Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№23 (390) 23 июня 2003 г. Экономика

УЖ ЛУЧШЕ ПУСТЬ СГНИЕТ

23.06.2003
Ярослав РОМАНЧУК

Принятие правительством окончательного варианта проекта закона о приватизации неожиданно совпало с завершающей стадией приватизации «Белтрансгаза» и с провалом инвестиционных конкурсов по четырем предприятиям нефтехимии. Законопроект с длинным названием «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Беларусь по вопросам приватизации государственного имущества в Республике Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов» - лучший образчик экономической идеологии белорусской власти.

10 НЕДОСТАТКОВ НОВОГО ПОРЯДКА ПРИВАТИЗАЦИИ

Перечислим главные недостатки предложенного проекта закона. Он 1) не делает приватизацию окончательной и не подлежащей ревизии; 2) не защищает права инвестора и собственника, 3) превращает процедуру продажи госактивов в длительное, нервозное и дорогостоящее хождение по инстанциям, 4) фиксирует продажную цену, которая, как правило, сильно отличается от рыночной, 5) политизирует чисто экономический процесс и делает его сильно централизованным (президент имеет, по сути дела, безграничные полномочия по управлению процессом приватизации); 6) фиксирует слабую систему мотивации для директоров и руководителей концернов, а также работников предприятий участвовать в приватизации и превращать госпредприятия в прибыльные объекты; 7) не создает основу для быстрого развития частного сектора; 8) не улучшает один из самых плохих в Европе инвестиционный и деловой климат; 9) создает благоприятную почву для бюрократического произвола и коррупции при совершении имущественных сделок; 10) усиливает стагнацию рынка труда и не позволяет предприятиям самостоятельно проводить политику управления издержками. Когда проект закона имеет столько недостатков, надо говорить о его очевидном вреде для экономики. «Вред» выражается в издержках упущенных возможностей, в еще большей потере конкурентоспособности белорусскими товаропроизводителями, в недополучении доходов бюджетом и акционерами.

Из предложенного проекта закона о приватизации можно сделать следующие выводы. Во-первых, власть не готова на проведение широкомасштабной трансформации собственности, во-вторых, правительство до сих пор не поняло смысл частной собственности как базовой категории рыночной экономики; в-третьих, государство по-прежнему считает, что делает услугу и идет навстречу белорусским и иностранным инвесторам, когда соглашается на продажу имущества. Оно как от сердца отрывает акции госпредприятий, но, даже формально продав, продолжает считать данное имущество своим. Рассмотрим наиболее важные положения проекта закона о приватизации.

КАКИЕ ПРИНЦИПЫ - ТАКОЙ ЗАКОН

Проблемы начинаются уже с определения принципов приватизации в ст. 3. По мнению правительства, приватизация нужна для «обеспечения плановой деятельности государственных органов по вопросам приватизации в целях обеспечения долгосрочной работы приватизируемых предприятий». Почему государство должно обеспечивать работу частных предприятий? Как долго оно собирается это делать, в проекте не сказано, но это подтверждает тезис о том, что власти будут осуществлять жесткий мониторинг за работой уже частных предприятий.

Очень характерен для госидеологии приватизации седьмой принцип: «признание равенства покупателей государственного имущества в процессе приватизации, если иное не установлено настоящим законом и иными государственными актами». Шикарная возможность для чиновников любого уровня дискриминировать инвесторов по удобному для них признаку.

Правительство предложило порядок формирования и утверждения ежегодных прогнозных перечней объектов приватизации. Предполагается, что до 1 июля текущего года республиканский орган, управляющий имуществом, должен получить от отраслевых структур списки предприятий, которые они предлагают приватизировать в следующем году «на основании прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь». Представители концернов и исполкомов должны подготовить обоснование целесообразности приватизации по каждому объекту, «результаты согласования способов и сроков приватизации с руководителями организаций, коллективами работников, республиканскими органами государственного управления... местными исполнительными и распорядительными органами», а также «предложения об инвестиционных и (или) социальных условиях приватизации и о необходимости привлечения инвестиций». Это огромный кусок работы, который чиновники должны взвалить на себя. Поскольку они чутко воспринимают настроение вышестоящего начальника, то брать на себя ответственность и предлагать на продажу много объектов никто не будет. Тем более, зачем напрягать себя, брать ответственность, если за эту же зарплату можно работать без приватизационного надрыва?

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПОД ОДНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Совмин должен до 1 ноября каждого года получать окончательный список объектов на приватизацию на следующий год. К нему прилагается отчет «об экономической эффективности приватизации за предыдущий период». Поскольку президент обладает полномочиями вносить в список объектов на приватизацию свои предложения по продаже самых значимых предприятий, то, очевидно, министры всегда будут прислушиваться к голосу из администрации, чтобы, не дай бог, не залезть вперед батьки в пекло. Они уж точно усвоят положение ст. 11.4: «По решению президента Республики Беларусь приватизация имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, входящих в перечень юридических лиц, имеющих важное государственное значение, а также находящихся в собственности государства пакетов акций открытых акционерных обществ, включенных в указанный перечень, может осуществляться путем разработки и реализации индивидуальных проектов их приватизации».

ЦЕНА КАК ШЛАГБАУМ

Одна из важнейших проблем белорусской приватизации - определение начальной цены приватизируемого объекта. В проекте закона правительство предпочло обойти решение этого вопроса. Ст. 11.6 устанавливает, что «начальная цена продажи имущественного комплекса определяется органом приватизации в соответствии с законодательством с учетом затрат на его создание и значимости для экономики». Она может быть снижена в установленном Совмином порядке, «в зависимости от уровня радиации в регионе нахождения объекта приватизации, численности населения административно-территориальной единицы и других факторов». По подавляющему большинству предприятий департамент по госимуществу вряд ли отважится утвердить цену ниже балансовой. Ведь этим органом управляют живые люди, которые не ходят ни в тюрьму, ни на биржу труда. Поэтому начальная цена приватизируемого объекта, взятая из раздутого баланса, будет затруднять проведение приватизации. А если вдруг случится, что проданный по льготной цене объект через год-два после продажи начнет приносить большую прибыль, то не исключено проведение ревизии данной сделки.

Относительным достижением авторов предложенного проекта закона является ст. 21.14. Она устанавливает, что если на унитарном предприятии занято не более 500 человек и у него «величина просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января текущего года составляет 80 и более процентов от активной части баланса», то его начальная цена «определяется в размере одной базовой величины». По предварительным оценкам, таких предприятий насчитывается порядка 500. Заметим, что правительство предложило очень высокий порог «терпимости» для финансового состояния предприятия. Учитывая, что балансовая стоимость у нас завышена, а возможности генерации прибыли с каждым годом падают, эту норму надо было бы распространить как минимум на все устойчиво неплатежеспособные предприятий, которых насчитывается около 3.100. Чрезмерная осторожность правительства явно не увязывается с реальным состоянием дел в экономике и блокирует приватизацию.

ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК ПЕРМАНЕНТНО-ВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Судя по проекту закона о приватизации, нашему правительство глубоко безразлично, что о нашем государстве думают внутренние и внешние инвесторы. Целый ряд статей главы 7 закона описывает участие государства в управлении ОАО, где есть его доля. Права покупателя приватизированного имущества могут быть ограничены или полностью подвергнуты ревизии в течение 10 лет. А ст. 33.4 вообще превращает частную собственность в виде акций приватизированных предприятий в пустышку: «В целях обеспечения обороны и безопасности страны, соблюдения экономических интересов государства, защиты нравственности, здоровья и конституционных прав граждан Республики Беларусь в порядке, установленном президентом Республики Беларусь, может быть введено особое право - «золотая акция» - государства на участие в управлении акционерными обществами, созданными путем преобразования государственных унитарных предприятий. Законодательными актами могут быть предусмотрены и другие формы участия государства и его представителей в управлении открытыми акционерными обществами».

Ст. 38.3 устанавливает исковую давность десять лет «на требования об установлении факта ничтожности сделки... за исключением требований, на которые в соответствии с законодательными актами исковая давность не распространяется». Поскольку сделки по приватизации могут быть признаны ничтожными при нарушении требования закона о приватизации «и иного законодательства», то только очень легкомысленная или чрезмерно самоуверенная иностранная компания будет вкладывать сотни миллионов долларов в экономику Беларуси при таком режиме защиты прав собственности.

Как ни странно, правительство не учло замечания, которые были сделаны Главным государственно-правовым управлением администрации президента. Эксперты этого органа хотели бы, чтобы приватизация шла по основным положения декрета N3 от 20 марта 1998г., т.е. де-факто вообще ее заблокировать. Минюст хотел бы видеть больше преимуществ для национальных инвесторов, но Совмин также не учел это замечание. Все остальные ведомства проектом закона остались довольны. Налицо консенсус чиновников и управленцев на уровне концернов, которые из-за боязни потерять работу и возможность участвовать в неизбежной «прихватизации» обрекают Беларусь на инвестиционный голод и деградацию экономики. Как некогда сказал один из противников рыночных преобразований из Москвы, «такая приватизация нам не нужна».
Добавить комментарий
Проверочный код