Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (388) 09 июня 2003 г. Тема недели

БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

09.06.2003
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ

Одну из основных своих функций - контроль за исполнением бюджета - белорусский парламент выполняет безо всякого энтузиазма. Чтобы принять отчет Минфина об исполнении бюджета за 2002г., Палате представителей потребовалось всего около трех с половиной часов. Впрочем, удивляться не приходится. Бюджет на текущий год палата и вовсе утвердила менее чем за час.

Следует отметить, что слабый интерес белорусских депутатов к главному экономическому документу резко контрастирует с жаркими баталиями, которые происходят в Госдуме России, когда там обсуждаются бюджетные проблемы.

Белорусские депутаты обсуждали отчет об исполнении бюджета довольно вяло. Некоторые сектора в Овальном зале были полупустыми. В голосовании приняли участие менее 70 парламентариев из 110. О возможности секвестирования бюджета Николаю Корбуту был задан всего один вопрос.

Этот вопрос задал глава парламентской комиссии по международным делам Анатолий Малофеев в весьма поэтической форме. Он начал так: «Биение пульса бюджета для вас вещь не новая...» На этот изящно поставленный вопрос Корбут ответил достаточно неопределенно. Министр финансов не исключил, что бюджет будет пересмотрен, однако не сказал, когда и как это может быть сделано.

Как показало заседание парламента по отчету о бюджете и предшествовавшее ему расширенное заседание бюджетной комиссии, депутатов гораздо больше интересуют вопросы финансирования конкретных проектов в их округах. На заседании комиссии на Корбута сыпался град вопросов о компьютеризации сельских школ и о ситуации в районных роддомах. Аналогичные вопросы звучали и в Овальном зале. Депутат Сергей Костян, к примеру, поинтересовался, будет ли расконсервирован школьный лагерь отдыха в Лельчицком районе. Уровень радиационного загрязнения на территории лагеря составляет порядка 5 кюри на квадратный километр. Это не самый высокий уровень загрязнения, но именно от 5 кюри начинается зона отселения, где не рекомендуется жить, но разрешается вести хозяйственную деятельность.

Депутат Марина Винокурова поинтересовалась судьбой мостового перехода в городе Бобруйске. По ее словам, этот вопрос не решается с 2001г. «При въезде в город у нас стоят бараки, которые пальцем тронь - они развалятся», - объяснила свою обеспокоенность депутат.

Интерес к макроэкономике высказал лишь Виктор Кучинский. Пояснив, что не намерен критиковать лично министра финансов, депутат ошарашил Корбута глобальным вопросом: «Скажите пожалуйста, по каким экономическим законам развивается сегодня наша экономика?» Министр не стал развивать дискуссию на эту тему, сказав, что нужно как минимум провести парламентские слушания.

Одним словом, о бюджетном процессе в Беларуси на заседании парламента говорилось крайне мало. Впрочем, это вовсе не означает, что в палате нет депутатов, которые разбираются в бюджетных проблемах. Было похоже, что парламентарии, которые могли бы задать серьезные вопросы по теме, вообще отсутствовали в зале заседаний либо предпочитали не участвовать в обсуждении.

В кулуарах многие парламентарии охотно объясняли свое нежелание участвовать в дискуссиях по бюджету. Они говорили о том, что ПП НС все равно не влияет на бюджетный процесс, и рекомендовали интересоваться возможным сокращением расходов на этот год тем, кому эти деньги предстоит тратить.

Владимир Новосяд, к примеру, считает: «Сейчас министр финансов представляет отчет о бюджете за прошлый год. Но дело в том, что, принимая его, мы голосовали за одни цифры, а в конце прошлого года возникли другие, поскольку в декабре бюджет был изменен решением президента. А теперь появились третьи цифры, которые демонстрируют, как бюджет был исполнен в действительности».

Исполнительная власть обладает правом менять бюджетные показатели в течение года. При этом парламент не участвует в данном процессе. Депутатам предлагают одобрить все изменения постфактум. В прежние годы Новосяд неоднократно выходил с инициативой передачи парламенту реальных полномочий контроля над бюджетом, однако соответствующие поправки так и не были приняты.
Добавить комментарий
Проверочный код