики, Шевчук чуть не упал. Все прояснилось после приветствия и поздравлений с праздником освобождения. Оказалось, он недавно попал в аварию и повредил ногу, а потому «танцев не будет». «Для начала самую старую», - сказал он и под акустическую гитару заиграл «Дождь». Эта песня прославилась во времена диска «Актриса весна» (1992), но входила еще в первый магнитоальбом группы - до сих пор не изданный «ДДТ 1» (1981).

Вслед за «Что нам ветер» («Это все», 1994), встреченной с еще большим энтузиазмом, Шевчук посвятил композицию «Пластун» («Пластун», 1991) Василю Быкову. «Мне страна ворковала о сыновьей любви / Вытирая платочком сухие глаза / Сморкаясь в кровавое вымя зари / Поминая героические имена», - с надрывом пел он. Затем насыщенная индустриальными лязгами «Мы» («Мир номер ноль», 1999) лишь усилила давление, после чего наступила разрядка в виде романтичной «Любовь, подумай обо мне» из вышедшего в конце мая диска «Единочество II. Живой

Когда следом пребывавший в прекрасном расположении духа лидер «ДДТ», улыбаясь, спросил «ну что вам спеть?», рассеялись опасения тех, кто боялся, что концерт сведется к воспроизведению во многом непростых и нерадостных по настроению образов обоих «Единочеств».

Как признался потом «Белорусской газете» Юрий Шевчук, такая идея была, но от нее решено было отказаться, поскольку концерт стадионный и был все-таки приурочен к празднику. В итоге прозвучало лишь по четыре песни из этих двух альбомов, и они скорее были лишь мазками в общей картине концерта, как, впрочем, и оба эти диска на фоне всего творчества группы. Все остальное - это хиты разных лет, в основном 90-х, среди которых по понятным причинам доминировали композиции из дисков «Актриса весна» (1992) и «Это всё» (1994), а альбом «Любовь» (1996) вообще был обойден стороной.

Следует признать, что, несмотря на возраст, «ДДТ» и сейчас по всем статьям соответствует своему статусу гранда российского рока. Давно не приходилось видеть столь плотного и грамотного по построению концерта. Все-таки надо не просто отыграть два с половиной часа, а еще и держать публику во внимании. А потому тяжелые блоки постоянно чередовались с подборками более массовых хитов. Ну и плюс видеоряд на четырех экранах, где картинка выступления в зависимости от тематики и настроения песни сменялась военной хроникой или геометрическими фигурами кислотных цветов.

Не обошлось без песенных сюрпризов. «Потолок» («Метель августа», 2000) превратился в отличнейший рэгги, а в уже почти легендарной «Ночной пьесе» («Единочество I», 2002) Шевчук вместо Путина спел про «батьку»: «Батька едет по стране на серебряном коне /«Батька» всем людям поможет - дай ему здоровья, Боже / Всех бандитов перебьет, работягам он нальет /«Батька» едет по стране, а мы - по-прежнему в…». Здесь зал самостоятельно добавлял необходимое слово.

Неожиданным было появление ближе к середине выступления двух девушек в народных костюмах, являвших собой ансамбль «Радуйся». Сначала они под фанк-аккомпанемент «ДДТ» исполнили заводную народную «Ой, лели-лели», а затем подпели коллективу на нескольких песнях из второй части «Единочества», в записи которых они принимали участие.

В составе самой группы неплохо смотрелся совсем молодой гитарист Алексей Федичев из «Башаков-бэнд», заменивший легендарного Вадима Курылева. Как всегда, в нужный момент «зажигал» дядя Миша (саксофон, флейта), в рок-н-ролльном блоке спевший знаменитую «Хипаны». Несколькими джазовыми соло на трубе отметился Иван Васильев.

Сам же Шевчук порадовал своей немеркнущей харизмой и позитивностью, которая слишком редко проявлялась на последних двух дисках группы. Он тепло общался с публикой между песнями и, несмотря на травму ноги, к концу даже растанцевался. Он же соло исполнил под акустическую гитару свою малоизвестную и не издававшуюся песню про войну «Господь нас уважает». А завершила выступление под выстрелы начавшегося на стадионе салюта и тысячи огней неконфискованных зажигалок песня «Это всё».

В состоявшемся после концерта общении с несколькими изданиями, среди которых была и «Белорусская газета», Шевчук был столь же естественен, как и на сцене. Часто приписываемое ему в последнее время мессианство никак не проявлялось. Это был именно разговор на самые разные темы (и до философии добрались), а не интервью или пресс-конференция. Разошлись через два часа, в полвторого ночи, когда бабульки-вахтерши деликатно попросили освободить помещение. Сославшись на бесконечность (но не бессмысленность) разговора, решили на этом и закончить, а на следующий день стало известно, что, пока музыкант со своим сыном пребывал в Минске, его квартиру в Санкт-Петербурге ограбили. Такая вот метафизика…

«ГЛАВНЫЙ - ЭТО ХРЯК КАКОЙ-ТО»

- Ваши впечатления от концерта?


- Думаю, он получился не хуже того, что был здесь же в 94-м. Тот был просто ломовой. Но тогда дух был совсем другой. Беларусь не знала, с кем она пойдет, кто будет начальником, и время чувствовалось гораздо острее. Сейчас острота тоже есть, но эти бритвы будто уже застланы коврами бытия.

 - В программе была использована военная кинохроника. Вы специально ее готовили?

- Это было сделано для концерта 22 июня 2001г. в Бресте, приуроченного к 60-летию начала войны. То был, наверное, вообще один из лучших концертов в истории «ДДТ». К сожалению, почему-то Белорусское телевидение не стало снимать его, хотя камеры стояли на площадке и они снимали все выступления до нас. Вроде бы кто-то запретил. Причем аналогичный концерт должен был пройти в Минске, но его запретили. Тогда мы три часа пели о войне. Ни одного рок-н-ролла. Мы готовились к тому концерту больше месяца. Причем с предложением на нас выходил кто-то от президента России, и я поначалу категорически отказался - все-таки это слишком серьезная дата. Но потом я позвонил своему отцу-фронтовику. И он сказал: «Ваша музыка войны не испортит». Мы тогда пели Окуджаву, Высоцкого и многих других.

 - В связи с уходом из группы ряда основных музыкантов, скажем, того же Вадима Курылева, многие говорят о свершившемся превращении «ДДТ» в сольный проект Юрия Шевчука. Как вы к этому относитесь?

- Я, конечно, лидер группы, но это не значит, что я главный. Это разные вещи. Главный - это хряк какой-то. Лидер - это человек, который приходит в группу со своими идеями и заражает или пытается заразить ими ребят, тащит их куда-то, ставит какие-то художественные задачи. Я себя отношу именно к последнему типу. Но группа определенно есть. Что касается Вадика Курылева, то я думаю, что тут дело было именно в творческих разногласиях. Он очень любит гитарную музыку, в которой он просто великолепно соображает и ориентируется. А все мои идеи по альбому «Единочество» ему, просто говоря, не покатили - эта музыка не для него, и в результате весь материал он отыграл кое-как. Ему не понравилось направление, в котором сейчас двигается группа, и он ушел. Так же, как в свое время ушел Андрей Васильев, когда мы пришли к «Миру номер ноль». По-моему, это нормально. Просто для Вадика рок-н-ролл - это гитарная музыка. Для меня, Кости Шумайлова (клавишные) и Паши Борисова (бас-гитара) это все гораздо шире. Конечно, мы изменились, постарели. Но меня всегда интересовало одно: какие художественные задачи вообще способен выдержать рок-н-ролл. По максимуму. И я обещаю, что ни один новый альбом нашей группы не будет похож на старый. Иначе я завяжу с этим делом - мне просто станет скучно.

 - Что сейчас слушаете?

- Мне много всяких дисков присылают из Англии, Америки, но все это одно и то же. Вот к нам недавно King Crimson приезжали в Питер. Да лучше я ничего три года не слышал! Они так играют! Космичность и вместе с тем тяжелая ритмика, земля и небо! Фрипп вообще просто крутил какой-то фон. Но фон был настолько гениальным, как фон с картины Микеланджело. Вот это музыка! Есть эталоны, есть какие-то уровни сознания, в которых нам всем постоять просто не помешало бы. Если подумать на этом уровне, почувствовать это.

 - Что в вашей жизни связано с Беларусью?

- Если не считать концертов, то, во-первых, я родом из Гомеля. У меня прадед служил казаком на русско-польской границе. Белорусская музыка мне нравится, но насколько я люблю «Троицу», настолько не люблю «Ляпис Трубецкой» и прочих. Вообще же музыкально я сформировался в Уфе, которая была серьезной «рабочей лошадью» Советского Союза - сплошные нефтяные заводы, грязь, копоть и дым. Да и вырос я в рабочем квартале. А ведь когда, скажем, занимаешься живописью, но каждое утро, просыпаясь, видишь в окне только трубы и гарь, то начинаешь что-то понимать чуть раньше. И я хочу сказать, что «Песняры» для меня всегда очень много значили. Вот сегодня как раз мы говорили о том, что мы их никогда не ругали. Все ВИА - это профанация, суррогатная музыкальная культура, не эстрада и не рок. Но «Песняры» - это было мастерство. И даже в свое время на танцах мы пару песен их пели. Тех же «Сябров» я никогда не любил - это профанация.
Добавить комментарий
Проверочный код