Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
В продаже - комод, цены ниже! Неликвидные остатки
raumebel.ru
№25 (392) 07 июля 2003 г. Экономика

ОПЯТЬ ЗАДЫМИЛО

07.07.2003
Марина ГУЛЯЕВА

С 1 января 2004г. в стране будет введен полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи табачных изделий и спонсорство со стороны табачных компаний - сообщения такого рода стали появляться в последнее время в белорусских СМИ. Они имеют под собой вполне конкретную почву, но с весьма значительной поправкой. Речь идет о Рамочной конвенции по борьбе против табака, принятие которой инициировала Всемирная организация здравоохранения. 21 мая нынешнего года ее утвердила Всемирная ассамблея здравоохранения. На ратификацию документа в каждой стране отводится год, еще три года - на разработку действий по реализации конвенции, но представители крупнейших табачных компаний уже сегодня склонны говорить о негативных последствиях для государства некоторых положений конвенции, если в нашей стране они будут одобрены полностью.

Характеризуя важность принятия Рамочной конвенции, которая разрабатывалась в течение четырех лет, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Гру Харлем Брундтланд заявила, что это «исторический момент для всего человечества». Цель конвенции - «защита нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака».

В качестве одной из эффективных мер признано повышение налогов, хотя, как заявлено в конвенции, решение о размерах цен и налогов должно приниматься на национальном уровне. Кроме того, предлагается ввести полный запрет на рекламу табачных изделий. Предупреждения о вреде курения должны занимать не менее 30% на лицевой и тыльной сторонах сигаретной пачки, и это не будут просто стандартные наддписи. В некоторых странах уже разработаны картинки - например, с изображением дырявых легких или красочных, но гнилых зубов. Оценивая эти новшества дизайна, табачники говорят о конкретной дискриминации продукта.

Комментируя факт принятия конвенции, председатель Совета директоров British American Тobacco Мартин Бротон заявил: «Мы приветствуем решимость Всемирной организации здравоохранения бороться с курением среди несовершеннолетних, однако думаем, что этот вопрос нуждается в более детальной проработке... Правительства должны поддержать положения Конвенции по борьбе с незаконной торговлей табачными изделиями, в то же время позиция ВОЗ по налоговым мерам может только осложнить ситуацию: чем выше цены на легальную продукцию, тем выше риск контрабанды».

В середине 90-х в Англии акцизы на сигареты были подняты на 50%, после чего реализация легальных сигарет упала более чем на 30%, их место занял контрабандный товар. Повышение налогов приведет к росту не только нелегальных сигарет, но и поддельных. Этот рынок, мировыми центрами которого являются Китай, Балканы и Северная Африка, в последние годы развивается очень активно.

Около 40 подпольных табачных фабрик сегодня действует в России, и объем контрафакта уже составляет 8% (весь объем российского табачного рынка - 360 млрд. штук сигарет). В Москве поддельный L&M занимает четверть рынка, «Мальборо» - 18%.

Одна из основных предпосылок появления контрафактной продукции - высокие цены на легальные сигареты, которые вырастут вследствие повышения налогов как «эффективной меры в борьбе с курением».

Очевидно, что курить меньше не станут. Да, легальное предложение уменьшится, но его место займет более дешевая подделка, от которой государство не получит ни копейки налогов. Между тем ежегодно три крупнейшие мировые компании British American Тobacco, Philip Morris, JTI, работая в сотнях стран, ежегодно только налогов платят более $40 млрд.

Получается, что конвенция не решает своих задач. Кстати, результаты исследований программы Коалиции по предотвращению курения среди несовершеннолетних в Беларуси, куда наряду с министерствами и ведомствами вошли крупнейшие производители табачных изделий - British American Тobacco, Philip Morris, JTI, показали, что более 70% несовершеннолетних покупают сигареты на «чёрном» рынке. И еще один очень существенный результат этих исследований - реклама табачных изделий занимает одну из последних позиций в числе причин, по которым подростки начинают курить.

Таблица

Нужно отметить, что деятельность мировых табачных компаний по борьбе с курением не только среди молодежи, но и вообще, не менее существенна, чем всевозможных общественных организаций. К примеру, в 1998г. между 46 штатами Америки и основными табачными компаниями страны был подписан договор, по которому компании обязались в течение 25 лет выплатить $200 млрд. для решения проблем курильщиков со здоровьем. Что же касается общественных организаций, не стоит, очевидно, быть абсолютно убежденным в том, что они преследуют исключительно благие цели, не задумываясь о конкретных финансовых интересах, - как же многомиллионные иски к табачным компаниям?..

Создавая Коалицию по предотвращению курения среди несовершеннолетних в Беларуси, табачные компании заявили, что «поставили борьбу с курением среди несовершеннолетних выше конкуренции. Мы не хотим, чтобы дети курили. Табачная индустрия производит сигареты - продукт, предназначенный только для взрослых, сделавших свой выбор в пользу курения».

В 2000г. между основными импортерами табачных изделий и белорусскими производителями был подписан добровольный кодекс, где в числе основных положений заявлено, что «молодежь не должна курить и реклама торговых марок не должна быть направлена на несовершеннолетних и поощрять курение среди несовершеннолетних»...
Добавить комментарий
Проверочный код