Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№23 (390) 23 июня 2003 г. Радости жизни

ОЧЕНЬ МНОГО ЗЕЛЕНЫХ ШТАНОВ 

23.06.2003
Андрей КУРЕЙЧИК

№ 23 [390] от 23.06.03 - Лето - время закрытия сезона, когда в минских театрах почти ничего не происходит и основное внимание публики берут на себя заезжие гастролеры. Поэтому мы начинаем серию статей, в которых попытаемся разобраться, кто и зачем приезжает в Минск. Ведь именно летние гастроли чаще всего являются единственным способом узнать, что творится в театральной жизни за минской кольцевой дорогой.

Сцена: Могилевский областной драматический театр.

Спектакль: «Дон Хиль - зеленые штаны», Тирсо Де Молина.

Режиссер: Владимир Щербань.

Художник: Алла Сорокина.


На этот раз лучшие свои спектакли в столицу привез Могилевский театр. Надо сказать, что этот театр имеет особое значении для нашей страны. Во-первых, потому что старейший, а в этом году еще и юбиляр - 115 лет. Во-вторых, потому что находится в стратегически важном месте. И хотя театр на целых 10 лет старше МХАТа, успехи его выглядят несколько скромнее. Правда, в Минск театр приехал с удивительным по разнообразию репертуаром: здесь и Теннеси Уильямс, и Гоцци, и Пиранделло, и Тирсо де Молина, и Дударев, не хватает только Чехова и Шекспира. Свой юбилей Могилевский театр отметил, как и положено, - премьерой масштабного и веселого зрелища «Дон Хиль - зеленые штаны» в постановке минского режиссера Владимира Щербаня.

Щербань считается молодым специалистом прежде всего по классической драматургии. В его активе уже удачные постановки Шиллера и Гольдони на сцене Купаловского театра и Островского в том же Могилеве, поэтому в успехе его новой работы никто не сомневался. Именно здесь наиболее ярко проявился режиссерский почерк Щербаня, его театральная философия, которую можно, наверное, охарактеризовать так: театр есть театр, и ничего больше. Зрителя не обманешь, как бы реалистично ни были воссозданы интерьеры или психология - люди все равно будут понимать, что они смотрят спектакль и видят бутафорию, так зачем пытаться их обмануть?

В спектакле Щербаня много театральности, быть может, даже слишком. Его театральный мир условен и метафоричен. Испания для него оборачивается большой бычьей головой на заднем плане и нелепыми воротниками. Место действия меняется с помощью поворотов ширм. Действующие лица не отличаются естественностью поведения или диалога. Их психология наивна и проста. Герои Щербаня - это всегда дети, и они предлагают публике по-детски взглянуть на этот мир.

«Дон Хиль» - одна из лучших пьес мировой драматургии. Но, к сожалению, со времени ее написания мир, театр и публика изменились настолько, что весьма трудно представить, чтобы она действительно задела кого-нибудь за живое или по-настоящему рассмешила. Архаичность истории чувствуется во всем. С самого начала, когда после очень длинной, сложной и непонятной экспозиции зритель еще примерно треть спектакля должен разбираться, кто кому кем приходится и в чем, собственно, суть интриги.

Заметно, что актеры отвыкли от поэтического текста: одновременно быть органичным и говорить стихами удается далеко не всем. Тем не менее роль главной героини в исполнении одной из лучших актрис театра - Галины Лобанок - несомненная удача. Именно она удерживает эту пеструю компанию в некой логической стройности.

Минусом спектакля вынужден признать сценографию. Хотя Алла Сорокина на сегодняшний день - лидер молодого поколения театральных художников, в этой ее работе чувствуется откровенная вторичность. Кроме того, само сценографическое решение подозрительно напоминает таковое в спектакле «Кьёджинские перепалки» Купаловского театра: похожий станок, животное на заднике… Но что еще хуже, в декорациях присутствуют откровенная грязь и страшные цветовые сочетания. Короче, когда поднимается занавес, сразу становится ясно: это провинциальный театр. Другое дело - костюмы, они у художника получились яркие и остроумные.

Так что этот спектакль даст вам представление о хорошем провинциальном театре и чем он отличается от не очень хороших столичных. (Очень хороших столичных театров в Беларуси пока не замечено.)

Драматургия / режиссура / актерская игра - 8 / 7 / 7.

Выбор недели:26 и 27.06. «N13» Р.Куни, реж. Н.Пинигин, Малый театр.

26 и 27.06. «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, Театр-студия киноактера.
Добавить комментарий
Проверочный код