Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (392) 07 июля 2003 г. Экономика

ПОСТОЙТЕ, ТОВАРИЩ!

07.07.2003
Сергей ЖБАНОВ

Президиум Совмина одобрил проект основных направлений деятельности правительства на 2004г. в области бюджетно-налоговой политики, разработанный с учетом создания экономических условий для введения с 2005г. рубля Российской Федерации в качестве единой денежной единицы союзного государства. Благодаря этому Беларусь имеет шанс впервые получить бездефицитный бюджет, отказавшись от финансирования дефицита за счет эмиссионных кредитов Нацбанка.

В то же время введение параллельного обращения в Беларуси безналичного российского рубля, намеченное на 1 июля 2003г., было отложено Александром Лукашенко на неопределенный срок. А накануне Дня Независимости белорусский президент изложил свои свежие мысли по поводу интеграции, которые дали повод для сомнений в выполнении установленных сроков полноценной замены белорусского рубля на российский. Что и послужило причиной для негативных оценок перспектив белорусско-российской интеграции вообще и перспектив российского рубля на суверенной территории Беларуси в частности.

Аналитические оценки предпринятого президентского демарша распределились следующим образом: от «интеграционного отката» до очередного «кидалова». Первые - те, что помягче, принадлежат одному из белорусских независимых экспертов, вторые - те, что на фене, - можно найти в известной российской газете.

Только никто не осмелился назвать произошедшее обычной пиар-акцией, походящей на фарс. Меж тем оснований для этого предостаточно.

Александр Лукашенко в лучших традициях основателя тайного общества «Меча и орала» плакатно вопрошал: «А готовы ли мы отстоять свой суверенитет, свою независимость?.. Притом разными методами, вплоть до крайних мер. Я к этому готов», - мотивируя это тем, что вдоль белорусской границы российские олигархи с шашками стоят. Хорошо, что не мертвые с косами.

И тем более замечательно, что не последовала президентская команда на раздачу (недавно собранного) личного оружия с последующим предложением «отстреливаться». Хотя от подобных действий, как известно из книги Ильфа и Петрова, можно откупиться.

Вот и в Кремле даже ухом не повели в ответ на страстное выступление Александра Лукашенко: цена интеграции отцу белорусской демократии уже названа, а о новой там говорить еще не готовы - пусть эту сумму переварят.

А российский премьер Михаил Касьянов тоже сделал вид, что ничего экстраординарного не произошло, заявив буквально: «Пока серьезных оснований говорить о серьезных разногласиях (о подготовке пакета соглашений о введении рубля) у нас нет, наступает самая ответственная пора... Не позднее середины сентября текущего года Россия и Белоруссия подпишут пакет соглашений, касающихся введения российского рубля с 1 января 2005г. в качестве единственного законного платежного средства в Союзном государстве России и Белоруссии». Далее он сообщил, что до конца августа проекты соответствующих соглашений должны быть окончательно выверены двумя странами. Во второй половине августа проекты документов будут рассмотрены на заседании совета министров СГ. После чего, по словам премьера, в конце августа национальные правительства двух стран должны утвердить, а затем и подписать данные документы.

Полагаться на заверения политиков - не самое умное занятие. И хотя подписание новых соглашений по замене белорусского рубля на российский откладывается, есть твердая уверенность, что это произойдет неизбежно. Подготовка к переходу на российский рубль фактически уже начата, а сам процесс, как и намечалось, произойдет в ранее оговоренные сроки, несмотря на задержку с введением в параллельное обращение в Беларуси безналичного российского рубля.

Тем более что последняя инициатива не была предусмотрена текстами ни одного соглашения между центральными банками России и Беларуси и с самого начала рассматривалась лишь как самостоятельное предложение Нацбанка РБ. Поэтому отказ от нее и, тем более, задержка с ее реализацией никак не влияют на установленные сроки полноценной замены белорусского рубля на российский.

Зато вполне серьезным подтверждением начала работы по переходу на российский рубль следует считать содержание проекта основных направлений деятельности правительства Беларуси на 2004г. в области бюджетно-налоговой политики, одобренных на последнем заседании президиума Совмина и представленных президенту.

Этот документ камня на камне не оставляет на сомнениях о будущем российско-белорусской экономической интеграции. Весь текст документа, так же как и методология формирования белорусского бюджета на 2004г., целиком подчинены идее унификации бюджетно-налоговой политики двух стран и «учитывают выполнение мероприятий Плана совместных действий правительства РБ, Нацбанка РБ и правительства РФ, Центробанка РФ по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001-2005гг.».

Главной особенностью бюджета-2004 является прекращение финансирования его дефицита за счет эмиссионных кредитов Нацбанка. В результате впервые Беларусь может получить жесткий бездефицитный бюджет, где и доходы, и расходы должны составить 33,1% от ВВП.

Отказ от эмиссионного кредитования республиканского бюджета в первую очередь отразился на финансировании жилищного строительства. Вместо 3 млн. кв. м общей площади нового жилья намечено ввести в действие 2,5 млн. кв. м. Другой особенностью будущего бюджета, имеющей непосредственное отношение к нашей экономической независимости, являются тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

Сегодня тарифы для населения покрывают 50-53% затрат на ЖКУ, а доля жилищно-коммунальных расходов в общей сумме расходов среднестатистической белорусской семьи составляет уже 14%. В будущем году тарифы для населения на ЖКУ будут возмещать как минимум 60% затрат. В итоге рост тарифов для населения по потребляемым ЖКУ составит 1,4 раза к действующим. Стоит сразу заметить, что это наилучший вариант для Беларуси, который может быть обеспечен при сохранении существующих льготных цен на поставку природного газа от «Газпрома».

В проекте были рассмотрены и другие варианты, но все с условием сохранения действующих цен на поставляемый из России природный газ.

Так, второй вариант, предусматривающий отмену целевого сбора на формирование местных жилищно-инвестиционных фондов в размере 0,5% выручки от реализации товаров (работ, услуг) и предназначенный на финансирование капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда, потребует увеличения средств бюджета на эти цели до 436 млрд. рублей, или в 2,2 раза. По мнению Минфина, изыскать источники средств в таких размерах не предоставляется возможным, поэтому этот вариант неприемлем, а ставка оплаты для населения за техобслуживание увеличится в 2004г. в 2-2,5 раза даже в условиях использования первого варианта.

И, наконец, третий вариант, рассмотренный и просчитанный правительством. При условии отказа в 2004г. от целевого жилищного сбора и бюджетной поддержки ЖКХ населению придется покрывать 75% затрат на ЖКУ, и в этом случае тарифы должны будут возрасти в 1,8 раза к уровню 2003г. (в т.ч. по теплоснабжению - 1,9 раза). Этот сценарий при намеченном уровне средней зарплаты на 2004г. является совершенно нереальным. Как, впрочем, и все остальные в случае повышения «Газпромом» отпускной цены на природный газ.

Согласно предварительным расчетам Минэкономики, среднемесячная зарплата по народному хозяйству составит в 2004г. 345-380 тыс. рублей, или $150 в эквиваленте, а у «бюджетников» - $135. При этом индекс роста зарплаты работников бюджетной сферы по сравнению с 2003г. составит 121%. Если же довести их зарплату до $145, индекс роста увеличится до 130%.

Из опыта 2001г. хорошо известно, к каким последствиям это приведет, в частности, для инвестиций в основной капитал. Поэтому в одобренном проекте правительство записало: «Значительный рост доли заработной платы и зависимых от нее расходов в расходах консолидированного бюджета приведет к существенному сокращению других, в первую очередь, капитальных расходов, что затруднит достижение плановых параметров экономического роста, снизит возможности бюджета по стимулированию отраслей реального сектора экономики».

Сомневающиеся сторонники экономического суверенитета или экономического кошмара, что в данном случае одно и то же, могут самостоятельно на досуге подсчитать, во что обойдется для жителей Беларуси отказ от введения российского рубля, а значит, и льготных цен на российский природный газ со всеми вытекающими последствиями. Правительство подобными расчетами не занималось, а значит, не рассматривает вариант, предусматривающий отмену льготных отпускных цен на природный газ от «Газпрома».

Правительство поступило в данном случае мудро: оно рассчитало все наиболее реальные варианты, включая экономически несостоятельные.

Александр Лукашенко, судя по некоторым высказываниям, свой выбор тоже сделал. Так, среди массы полезных фактов, сообщенных белорусским президентом, телевизионная аудитория, в частности, узнала, что абсолютная независимость и суверенитет - «это очень дорого, это очень больно, если это делать сразу».

Осталось и нам признать и смириться с тем, что большинство граждан республики не в состоянии тратить половину зарплаты на ЖКУ и, следовательно, может не пережить полной экономической независимости. Поэтому мы обречены жить на российские рубли, несмотря на подкупающие призывы президента защищать до упора национальный суверенитет.

К глубокому сожалению, ни состояние экономики Беларуси, ни материальный уровень жизни ее граждан не позволяют рассматривать серьезно никакие другие варианты экономического развития страны, кроме связанных с переходом на российский рубль.

Что же еще остается делать в этой плачевной экономической ситуации Александру Лукашенко? Ответ очевиден - устраивать обезболивающие сеансы массового гипноза перед неизбежной сменой экономического курса страны. И ничего другого.
Добавить комментарий
Проверочный код