Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (388) 09 июня 2003 г. Тема недели

К НАМ ИДЕТ СЕКВЕСТР - От бюджета отрежут лишнее

09.06.2003
Ярослав РОМАНЧУК

№ 21 [388] от 09.06.03 - На прошлой неделе министр финансов Николай Корбут представил Палате представителей проект закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2002г.». Когда экономика растет бурными темпами (свыше 5% ВВП), когда внутренний товарооборот и внешняя торговля в первом квартале 2003г. увеличиваются на 9,4 и 29% соответственно, когда в начале года правительство имело профицит бюджета, депутаты вправе были ожидать торжественного отчета министра-победителя, чьи стратегия и тактика фискальной политики оказались правильными. Вместо этого Корбут завел старую пластинку: «Денег не хватает, ситуация сложная, 2004г. будет еще хуже» - и огорошил депутатов заявлением о неизбежности первого в этом году бюджетного секвестра.

К пересмотру доходной и расходной частей бюджета правительству и палате не привыкать. Так, в 2002г. указы президента дважды корректировали бюджет - 16 и 30 декабря. Такие сроки корректировки можно скорее назвать бюджетной подгонкой под реальность, а не следствием фискального планирования. Из года в год ситуация повторяется. Фискальные грабли - любимый инструмент нынешнего правительства. Николай Корбут, несколько подавленный и растерянный, не смог объяснить депутатам, как при растущей экономике уже после первого квартала может возникнуть необходимость бюджетного секвестра.

Долги и неплатежи не возникают на ровном месте. Реальный сектор в течение одного года не может вдруг стать убыточным. Банковскую систему одним-двумя плохими кредитами не развалишь. Проблемы бюджета, о которых говорил министр финансов, отражают растущий кризис экономики и сложившейся системы управления. В 2002г. правительство не смогло остановить рост долгов, неплатежей и неликвидной продукции. Бюджет сразу же почувствовал потерю предприятиями внутренней и внешней конкурентоспособности. Многие показатели утвержденного отчета по республиканскому бюджету за 2002г. свидетельствуют об этом.

ЭКОНОМИКА РАЗУЧИЛАСЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ

Закон о бюджете на 2002г., за который голосовали депутаты ПП НС, установил доходы республиканского бюджета в размере 3.893,7 млрд., расходы - 4.238,4 млрд. и дефицит - в размере 344,8 млрд. Исполнительная власть скорректировала эти показатели следующим образом: доходы были увеличены на 4,3, расходы - на 7, дефицит - на 38,3%. По итогам года план по доходам выполнен на 110,5% (4.486,9 млрд. рублей). Республиканский бюджет израсходовал 4.465,3 млрд. (17,5% ВВП), или 98,4% от уточненного плана. С дефицитом бюджета вообще получилась магия. «В ходе исполнения республиканского бюджета достигнуто превышение доходов над расходами в сумме 21,6 млрд. рублей», в первую очередь за счет продажи акций «Славнефти» на сумму 402,8 млрд. рублей.

На первый взгляд, ведомству Корбута можно поаплодировать. Но он сам призывает к осторожности и очередному секвестру, т.е. к очередному затягиванию поясов как для налогоплательщиков, так и для сидящих на бюджетной игле. И вот почему.

В бюджете на 2002г. была предусмотрена доля балансовой прибыли в размере 24,3% ВВП. «По итогам 2002г. предприятиями и организациями было получено 3 трлн. рублей балансовой прибыли, что составляет лишь 11,8% от произведенного валового внутреннего продукта». Это первый большой провал белорусской экономики. При росте ВВП на 4,7% доля прибыли в ВВП уменьшилась на 51,4%. Второе крупное поражение - резкое сокращение выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг. За год она составила 49 трлн. рублей - на 24,5% меньше, чем было предусмотрено в прогнозе. В «Пояснительной записке к отчету об исполнении республиканского бюджета за 2002г.» Минфин указывает на рост числа убыточных предприятий (34,9% от их общего числа), на нерешенную проблему неплатежей. «Значительно возросла задолженность хозяйствующих субъектов перед государством. Просроченная задолженность по отчислениям в бюджет, внебюджетные фонды (скорректированная на индекс потребительских цен) на 1 января 2003г. увеличилась по сравнению с той же датой 2002г. в 1,6 раза и занимала 10,6% в общей сумме просроченной кредиторской задолженности (на 1 января 2002г. было 6,3%)». Так закладывалась основа для планируемого в ближайшем будущем секвестра. Экономика идет в разнос: предприятия зарабатывают все меньше, а правительство продолжает поддерживать «дальнейший рост расходов бюджета на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, денежных компенсаций». Поскольку резервов у Корбута нет, ему приходится лихорадочно закрывать «дырки» в бюджете, чтобы сохранить социальную направленность и удовлетворить аппетиты главных лоббистов Беларуси.

Таблица

УБЫТКИ ПРЕДПРИЯТИЙ - УБЫТКИ БЮДЖЕТА

Отметим основные моменты в расходной и доходной частей бюджета 2002г. При явном «проседании» реального сектора единственным местом, где можно взять деньги на финансирование госрасходов, оставались депозиты населения в коммерческих банках. За 2002г. год срочные рублевые депозиты населения выросли в 2,1 раза, депозиты субъектов хозяйствования – на 78,2%. Поскольку в экономике наблюдается острый дефицит прибыльных корпоративных проектов, в которые банки могли бы вкладывать деньги населения, то они вынуждены инвестировать их в государственные ценные бумаги, выдавать предприятиям кредиты на выплату зарплаты, а также, заручившись госгарантиями, давать взаймы госорганизациям. Показатель прибыльности активов банков близок к нулю, что подтверждает тезис о превращении коммерческих банков в придаток государственной финансовой машины.

Минфин и Нацбанк, выполняя распоряжения Совмина и администрации президента, проводят политику вытеснения частных инвестиций. Они искусственно создают ситуацию, в которой единственным мало-мальски приемлемым местом для размещения свободных средств являются облигации и проекты убыточных предприятий, но опять-таки под госгарантии.

Таким образом, в 2002г. правительство продолжило строительство большой финансовой пирамиды. Для обеспечения ее временной устойчивости надо было, во-первых, не спугнуть население и привлечь еще больше денег домашних хозяйств, во-вторых, постараться найти иностранных покупателей государственных ценных бумаг или убедить их дать кредиты, в-третьих, «канализировать» свободные средства банков в те же госпрограммы. Минфину и правительству в целом эту задачу выполнить удалось. Население убаюкивается регулярной бюджетной подпиткой двух ключевых банков - «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». В 2002г. Минфин увеличил долю государства в уставных фондах этих банков на 68 и 92 млрд. рублей соответственно. Надежда на прибыльное использование данных ресурсов, тем более на их возврат в бюджет, равна нулю. Минфин сам пишет, что сельскохозяйственные организации «закончили 2002г. с убытками в сумме 53,1 млрд. рублей и уровнем рентабельности минус 1,5%, по продукции животноводства минус 6,8%. Количество убыточных предприятий составило 1.405, или 56,8% от общего количества» (еще хуже ситуация у льнозаводов: за 2002г. из 53 заводов 51 оказался убыточным). По мнению Минфина, возврат большинства долгов сельхозпредприятий нереален. А это ни много ни мало 1.943,8 млрд. (рост за год в 1,5 раза), при ожидаемой выручке в 2.346,3 млрд. рублей.

МИНФИН В РОЛИ БУРАТИНО

Как указывает Минфин, «тяжелым бременем для бюджета было исполнение гарантий правительства по кредитам, выданным в предыдущие годы банковской системой на финансирование агропромышленного комплекса... Привлечение средств от размещения облигаций на эти цели составило 36% от объемов, направленных на финансирование дефицита бюджета». Корбут и его ведомство выступают стрелочниками в чрезвычайно вредном для экономики Беларуси процессе. Село и промышленность «выбивают» из банков кредиты. Банки, стараясь прикрыть свои тылы, требует гарантии правительства. Минфин, не обладая возможностями проконтролировать эффективность использования кредитов, не может через суд взыскать долги. При этом его обязывают убеждать все новых клиентов давать правительству взаймы. «Республика находится в пике платежей по внешнему долгу», а госпредприятия спокойно списывают на правительство свои долги. «За период 1992-2002гг. Министерство финансов выполнило гарантийные обязательства по внешним государственным займам на сумму $106,3 млн., из которых не возмещено в бюджет $63,4 млн.». Помимо этого, долги предприятий перед Минфином по кредитам МВФ, ТКК, России, АКА/Гермес и Японии составляют $175,2 млн. Минфин пытается взыскивать деньги, но разве он может ускорить процедуру банкротства госпредприятий? Разве это его дело проводить реструктуризацию реального сектора? Да, проверили минфиновцы ОАО «Камволь», Молодечненский мясокомбинат, РУ ПТП «Триор», ПРУП «МЗОР», ОАО «Руденск» и ОАО «Фандок» и обнаружили, что данные предприятия «имеют неудовлетворительную структуру балансов, коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормативных значений и фактически не в состоянии выполнить свои обязательства в полном объеме». А ведь еще работают на госслужбе люди, которые пробивали эти кредиты и гарантировали их возврат. Если бы такое безобразие допустили частные фирмы, их бы уже давно публично высекли и обвинили в организации заговора против молодого независимого государства. А госпредприятиям, значит, можно безнаказанно «кидать» Минфин и получать за это лишь пару выговоров и тираду грозных обвинений на очередном селекторе?

Бессилие Минфина и безнаказанность руководства предприятий и концернов вылились в рост задолженности по бюджетным ссудам до 267,6 млрд. рублей. «Такая форма государственной поддержки сложилась из-за ограниченности кредитных ресурсов в банковской системе, их высокой цены и невозможности их получения из-за низкой кредитоспособности предприятий». На самом деле у банков хватает кредитных ресурсов, просто они не могут себе позволить дарить деньги плохо управляемым госпредприятиям. Минфин же отказать им не может.

За 2002г. центральный аппарат Минфина и его местные отделения провели 13,5 тыс. ревизий и проверок (в среднем 37 проверок в день) и проанализировали работу более 1.500 организаций, превратившись из органа стратегического планирования госфинансов в очередную контролирующую структуру. Выявлен «вред от незаконного расходования, недостач и хищения денежных средств и материальных ценностей (...) на общую сумму 10,9 млрд. рублей, в т.ч. 4,7 млрд. рублей бюджетных средств». 752 организации, или каждая вторая проверенная, неправильно использовали получаемые бюджетные ресурсы. Больше всего нарушителей среди Минжилкомхоза, который порадовал белорусов в 2002г. почти трехкратным повышением цен на свои услуги. Следом идут Минобразования и вечно жалующийся на нехватку одного триллиона рублей инвестиций Минсельхозпрод.

ФИНАНСОВЫЕ ОПОРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПИРАМИДЫ

Относительную устойчивость государственной финансовой пирамиды поддерживал Нацбанк. Изначально он должен был профинансировать дефицит республиканского бюджета в размере 152 млрд. рублей. По факту ведомство Петра Прокоповича выдало Минфину долгосрочных кредитов (все они были переоформлены под 6,5% годовых в начале 2003г.) на сумму 182 млрд. рублей.

Вторым источником стали коммерческие банки и организации, которые решились на покупку гособлигаций и векселей правительства. Согласно закону о бюджете на 2002г., планировалось привлечь нетто 89,1 млрд. рублей. По факту получилось 146,9 млрд. (привлечено 809 млрд., погашено 667,5 млрд.). Облигаций продано на 701,7 млрд. рублей, погашено на 447,1 млрд. Как пишет Минфин, «финансирование республиканского бюджета за счет эмиссии и размещения государственных облигаций для юридических лиц составило 254,5 млрд. рублей... Это в 3,4 раза выше первоначальных назначений и в 3,2 раза выше аналогичного показателя за 2001г.».

От хорошей жизни так резко в долги не залезают, поэтому настроение Корбута на встрече с депутатами было таким минорным. Он-то знает, что внутренний долг Беларуси на 1 января 2003г. составил уже 1.784,5 млрд. рублей и вырос за год на 438,3 млрд. рублей. Внутренний долг вырос в 5 раз больше внешнего, который составил $813 млн. Правительство Беларуси превратилось в этакий хэдж-фонд, который проводит высоко спекулятивную политику заимствования и кредитования коммерчески провальных проектов.

ПОЧЕМУ СЕКВЕСТР

Выступление Корбута в ППНС можно было расценить как еще одно предупреждение: жизнь в долг опасна для здоровья экономики. По его мнению, пересмотра показателей бюджета в ближайшее время не избежать. Причины кроются в характере бюджетной политики на протяжении последних лет. Во-первых, Минфин предупредил, что на кредиты Нацбанка в следующем году рассчитывать не приходится. Речь идет как минимум о 152 млрд. рублей. В худшем случае эта сумма может увеличиться до 200 млрд. Во-вторых, по причине провала «большой» приватизации бюджет не получит запланированных 434 млрд. рублей. В 2002г. ситуация была прямо противоположной. В уточненном варианте бюджета планировалось получить 21,86 млрд. рублей, а фактически получили 424,28 млрд.

Третья причина секвестра - состояние банковской системы и перспективы дальнейшего кредитования банками и предприятиями текущих расходов бюджета. На 2003г. правительство запланировало получить чистыми (т.е. за минусом погашения предыдущих займов) от продажи ценных бумаг 112 млрд. рублей. Уже в первом квартале коммерческие банки купили ценных бумаг на 112,2 млрд. рублей. При дальнейшем снижении ставки рефинансирования и сохранении темпов увеличения рублевой денежной массы депозитные ставки могут стать отрицательными. После этого вкладчики могут начать требовать вернуть свои вклады, большая часть которых уже давно «проедена» государственными организациями. Первые признаки паники - и банковская система может сложиться, как карточный домик.

Четвертая причина - резкое ухудшение финансового состояния предприятий и, следовательно, их неспособность платить налоги. К примеру, в бюджете 2003г. запланировано получить от налогов на доходы и прибыль 724 млрд. рублей. В 2002г. по налогам на прибыль и доходы было получено всего 457,2 млрд. рублей (недобор 17,3% от первоначального плана). Причин для такого стремительного роста балансовой прибыли при ухудшении финансового состояния предприятий нет. Разве только Нацбанк инфляцией подсобит. Не все так безоблачно с выполнением плана по НДС и доходам внебюджетных фондов, в первую очередь, фонда социальной защиты.

И, наконец, пятая причина - необходимость увеличения финансовой поддержки госбанков, промышленных предприятий и региональных бюджетов. Получается, что по плохому сценарию правительство может не получить около 600 млрд. рублей, а по кризисному - около 900 млрд. (около 2,8% ВВП, или 14,7% доходной части республиканского бюджета на 2003г.). Ситуация еще ухудшится, если резко упадут цены на нефть, вырастут цены на газ и ЖКУ и начнут разваливаться самые слабые коммерческие банки. Если в этом году не предпринять адекватных бюджетных мер, то 2004г. действительно может стать самым тяжелым в новой истории Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код