Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (392) 07 июля 2003 г. Экономика

ГТК - ГАИ - Минтранс

07.07.2003
Ольга МИКША

Сразу три госведомства предъявили претензии к крупнейшему коммерческому пассажирскому внутригородскому перевозчику ООО «Миндавг». Государственный таможенный комитет (ГТК) требует вернуть в бюджет $1,5 млн. таможенных пошлин, а ГАИ и транспортная инспекция Минтранса обеспокоены блокировкой аварийного выхода в маршрутных такси предприятия. Руководство «Миндавга» клятвенно заверяет, что долгов перед таможней не имеет, а в случае аварии пассажиры могут выбраться и через окно микроавтобуса. «По ширине это окно можно считать за дверь: мы не за рублем гонимся, а за безопасностью», - заявил в минувшую среду на заседании «круглого стола» по вопросам развития сферы услуг маршрутного и легкового такси в Минске генеральный директор «Миндавга» Александр Труханович.

Лизинговую партию в 200 микроавтобусов Mercedes Sprinter 411 CDI KA стоимостью около 5 млн. евро «Миндавг» доставил в страну в ноябре прошлого года. По данным ГТК, автомобили были оформлены в режиме временного ввоза и предназначались для международных перевозок. Согласно таможенному законодательству, в этом случае предприятие освобождалось от уплаты таможенных пошлин. Между тем с начала года минчане и гости белорусской столицы пользовались услугами желтых 20-местных «Мерседесов» для передвижения непосредственно в черте города. В марте стало ясно, что реальное использование автобусов не совпадает с задекларированным, и «Миндавгу» предложили заплатить причитающуюся таможенную пошлину - 2,554 млрд. рублей ($1,27 млн.). Предприятие платить отказалось, взыскать необходимую сумму с его расчетного счета также не удалось - как сообщает пресс-служба ГТК, «по причине якобы имевшей место финансовой несостоятельности предприятия (отсутствия средств на счетах)». В результате таможня задержала 52 «Мерседеса», которые в случае неуплаты задолженности могут быть обращены в доход государства.

Одновременно с таможенниками свои претензии к новым микроавтобусам высказали представители ГАИ и транспортной инспекции Минтранса: в частности, в «Мерседесах» задний выход заблокирован сиденьем, и воспользоваться им во время аварии пассажиры не смогут. Кроме того, по мнению представителей транспортной инспекции, эти микроавтобусы не приспособлены для дальних переездов - подвеска недостаточно укреплена, сиденья в них расположены близко друг к другу, а сидящим на креслах, установленных на арке колеса, вообще некуда поставить ноги.

НЕ В ДВЕРЬ, ТАК В ОКНО

Однако, как заявил в интервью корреспонденту «Белорусской газеты» Труханович, «нам претензии предъявляют, мы их отбиваем». Комментировать ситуацию с неуплатой пошлин он отказался до рассмотрения Хозяйственным судом Минска кассационной жалобы - ее «Миндавг» подал на отказ этого же суда удовлетворить иск предприятия к ГТК. Зато безопасности новых «Мерседесов» гендиректор «Миндавга» уделил много внимания. «Сначала нами были опробованы автомобили Kia, Hundai, Mazda, за три последних года опробованы Fiat, Ford и Mercedes, и сейчас мы выбрали Mercedes», - сказал Труханович. По его мнению, этот автомобиль соответствует всем требованиям безопасности, и после покупки большой партии «Мерседесов» предприятие отказалось от использовавшихся ранее российских «Газелей» - именно к ним было больше всего нареканий со стороны ГАИ. Новые маршрутки еще не попали ни в одну серьезную аварию. А если подобное случится, Труханович предлагает пассажирам использовать для аварийного выхода не вторую дверь, а четыре окна микроавтобуса: «Запасным выходом в автобусе может служить проем, имеющий соответствующие размеры - у нас все четыре окна соответствуют этим размерам, по ширине это окно можно считать за дверь».

ГДЕ ПОСПЕШИЛИ, ГДЕ ПРОМЕДЛИЛИ

По финансовой части претензий госорганов Труханович отметил лишь, что предприятие не уклоняется от уплаты налогов, а международные перевозки - в частности, в Москву и страны Балтии - намеревалось организовать к лету, когда пассажиропоток заметно спадает.

И если бы 200 «Мерседесов» с ноября прошлого года до этого времени стояли на стоянке в ожидании начала задекларированных в момент ввоза международных рейсов, у ГТК не было бы причин предъявлять претензии «Миндавгу». Согласно ст. 29 Таможенного кодекса РБ, товары, в отношении которых предоставлены льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Руководство предприятия было прекрасно осведомлено об этом юридическом моменте - подписывая декларацию на ввоз партии «Мерседесов», гендиректор и главный бухгалтер ООО «Миндавг» поручились в том, что они будут возить пассажиров исключительно за рубеж.

По словам начальника таможенной инспекции ГТК Андрея Михалькевича, «Мерседесы» могли бы год стоять на площадке, а потом съездить один раз за рубеж, и «Миндавгу» действительно не пришлось бы платить пошлины. Здесь автоперевозчик сразу заговорил об использовании полезных свойств автобусов и упущенной выгоде в случае их длительного простоя. Впрочем, Таможенный кодекс также допускает использование товаров и транспортных средств в иных целях - с разрешения таможенного органа при условии оплаты таможенных платежей. И даже в этом случае «Миндавгу» пришлось бы заплатить не всю сумму растаможки, а около 60%.

Как сообщил Михалькевич, требования заплатить таможенные пошлины выставлены «Миндавгу» еще в марте, и у предприятия было достаточно времени урегулировать ситуацию. Однако его руководство в течение трех месяцев никаких усилий для разрешения конфликта не предпринимало. Как сообщили в ГТК, комитет имеет право задержать все 200 автобусов - ни за один из них не уплачены таможенные платежи. «Самый крайний вариант - автобусы будут находиться на складах временного хранения таможни, пока не будут внесены платежи”, - сказал Михалькевич.

АВТОБУС ЗА ОДНО КРЕСЛО

Маловероятно, что «Миндавг» доведет свой спор с ГТК до конфискации всей партии Mercedes Sprinter 411 CDI KA. С учетом сложившейся конъюнктуры рынка услуг маршрутных такси это станет крахом для предприятия и значительно ухудшит ситуацию с транспортным обеспечением Минска. По словам начальника управления транспорта и связи Мингорисполкома Владимира Сосновского, наибольшей проблемой в контексте маршрутных такси остается неудовлетворенный спрос населения на этот вид услуг. Хотя рынок постепенно насыщается: «Просьб на открытие маршрутов становится меньше».

СПРАВКА «БГ». По данным транспортной инспекции Минтранса, в Беларуси с ноября 2002г. по май 2003г. выдано 860 лицензий на пассажирские перевозки по городским и пригородным маршрутам - это первый ощутимый всплеск роста маршрутной сети за последние 5 лет. К концу 2002г. в Минске 114 субъектов хозяйствования (в т.ч. 109 индивидуальных предпринимателей) имели 600 микроавтобусов (из них 185 - ООО «Миндавг»). Ежедневно услугами маршрутных такси пользуются более 30 тыс. пассажиров - 5% от объема перевозок всеми видами транспорта. К настоящему времени число ИП в Минске выросло до 114, количество машин - до 700 (по данным ООО «Миндавг» - до 1.300). Частные перевозчики обслуживают сейчас 135 городских маршрутов (еще 43 маршрута проходят процедуру согласования).

Как сообщил начальник отдела технадзора УГАИ ГУВД Мингорисполкома Олег Слесаренко, в последнее время в Минск хлынул поток маршрутных такси из регионов, и, как считает Труханович, до 80% столичных маршрутов дублируются вплоть до того, что на некоторых, особо прибыльных, работают по 5-7 субъектов хозяйствования. По его мнению, подобный рост числа маршрутных такси вызван массовым закрытием киосков и других объектов мелкорозничной торговли. Очевидно, что в такой ситуации допустить потери крупной партии вместительных микроавтобусов «Миндавг» не может. А значит, придется не только заплатить таможенные пошлины за ввоз «Мерседесов», но и потратиться на их переоборудование - ГАИ и транспортная инспекция Минтранса в отношении блокирующего аварийный выход кресла настроены весьма решительно. «Ваш автобус не соответствует нормам безопасности: если есть запасная дверь, она должна функционировать», - заявил в ходе «круглого стола» начальник отдела технадзора, дорожной инспекции и регистрационно-экзаменационной деятельности УГАИ МВД Александр Чертков в ответ на доводы Трухановича о том, что конструкция «Мерседесов» разрабатывалась специалистами дочернего предприятия «Даймлер-Крайслер» «Эвабус» в Дюссельдорфе (Германия) и изменять ее без разрешения производителя нельзя. Однако, уступая давлению авто- и транспортной инспекций, «Миндавг» пригласил группу технических экспертов концерна «Даймлер-Крайслер», которые обсудят возможность частичного изменения конструкции автомобиля - чтобы он не вызывал нареканий у белорусских транспортников. Эксперты приедут в июле, и им надо очень поторопиться с решением вопроса разблокировки аварийного выхода в 200 машинах Mercedes Sprinter 411 CDI KA (и всех других, где также стоит лишнее заднее кресло) - очередной техосмотр маршрутных такси уже начался, и без устранения неполадок пройти его они не смогут.
Добавить комментарий
Проверочный код