Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Считаете ли вы Беларусь социальным государством?
нет, у меня в месяц доход меньше бюджета прожиточного минимума (BYN197,81)
да, у меня доход больше BYN197,81
нет, я с трудом дотягиваю до зарплаты
нет, я не работаю в силовых структурах и вертикали
да, я получаю пособия и выплаты на детей
мне плевать на государство - я работаю в «серую»
№23 (390) 23 июня 2003 г. Экономика

БЕДНАЯ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

23.06.2003
Марина ГУЛЯЕВА

№ 23 [390] от 23.06.03 - «Бред сивой кобылы!» - так прокомментировал заместитель начальника управления потребительского рынка Мингорисполкома Владимир Мирголовский появившиеся на минувшей неделе слухи о требовании столичных властей реализовывать в Минске продукцию только столичной фабрики ОАО «Коммунарка». По словам Мирголовского, никаких ограничений для других кондитерских предприятий страны не существует.

ПОЧЕМУ, БАБУШКА, У ТЕБЯ ТАКИЕ БОЛЬШИЕ ЗУБЫ?

Впрочем, Мирголовский не отвергал, что реализации продукции «Коммунарки» на столичном рынке отдается приоритет. Ситуация типичная и не отличается от других сегментов продовольственного рынка: отдавая предпочтение своему производителю, столичные власти и руководители областей стремятся пополнить местные бюджеты. Продавать пиво, водку и сосиски предприятий только своего региона - как подтверждают руководители столичных торговых предприятий, такие негласные запреты на реализацию «чужой» продукции существуют. Но помимо ограничения возможности выбора для потребителя эти меры не способствуют решению проблемы в целом - на складах крупнейших кондитерских фабрик страны значительные запасы, объемы продаж год от года падают. Если в 2000г. «Коммунарка» реализовала на внутреннем рынке 18,3 тыс. изделий, то в 2001г. - 16, 3 тыс. т и еще меньше в прошлом - 14,6 тыс. т. При этом нельзя сказать, что уменьшение продаж в Беларуси связано со значительным увеличением экспорта: в 2000г. он составил 8,7 тыс. т, в 2001г. - 10,3 тыс. т, в прошлом - 9,5 тыс. т. И тем не менее нужно отметить, что отечественная кондитерская отрасль является одним из основных экспортеров пищевой промышленности - около 40% продукции фабрики вывозят в страны дальнего и ближнего зарубежья. Напомним, что по рейтингу «БГ» самых востребованных продуктов на внешних рынках, основанному на данных Минстата и оценках российских экспертов (основной экспорт приходится на Россию), кондитерские изделия занимают одну из ведущих позиций. На мировой выставке кондитерских изделий в Кельне в феврале этого года продукция СП ОАО «Спартак» была оценена настолько высоко, что фабрике было предложено занять место в центральном павильоне рядом с мировыми компаниями.

Но эти успехи все же весьма относительны. Учитывая, что белорусские кондитеры вынуждены работать только на белорусской муке, а недавно было принято аналогичное решение в отношении маргарина, отечественные сладости стоят дороже российских, и, чтобы удержаться на рынке, фабрики вынуждены продавать изделия ниже себестоимости. Именно «удержаться» - как сказал президент ассоциации российских кондитеров Виктор Шаршатин, «вы нас не очень волнуете». Россияне имеют все основания так заявлять, поскольку в прошлом году кондитерская отрасль страны произвела почти 3 млн. т кондитерских изделий. Конечно, при таких объемах 30-40 тыс. т белорусских сладостей - ничтожная цифра. Если с 1992 по 1995гг. объемы производства упали в 2 раза, то начиная с 1995г. каждый год они прирастают на 7-8%. А производство шоколада выросло в 2 раза - как говорит Шаршатин, сегодня по шоколаду российские фабрики превысили объемы производства времен СССР.

Таблица

Зато у белорусов основания для волнений, если не сказать паники, есть более чем серьезные. По официальной статистике, доля российских конфет на белорусском рынке составляет не более 10-15% от общего объема реализации. По оценкам экспертов, сегодня она достигла 60% и, судя по тому, насколько активно развивается российская кондитерская отрасль, опасения директора фабрики «Красный мозырянин» (Наровля) Александры Гараниной, высказанные на одной из пресс-конференций, что «нас скоро затопчут и не заметят», отнюдь не пустые. При этом кондитеры понимают, что вводить защитные меры против российских конфет нельзя - по белорусским меркам, экспорт конфет в Россию достаточно велик, чтобы потерять его, когда россияне незамедлительно ограничат доступ на свой рынок, если мы попытаемся защитить свой.

НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК

В конце мая наблюдательный совет ОАО «Коммунарка» направил ходатайство в департамент антимонопольной и ценовой политики Минэкономики, где предлагает объединить ОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «Красный мозырянин» на базе «Коммунарки» и создать акционерное общество. Идея создания белорусского кондитерского объединения вынашивается уже не один год. Мотивируя необходимость такого объединения, кондитеры говорят, что это единственный возможный способ выстоять в конкурентной борьбе против россиян, которые «не имеют практически никаких ограничений в методах работы на нашем рынке».

По мнению специалистов трех фабрик, создание единого акционерного общества позволит сократить издержки и повысить эффективность производства, оптимизировать товарные и сырьевые потоки, централизовать подразделения маркетинга, рекламы, продаж и создать единую структуру при общем сокращении управленческого аппарата. Если кондитерское объединение не будет создано, «наши предприятия к моменту объединения Беларуси и России окажутся не готовы на равных конкурировать с российскими производителями и будут либо поглощены ими, либо разорятся».

Помимо объединения руководители крупнейших кондитерских предприятий прорабатывают идею создания СП ЗАО «Торговый дом «Белкондитер». Предполагается, что ее учредителями станут «Спартак», «Коммунарка», «Красный мозырянин», «Слодыч» и американская компания «Мол Корпорейшн» (ей принадлежит 9,8% акций «Коммунарки»). По мнению кондитеров, создание собственного торгового дома - абсолютно необходимый шаг в условиях хронических неплатежей торговли, «которую мы кредитуем, теряя свои оборотные средства». Организация собственной сбытовой сети, централизация маркетинговых служб - это, по мнению специалистов, эффективно скажется на деятельности фабрик и, что немаловажно, ценах на продукцию. Сегодня значительная часть белорусских конфет продается на рынках, но это т.н. реэкспорт. Поскольку на внутреннем рынке отечественные сладости на 10-15% дороже, чем на российском, их выгодно «реэкспортировать». Создание «Белкондитера» позволит снизить цены и усилить свои позиции.

КАК У НИХ

По словам Виктора Шаршатина, будущее кондитерской отрасли за объединением. В декабре прошлого года в России был создан кондитерский холдинг «Объединенные кондитеры» с оборотом более $500 млн. В него вошли фабрика «Рот Фронт», «Красный Октябрь», концерн «Бабаевский» и еще более 10 региональных предприятий. Сегодня «Объединенные кондитеры» занимают четверть российского рынка шоколада. В числе основных проектов холдинга - строительство в Москве крупнейшей на российском рынке кондитерской фабрики, первая продукция которой появится в октябре 2005г.

На $119 млн. продало в прошлом году продукции еще одно российское кондитерское объединение - «СладКо». Компания была образована в феврале 2001г. на базе трех фабрик - «Конфи», «Волжанка» и «Заря».

Существуют кондитерские объединения и на Украине, одно из них - компания «АВК», которая занимает 18% всего кондитерского рынка и 36% рынка глазированных шоколадных конфет. «АВК» объединила четыре фабрики - в Днепропетровске, Донецке, Мукачеве и Луганске.

В числе основных факторов, влияющих на развитие отрасли, говорит Шаршатин, - покупательная способность населения. Сладости не относятся к числу продуктов первой необходимости, и тем не менее сегодня их потребление в России составляет около 19 кг на душу на селения. В Беларуси, по некоторым оценкам - всего 9,5 кг.
Добавить комментарий
Проверочный код